Адаптация первокурсников к системе высшего образования связана с ростом личной ответственности и свободы в планировании времени. В этих условиях дисциплины, не имеющие прямой связи с основной специальностью, часто отходят на второй план. Физическая культура часто попадает под удар первой. Следствием становится невыполнение учебного плана и ухудшение состояния здоровья на фоне повышения стресса [3, с. 941]. Стандартным решением проблемы является разделение студентов на секции по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол). Однако этот подход не решает исходную проблему мотивации. Студент, не имеющий опыта и интереса к данным видам спорта, не получает достаточного стимула для их самостоятельного посещения.
Для того чтобы увеличить вовлечение студентов, выдвинуто предложение включить в стандартную учебную программу по физической культуревидыспорта, культурно и ментально близкие современным студентам [1, с. 550]. В качестве такого спорта предлагается страйкбол (спидсофт) – тактическая командная игра, использующая безопасные макеты пневматического оружия в купе с защитным снаряжением. Страйкбол совмещает в себе физические и логические нагрузки [2, с. 71]. Для проверки актуальности предложения был проведен анонимный онлайн-опрос студентов УГНТУ различных инженерных специальностей. Хоть выборка и небольшая (всего 26 участников), она позволяет оценить потенциальный интерес и выявить корень проблемы. Содержание и результаты опроса приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Опрос и его результаты
|
№ |
Вопрос |
Ответы |
|
1 |
Как часто вы посещаете занятия по физической культуре в университете? |
4 раза в неделю 1 3 раза в неделю 1 2 раза в неделю 19 1 раз в неделю 0 Не посещаю 5 |
|
2 |
Если прогуливаете занятия, выберите причину (среди 13 прогуливающих): |
Не хватает времени 5 Не хватает желания 7 Не считаю дисциплину полезной 0 Самостоятельно занимаюсь дополнительно 1 |
|
3 |
Считаете ли вы, что вам не хватает мотивации посещать занятия физической культурой? |
Да 9 Скорее да, чем нет 7 Скорее нет, чем да 2 Нет 8 |
|
4 |
Играете ли вы в компьютерные игры? |
Да 20 Нет 6 |
|
5 |
Если играете, выберите причину (среди 20 играющих, несколько вариантов ответа): |
Так я провожу время с друзьями 15 Так я ухожу от своих проблем 11 Так я получаю новые эмоции 13 Так я могу скоротать время 15 Желаю вспомнить, как играл в детстве 9 Хочу выместить эмоции/энергию 10 Нет альтернативы 1 |
|
6 |
Занимаетесь ли вы спортом помимо занятий по физической культуре? |
Да 10 Нет 16 |
|
7 |
Знаете ли вы, что такое страйкбол (спидсофт)? |
Да 15 Слышал, но не знаю подробностей 10 Нет 1 |
|
8 |
Если нет, хотели бы узнать? (среди 11 не знающих) |
Да 9 Нет 2 |
|
9 |
Разбиваетесь ли вы в кружки по видам спорта? |
Да 11 Нет 15 |
|
10 |
Если бы у вас была возможность, хотели бы вы быть частью спортивной команды? |
Да 10 Нет 16 |
|
11 |
Вам было бы интереснее посещать занятия, если бы вы больше играли, чем выполняли разрозненные упражнения? |
Да 22 Я бы хотел видеть общую цель и идти к ней на протяжении семестра 3 Нет 1 |
|
12 |
Стали бы вы заниматься новым для вас спортом, если бы университет предоставил экипировку? |
Да 18 Нет 8 |
Опрос подтвердил проблему: 50% отметили, что пропускают занятия, 61% согласны, что текущая система мотивации к занятиям физкультурой в университете является недостаточной.
Ключевым результатом стала оценка интереса к страйкболу: 15 из 26 опрошенных уже хорошо знают, что это. Из 11 опрошенных, кто только слышал или не слышал о страйкболе, 9 проявили интерес. Это указывает на существование значительного незадействованного потенциала. Также опрос показал, что 76% опрошенных играют в компьютерные игры. Самые популярные причины игры: желание провести время с друзьями и получить новые эмоции, выместить энергию. Выявленные предпочтения напрямую коррелируют с форматом страйкбола, предлагающим перенести знакомую виртуальную механику в реальное физическое пространство.
Главными барьерами для начала занятий стали нехватка времени (38%) и мотивации (53%). Данные барьерыявляются организационными и могут быть устранены на уровне факультета или ВУЗа через создание официальной секции с фиксированным расписанием, что интегрирует активность в учебное расписание, дополнительно решая проблему поиска команды. 72% опрошенных отметили готовность попробовать новый спорт при предоставлении условий (экипировки). 38% хотели бы стать частью спортивной команды.
Проведенный опрос подтверждает актуальность и адекватность выдвинутогопредположения. Низкий уровень мотивации к традиционным занятиям физкультурой и выраженный интерес к страйкболу позволяют рассматривать его как жизнеспособную альтернативу для повышения вовлеченности. Для решения проблемы предлагается создание на базе университета спортивной секции по страйкболу (спидсофту) по выбору с обеспечением доступа к безопасной площадке, базовому снаряжению и инструктажу по технике безопасности.
Список литературы
- Рыжков Д.Д. Роль игрового метода в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой / Рыжков Д.Д. // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2025. – № 11 (92) Том 4. – С. 550–555
- Халиков А.А. К вопросу о применении страйкбола на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками органов внутренних дел / Халиков А.А. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2016. – № 2 (72). – С. 71–75
- Яковенко А.П. Студент и мотивация к физической культуре / Яковенко А.П., Мельничук А.А., Зотин В.В. // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 4 (22). – С. 941–946


