Список литературы
- ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ГРУЗОВОМ АВТОМОБИЛЕ МАЗ-4370 «ЗУБРЁНОК»
- Ахметов Альфир Фоатович, Михайлов Илья Владимирович
- К.т.н., доцент кафедры мобильных энергетических и транспортных средств, студент 4 курса направления подготовки «Агроинженерия»
- ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет
- E-mail: ,
- В статье рассматривается использование сжатого природного газа (метана, CNG) в качестве моторного топлива для среднетоннажного автомобиля МАЗ-4370 «Зубрёнок». Показано, что переход на метан является практичным способом снижения эксплуатационных затрат и сокращения выбросов загрязняющих веществ в условиях городских и пригородных перевозок. Рассмотрены два подхода: газодизельный режим (двухтопливный цикл) и полный перевод двигателя на искровое зажигание.
- Ключевые слова: Метановый двигатель, МАЗ-4370, «Зубрёнок», сжатый природный газ, CNG, газобаллонное оборудование, газодизельный цикл, экологичность, экономическая эффективность.
- Введение. Ужесточение требований к экологическим показателям транспорта и рост затрат на топливо стимулируют применение альтернативных видов моторного топлива. Для развозных перевозок на коротком плече перспективным вариантом является метан (CNG), обеспечивающий более чистое сгорание и снижение выбросов твердых частиц. МАЗ-4370 «Зубрёнок» относится к среднетоннажным автомобилям, широко применяемым в городских и пригородных перевозках, для которых характерны частые разгоны и остановки.
- Цель работы.
- Обоснование целесообразности применения метанового топлива на автомобиле МАЗ-4370 за счет анализа вариантов модернизации (газодизельный режим и искровая конверсия) и оценки ожидаемых эксплуатационных, экономических и экологических эффектов.
- Материалы и методы исследования.
- Объект исследования – автомобиль МАЗ-4370 как развозная платформа. В работе использованы общие сведения о режимах эксплуатации среднетоннажного транспорта, типовые схемы газификации дизельных двигателей, а также расчетно-сопоставительный подход на основе оценочных показателей. Проведён анализ двух основных технических подходов:
- Газодизельный режим, при котором метан подается во впуск, а дизельное топливо сохраняется как запальная порция.
- Полный перевод двигателя на метан с искровым зажиганием, требующий установки системы зажигания и перенастройки управления.
- Изучен комплект газобаллонного оборудования (баллоны CNG, магистрали высокого давления, редуцирующая ступень, блок управления), требования к его компоновке на раме шасси, а также ключевые ограничения: увеличение массы, сокращение запаса хода, требования безопасности и зависимость от инфраструктуры заправки.
- Результаты исследования.Анализ показал, что по сравнению с дизельным вариантом, метановый двигатель имеет более высокий удельный эффективный расход топлива (260 против 230 г/кВт·ч), но существенно более низкую стоимость единицы полезной энергии (3,0 против 6,5 руб./кВт·ч). Это формирует основу для экономии топливных затрат. Экологический эффект проявляется в значительном снижении выбросов: твёрдых частиц – до 90%, CO₂ – около 20%, NOx – около 15%.
- Основные эксплуатационные изменения включают сокращение запаса хода до 300–500 км, увеличение массы топливной системы, повышение сложности обслуживания и необходимость доступа к инфраструктуре АГНКС.
- Таблица 1 – Сравнительная характеристика дизельного и метанового двигателя
- Таблица 2 – Сравнение эксплуатационных параметров дизельного и метанового варианта (оценочно)
- Выводы.
- Метан (CNG) является перспективным моторным топливом для МАЗ-4370 в городских режимах работы при наличии развитой инфраструктуры заправки.
- Технически применимы как газодизельный режим (частичное замещение), так и полная искровая конверсия; выбор зависит от приоритетов (экономичность/экология) и бюджета.
- Ограничивающими факторами выступают масса и размещение баллонов, сокращение запаса хода, специфические регламенты безопасности и сервисного обслуживания.
- Экономическая целесообразность перехода определяется соотношением стоимости топлива, годовым пробегом и затратами на переоборудование.
- Список использованных источников
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие агропромышленного комплекса». – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
- Габитов И.И., Неговора А.В., Ахметов А.Ф. Рекомендации производству по переводу автотракторных дизелей на альтернативное моторное топливо (метан, биотопливо): научно-практические рекомендации. – Уфа, 2021.
- Патент RU 2753070 C1. Способ работы газодизельного двигателя и система для его осуществления / Иванов С.П., Петров В.К. – 2021.
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственной и мелиоративной техники».
- Ахметов А.Ф. Совершенствование средств диагностики насос-форсунок автотракторных и комбайновых дизелей // В сб.: Достижения науки – агропромышленному производству. Материалы LIII международной научно-технической конференции / под ред. П.Г. Свечникова. – 2014. – С. 22–27.
- Неговора А.В., Ахметов А.Ф. Разработка методов и средств диагностирования электроуправляемых насос-форсунок дизелей // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. – 2014. – № 3 (31). – С. 64–67.
- APPLICATION OF A METHANE ENGINE ON THE MAZ-4370 "ZUBRENOK" TRUCK
- Akhmetov Alfir Foatovich, Mikhaylov Ilya Vladimirovich
- Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Mobile Energy and Vehicles, 4th year student in the field of Agroengineering
- FSBEI HE Bashkir Bashkir State Agrarian University
- E-mail: ,
- The paper discusses the use of compressed natural gas (methane, CNG) as motor fuel for the MAZ-4370 medium-duty truck. Two technical pathways are considered: dual-fuel (diesel pilot) operation and full spark-ignition conversion. The study outlines typical onboard CNG equipment, practical cylinder packaging options and key operational constraints: payload impact, driving range, refuelling infrastructure and safety requirements.
- Keywords: Methane engine, MAZ-4370, Zubrenok, compressed natural gas, CNG, gas cylinder equipment, dual-fuel, environmental performance, cost efficiency.


