Динамика преступности с участием несовершеннолетних сохраняет высокую социальную значимость, несмотря на отмечаемое в последние годы снижение абсолютных показателей [3, С. 8]. Ежегодно в Российской Федерации регистрируются десятки тысяч преступлений, совершенных данной категорией лиц. Подобная статистика актуализирует проблему оптимизации расследования, в рамках которой особое место занимает совершенствование следственных действий, и в первую очередь – допроса. Однако, как показывают исследования, до 59,1% следователей и дознавателей испытывают трудности в применении психологических знаний при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних, а при допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых такие затруднения испытывают 51% респондентов [1]. Основной причиной является дефицит знаний в области возрастной психологии, психологии общения и психологии лжи. Таким образом, психологическое обеспечение расследования, включающее как деятельность психологов, так и компетентное использование психологических знаний самими следователями, становится императивом современной следственной практики.
Эффективность допроса несовершеннолетнего напрямую зависит от учета специфики его психического развития. Подростковый и ранний юношеский возраст характеризуются рядом особенностей, которые могут выступать как криминогенными факторами, так и ресурсами для установления контакта.
К числу таких особенностей исследователи относят: повышенную конформность и внушаемость; психологическую зависимость от предметного мира и групповых стереотипов; негативизм и демонстративное стремление к независимости; браваду, склонность к риску и любопытство; легкомысленное отношение к порокам; доверчивость и неумение действовать в конфликтных ситуациях [1]. Мухина В.С. отмечает амбивалентность данного возраста, где потенциал высочайшей человечности соседствует с возможностью опуститься до «глубин бесчеловечности» [10, С. 422]. Однако именно на позитивные качества – смелость, правдивость, стремление к самостоятельности – целесообразно опираться следователю, выстраивая коммуникацию.
Существенное значение имеют гендерные различия. Реуцкая И.Е. и Бродченко О.И. указывают, что юноши, обладая более высокой концентрацией внимания и ориентацией на факты, предпочитают «разговор по существу», что требует от следователя четкости формулировок [1]. Девушки же отличаются развитыми языковыми способностями, но большей субъективностью и склонностью к косвенному выражению мыслей, что требует от следователя развитой интуиции и навыков активного слушания для активизации их показаний [1, 3].
Ключевое значение для выбора тактики имеет индивидуально-психологический склад личности, в частности, тип акцентуации характера. Работы Личко А.Е. и других психологов показывают, что гипертимные подростки, склонные к лидерству и активности, требуют быстрого темпа беседы, в то время как для шизоидных, замкнутых лиц необходим продолжительный этап установления доверия [19, С. 325-326]. Допрос лабильных подростков невозможен без постоянной демонстрации эмпатии и поддержки, а работа с истероидным типом требует управления их потребностью во внимании. Учет этих особенностей позволяет избежать усиления защитных реакций и способствует продуктивному взаимодействию.
Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 191, 425 УПК РФ) устанавливает специальный режим допроса несовершеннолетних, направленный на защиту их прав и психики. К обязательным условиям относятся: ограничение продолжительности (не более 2 часов без перерыва и 4 часов в день для лиц старше 14 лет); участие защитника; участие педагога или психолога (обязательное для лиц до 16 лет, а также для старших при отставании в развитии); право на присутствие законного представителя [4, 6]. Нарушение этих норм, как справедливо отмечает Соколов А.Б., влечет признание полученных показаний недопустимыми доказательствами [4]. Однако, как показывает практика, возникают коллизии, например, когда законный представитель, стремясь избежать гражданской ответственности, действует вопреки интересам несовершеннолетнего, что требует от следователя права на его отстранение [4, 6].
Тактическая структура допроса с участием несовершеннолетнего включает несколько взаимосвязанных этапов.
1. Подготовительный этап. Требует сбора информации об условиях жизни, воспитания, успеваемости, круге общения, интересах и особенностях характера несовершеннолетнего [2, 3]. Важен выбор места допроса, призванного минимизировать стресс (кабинет педагога, специализированная комната). Критически значимым является определение круга участников (педагог, психолог, законный представитель) и нейтрализация возможного негативного влияния с их стороны.
2. Установление психологического контакта. Это базовая и наиболее сложная задача. Исследователи предлагают ряд эффективных приемов:
«Накопление согласия»* – начало беседы с нейтральных, позитивно окрашенных тем, способствующих снятию напряжения [1].
Демонстрация общности* – поиск и акцентирование совпадений во взглядах, интересах, биографических деталях [1].
«Психологическое поглаживание»* – удовлетворение потребности в признании «взрослости», подчеркивание положительных качеств личности допрашиваемого [1, 6].
Создание безопасной коммуникативной дистанции и визуального контакта, интерпретация невербальных сигналов (открытость позы, частота взгляда) как индикаторов установленного контакта [1, 5].
3. Свободный рассказ и вопросно-ответная стадия. На этапе свободного рассказа необходимо проявлять терпение, не перебивать и не корректировать повествование, даже если оно непоследовательно. Для активизации памяти допустимы уточняющие и напоминающие вопросы, использование методов аналогии [1, 2]. Вопросы должны формулироваться ясно, с учетом возраста и развития ребенка, без использования сложной юридической терминологии. При необходимости термины должны разъясняться.
4. Преодоление противодействия и изобличение лжи. В конфликтной ситуации, связанной с дачей ложных показаний, предпочтение следует отдавать приемам логического убеждения и предъявления доказательств, а не эмоциональному давлению, которое может привести к самооговору [3, 5]. Эффективным может быть использование факта дачи показаний соучастниками, апелляция к чувству справедливости и положительным сторонам личности подростка. Важным инструментом является детальный допрос о событиях с последующим сопоставлением показаний с другими материалами дела.
Анализ научной литературы и правоприменительной практики позволяет выделить ряд системных проблем: Недостаточная психологическая подготовка следователей. Эмпирические данные свидетельствуют о дефиците знаний в области детской и подростковой психологии [1]. Правовая неопределенность статуса педагога/психолога. Их пассивная роль на допросе часто сводит на нет защитную функцию их участия [4]. Конфликт интересов законного представителя. Родители могут непреднамеренно или сознательно препятствовать объективному расследованию [4, 6]. Отсутствие специализированной среды для допроса. Стандартный кабинет следователя может оказывать подавляющее психологическое воздействие на несовершеннолетнего [3, 4].
В качестве направлений совершенствования представляются целесообразными:
– Внедрение в программу профессиональной подготовки следователей обязательного курса по психологии несовершеннолетних и тактике их допроса.
– Законодательное закрепление четких procedural rights и обязанностей педагога и психолога как активных участников процесса, обеспечивающих адекватное психологическое состояние допрашиваемого.
– Предоставление следователю диспозитивного права отстранять законного представителя от участия в деле при наличии обоснованных сомнений в соблюдении им интересов ребенка.
– Создание в следственных подразделениях специализированных («дружественных к ребенку») помещений для проведения допросов.
– Широкое внедрение обязательной видеофиксации допросов несовершеннолетних, что служит гарантией соблюдения их прав, инструментом контроля за действиями следователя и источником ценной информации для психолого-криминалистического анализа.
Таким образом, допрос несовершеннолетнего представляет собой комплексное следственное действие, успех которого детерминирован синтезом строгого соблюдения процессуальных гарантий и тонкого учета психологической специфики личности. Интеграция знаний возрастной, социальной и юридической психологии в тактику допроса является не дополнительным, а необходимым условием получения полных и достоверных показаний, защиты законных интересов несовершеннолетнего и, в конечном итоге, установления объективной истины по делу [11]. Дальнейшее развитие данного направления видится в междисциплинарных исследованиях, разработке конкретных методических рекомендаций для следователей с учетом типологии подростков и в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей участие специалистов-психологов в уголовном судопроизводстве.
Список литературы
- 1. Реуцкая И.Е., Бродченко О.И. Психологические особенности допроса несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 55–68.
- 2. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М.: Юристинформ, 2009. 263 с.
- 3. Волочай С.Н., Киселев О.Т., Расчетов В.А. Повышение эффективности тактических приемов допроса несовершеннолетних // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 12 (79). С. 113–115.
- 4. Соколов А.Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах // Педагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3. С. 73–78.
- 5. Бертовский Л.В. Допрос: практика и технологии. М.: Экзамен, 2015. 303 с.
- 6. Королева Е.А., Кучин О.С. Проблемы первоначального допроса несовершеннолетнего насильника в условиях неотложности // Российский следователь. 2020. № 6. С. 3–7.
- 7. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Вышэйш. шк., 1973. 368 с.
- 8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 256 с.
- 9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 456 с.
- 10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.12.205).
- 11. Мансурова З.Р., Прокофьева З.Р. . В сборнике: Сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий, проводимых в Уфимском юридическом институте МВД России в 2025 году. Международный круглый стол; Всероссийская научно-практическая конференция (к 80-летию окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов); Международный семинар; Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 35-летнему юбилею кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России. Уфа, 2025. С. 391-394.


