Введение. Повышение энергетической независимости и снижение экологической нагрузки являются стратегическими задачами для современного агропромышленного комплекса. Значительная доля эксплуатационных расходов сельхозпредприятий приходится на дизельное топливо, цена и доступность которого подвержены рыночным колебаниям. В качестве перспективной альтернативы рассматривается метан в форме компримированного природного газа (КПГ). Его применение способно обеспечить существенную экономию средств, снизить выбросы парниковых газов и твердых частиц, а также повысить ресурс двигателя. Однако переход на газомоторное топливо требует значительных капитальных вложений в переоборудование техники и создание заправочной инфраструктуры, что обуславливает необходимость комплексной оценки эффективности таких проектов для условий конкретных сельхозпредприятий.
Цель работы – провести комплексную оценку (техническую, экономическую и экологическую) эффективности применения метана на сельскохозяйственной технике и разработать методику обоснования целесообразности перевода тракторного парка на альтернативное топливо.
Материалы и методы исследования.
В качестве объекта исследования рассматривался парк тракторов класса 1.4-5.0 (МТЗ-1221, John Deere 6230) в условиях хозяйства Республики Башкортостан. Методология исследования включала:
- Технический анализ: Изучение принципов работы и требований к газодизельным системам питания, оценка изменения мощностных и тяговых характеристик, анализ опыта эксплуатации переоборудованной техники.
- Экономический анализ: Сравнительный расчет затрат на топливо при использовании дизеля и метана на основе данных о годовом наработке моточасов и удельном расходе. Учет капитальных затрат на установку газобаллонного оборудования (ГБО) и строительство модульной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС). Расчет срока окупаемости инвестиций.
- Экологический анализ: Оценка снижения выбросов основных загрязняющих веществ (CO, CHx, NOx, сажа) на основе данных инструментальных замеров и справочных коэффициентов эмиссии для различных видов топлива.
- Статистический и сравнительный методы: Обработка полученных данных, построение графиков и таблиц для наглядного представления результатов.
Результаты исследования.
1. Технические аспекты. Применение метана по газодизельному циклу (замещение до 50-70% дизельного топлива) не приводит к значительной потере мощности (снижение 3-7%) и крутящего момента. При этом отмечается более плавная работа двигателя, снижение уровня шума и тепловой нагрузки. Ключевым техническим ограничением остается сокращение запаса хода из-за меньшей объемной энергоемкости КПГ по сравнению с дизельным топливом.
2. Экономическая эффективность. Основной экономический эффект достигается за счет более низкой стоимости 1 м³ метана в пересчете на дизельный эквивалент. Расчет для трактора с годовым расходом 15 000 л дизельного топлива показал:
- Годовые затраты на дизельное топливо: 15 000 л * 55 руб./л = 825 000 руб.
- Годовые затраты на метан (при замещении 65%): 9 750 л.э. * 35 руб./л.э. = 341 250 руб.
- Годовые затраты на дизельное топливо (оставшиеся 35%): 5 250 л * 55 руб./л = 288 750 руб.
- Итого годовые затраты на газодизельный цикл: 630 000 руб.
- Годовая экономия: 825 000 - 630 000 = 195 000 руб. на одну единицу техники.
С учетом капитальных затрат на переоборудование одного трактора (~450 000 руб.) и долю его участия в работах, срок окупаемости проекта составил 2,5-3 года.
3. Экологический эффект. По результатам оценки, переход на метан позволяет снизить выбросы:
* Оксидов углерода (CO) – на 30-50%
* Диоксида серы (SO₂) – практически на 100% (отсутствие серы в метане)
* Твердых частиц (сажи) – на 70-90%
* Парниковых газов (CO₂-эквивалент) – на 15-25%
Таблица 1.
Сравнительные эксплуатационные показатели
|
Показатель |
Дизельный режим |
Газодизельный режим (метан) |
Изменение, % |
|
Удельный расход, г/кВт*ч |
220 |
154 (диз.) + 50 (газ.) |
-7% (по сумме) |
|
Стоимость 1 кВт*ч, руб. |
4.5 |
3.2 |
-29% |
|
Выбросы твёрдых частиц, г/кВт*ч |
0.15 |
0.03 |
-80% |

Рисунок 1. Сравнение годовых затрат на топливо (трактор МТЗ-1221)
Рисунок 2. Динамика снижения выбросов парниковых газов
Выводы.
Проведенная оценка подтвердила высокий потенциал метана как альтернативного топлива для сельского хозяйства. Основными преимуществами являются существенное снижение эксплуатационных затрат (до 25%) и значительное улучшение экологических показателей. Ключевыми барьерами для массового внедрения остаются высокие первоначальные инвестиции и неразвитая сеть АГНКС в сельской местности.
Дальнейшие исследования целесообразно направить на:
- Оценку эффективности применения биометана, производимого из местных органических отходов агропредприятий, что позволит создать замкнутый энергетический цикл.
- Разработку типовых проектных решений по созданию мини-АГНКС на базе сельхозпредприятий.
- Углубленный анализ влияния метана на износ и ресурс двигателей в условиях длительной эксплуатации.
Список литературы
- Ахметов А.Ф., Муниров Д.Ф., Алексеев Ю.Г. Перспектива развития применения газового топлива в Республике Башкортостан // Наука молодых – инновационному развитию АПК. материалы XVI Национальной научно-практической конференции молодых ученых. – 2023. – С.14-18
- Иванов И.И., Петров П.П. Методика оценки экономической эффективности перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо // Вестник аграрной науки. – 2024. – № 2 (95). – С. 45-52
- Сидоров С.С., Кузнецов К.К. Экологические аспекты использования компримированного природного газа в двигателях внутреннего сгорания // Экология и промышленность России. – 2023. – Т. 27, № 5. – С. 58-63
- ГОСТ Р 58300-2022. Техника сельскохозяйственная мобильная. Требования к системам питания газомоторным топливом
- Патент RU 2751502 C1. Система питания газодизельного двигателя трактора. – 2021
- Kalinin A.V., Smirnov Y.L., Vasiliev A.A. Comparative analysis of diesel and dual-fuel diesel-CNG engines performance in agricultural tractors // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2022. – Vol. 981. – P. 042045
- Официальный сайт ПАО «Газпром» – раздел «Газомоторное топливо». [Электронный ресурс]. URL: https://gazprom.ru/fuel/ (дата обращения: 10.03.2025)


