ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАЙКБОЛА КАК ПРОГРЕССИВНОГО СПОРТА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАЙКБОЛА КАК ПРОГРЕССИВНОГО СПОРТА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

15

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (253), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье анализируется проблема низкой заинтересованности студентов в занятии спортом и предлагается альтернативастандартным видам спорта в виде страйкбола. На основе опроса студентов проанализированы причины прогулов и выявлен высокий интерес к форматам активности, близким по духу молодёжи. В качестве решения, соответствующего интересам современных студентов, обосновывается внедрение страйкбола (спидсофта) в учебную программу.

Адаптация первокурсников к системе высшего образования связана с ростом личной ответственности и свободы в планировании времени. В этих условиях дисциплины, не имеющие прямой связи с основной специальностью, часто отходят на второй план. Физическая культура часто попадает под удар первой. Следствием становится невыполнение учебного плана и ухудшение состояния здоровья на фоне повышения стресса [3, с. 941]. Стандартным решением проблемы является разделение студентов на секции по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол). Однако этот подход не решает исходную проблему мотивации. Студент, не имеющий опыта и интереса к данным видам спорта, не получает достаточного стимула для их самостоятельного посещения.

Для того чтобы увеличить вовлечение студентов, выдвинуто предложение включить в стандартную учебную программу по физической культуревидыспорта, культурно и ментально близкие современным студентам [1, с. 550]. В качестве такого спорта предлагается страйкбол (спидсофт) – тактическая командная игра, использующая безопасные макеты пневматического оружия в купе с защитным снаряжением. Страйкбол совмещает в себе физические и логические нагрузки [2, с. 71]. Для проверки актуальности предложения был проведен анонимный онлайн-опрос студентов УГНТУ различных инженерных специальностей. Хоть выборка и небольшая (всего 26 участников), она позволяет оценить потенциальный интерес и выявить корень проблемы. Содержание и результаты опроса приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Опрос и его результаты

Вопрос

Ответы

1

Как часто вы посещаете занятия по физической культуре в университете?

4 раза в неделю 1

3 раза в неделю 1

2 раза в неделю 19

1 раз в неделю 0

Не посещаю 5

2

Если прогуливаете занятия, выберите причину (среди 13 прогуливающих):

Не хватает времени 5

Не хватает желания 7

Не считаю дисциплину полезной 0

Самостоятельно занимаюсь

дополнительно 1

3

Считаете ли вы, что вам не хватает мотивации посещать занятия физической культурой?

Да 9

Скорее да, чем нет 7

Скорее нет, чем да 2

Нет 8

4

Играете ли вы в компьютерные игры?

Да 20

Нет 6

5

Если играете, выберите причину (среди 20 играющих, несколько вариантов ответа):

Так я провожу время с друзьями 15

Так я ухожу от своих проблем 11

Так я получаю новые эмоции 13

Так я могу скоротать время 15

Желаю вспомнить, как играл в детстве 9

Хочу выместить эмоции/энергию 10

Нет альтернативы 1

6

Занимаетесь ли вы спортом помимо занятий по физической культуре?

Да 10

Нет 16

7

Знаете ли вы, что такое страйкбол (спидсофт)?

Да 15

Слышал, но не знаю подробностей 10

Нет 1

8

Если нет, хотели бы узнать? (среди 11 не знающих)

Да 9

Нет 2

9

Разбиваетесь ли вы в кружки по видам спорта?

Да 11

Нет 15

10

Если бы у вас была возможность, хотели бы вы быть частью спортивной команды?

Да 10

Нет 16

11

Вам было бы интереснее посещать занятия, если бы вы больше играли, чем выполняли разрозненные упражнения?

Да 22

Я бы хотел видеть общую цель и идти

к ней на протяжении семестра 3

Нет 1

12

Стали бы вы заниматься новым для вас спортом, если бы университет предоставил экипировку?

Да 18

Нет 8

 

Опрос подтвердил проблему: 50% отметили, что пропускают занятия, 61% согласны, что текущая система мотивации к занятиям физкультурой в университете является недостаточной.

Ключевым результатом стала оценка интереса к страйкболу: 15 из 26 опрошенных уже хорошо знают, что это. Из 11 опрошенных, кто только слышал или не слышал о страйкболе, 9 проявили интерес. Это указывает на существование значительного незадействованного потенциала. Также опрос показал, что 76% опрошенных играют в компьютерные игры. Самые популярные причины игры: желание провести время с друзьями и получить новые эмоции, выместить энергию. Выявленные предпочтения  напрямую коррелируют с форматом страйкбола, предлагающим перенести знакомую виртуальную механику в реальное физическое пространство.

Главными барьерами для начала занятий стали нехватка времени (38%) и мотивации (53%). Данные барьерыявляются организационными и могут быть устранены на уровне факультета или ВУЗа через создание официальной секции с фиксированным расписанием, что интегрирует активность в учебное расписание, дополнительно решая проблему поиска команды. 72% опрошенных отметили готовность попробовать новый спорт при предоставлении условий (экипировки). 38% хотели бы стать частью спортивной команды.

Проведенный опрос подтверждает актуальность и адекватность выдвинутогопредположения. Низкий уровень мотивации к традиционным занятиям физкультурой и выраженный интерес к страйкболу позволяют рассматривать его как жизнеспособную альтернативу для повышения вовлеченности. Для решения проблемы предлагается создание на базе университета спортивной секции по страйкболу (спидсофту) по выбору с обеспечением доступа к безопасной площадке, базовому снаряжению и инструктажу по технике безопасности.

Список литературы

  1. Рыжков Д.Д. Роль игрового метода в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой / Рыжков Д.Д. // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2025. – № 11 (92) Том 4. – С. 550–555
  2. Халиков А.А. К вопросу о применении страйкбола на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками органов внутренних дел / Халиков А.А. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2016. – № 2 (72). – С. 71–75
  3. Яковенко А.П. Студент и мотивация к физической культуре / Яковенко А.П., Мельничук А.А., Зотин В.В. // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 4 (22). – С. 941–946
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее