РAЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЕРИИ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

РAЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЕРИИ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

1

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (253), Декабрь ‘25

Поделиться

Статья посвящена исследованию влияния создания серии графических работ на развитие творческих способностей подростков. Раскрываются психологические аспекты подросткового возраста, специфика творческого процесса, методы преподавания и разнообразие техник обучения. Приводятся практические рекомендации по организации учебного процесса, направленные на выявление индивидуальных особенностей учеников и стимуляцию их творческого потенциала. Результаты исследования подтверждают эффективность комплексного подхода к обучению графике как средству развития творческих способностей и формирования личности подростка.

В современном мире стремительные технологические изменения и высокая конкуренция ставят перед обществом потребность в творчески мыслящих и современно ориентированных личностях. От образования требуют поиска эффективных методов развития творческого потенциала подростков. В связи с появлением новых технологий и перегрузкой информационным мусором учащиеся начинают мыслить шаблонами. 

 

По определению Льва Семёновича Выготского, творческие способности — это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности.

 

Развитие творческих способностей поможет детям лучше познавать окружающий мир и быстро и креативно решать поставленные задачи, что необходимо для их всестороннего развития и успешной адаптации в современном обществе. «Как показывают работы Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ученый-психолог делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности» [1].

 

Подростковый возраст — это особый период в развитии личности каждого человека. Влияние, которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.

 

Художественные произведения, являясь духовным продуктом, влияют на духовность человека, развивая его эмоционально-волевую сферу (чувства, волю) и познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения). Искусство, по мнению многих исследователей, оказывает воздействие на деятельность человека, в каком бы направлении она не развивалась.

 

При занятиях искусством, включая изобразительное, необходимо применять уникальный метод и структуру, учитывая диалектический принцип последовательности и целостности. Психологические особенности личности подростков являются ключевыми для понимания их поведения, деятельности, общения и творческой реализации. В этот период наблюдается развитие специфических познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение, которые тесно связаны с возрастными изменениями и индивидуальными характеристиками личности.

 

Учет этих особенностей позволяет глубже понять мотивацию подростков, их эмоциональные реакции и способы взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, подростковый возраст характеризуется высокой пластичностью психики и усиленной потребностью в самовыражении, что делает важным рассматривать деятельность и творчество как формы реализации внутреннего потенциала личности.

 

Разработка и создание графических композиций в учебных целях строятся на постадийном методическом подходе, особенностями которого являются последовательность и точность прохождения каждого из этапов. Усвоение данного подхода является важной составляющей процесса обучения школьника.

 

Создание серии графических работ является эффективным средством развития творческого потенциала подростков, что обусловлено специфическими психолого-педагогическими особенностями данного возрастного этапа. 

 

Последовательный творческий процесс при создании серии графических работ помогает подростку не только осмыслить собственные идеи, но и выстроить комплексный визуальный рассказ. Такой подход развивает умение видеть связь между отдельными произведениями, ощущать их единство и различие, а также учит планированию и целенаправленному воплощению замысла. Процесс становится не просто выполнением отдельной задачи, а путешествием, в ходе которого каждый этап служит фундаментом для следующего.

 

Разнообразие техник обучения способствует вовлечению подростков в активную творческую деятельность. Демонстрационные занятия, групповая работа и самоконтроль позволяют учащимся расширить кругозор, приобрести практические навыки и повысить интерес к процессу обучения.

 

Современные тенденции в графике предлагают богатую палитру традиционных и инновационных технологий. Ручные техники: рисование карандашом, постелью, тушью, маркерами; Печатные техники: линогравюра, ксилография, формируют базовые навыки работы с материалом, тогда как цифровая графика позволяет реализовать сложные проекты и подготовиться к профессиональной деятельности в области дизайна и иллюстрации.

 

Обсуждение работ и совместная разработка проектов усиливают коммуникационные навыки и способность воспринимать мнения окружающих. Критический анализ способствует совершенствованию навыков аргументированной оценки и развивает готовность к экспериментам и новым подходам. Коллективное взаимодействие играет важную роль в художественном образовании, особенно в процессе развития творческих способностей подростков. Обсуждение собственных и чужих работ в группе создаёт пространство для обмена опытом, где каждый участник получает возможность взглянуть на творчество с разных точек зрения. Такой диалог помогает расширить представления о возможностях графического выражения, открыть новые идеи и подходы, которые сложно было бы найти в одиночной деятельности. [2].

 

Индивидуализированный подход, учитывающий склонности и предпочтения каждого ученика, способствует формированию уникальной творческой манеры и глубокому пониманию процессов художественного творчества. Свобода выбора средств и стилей создает условия для полной реализации творческого потенциала. Учитывая личные особенности каждого подростка — его эмоциональные реакции, интересы, уровень подготовки и скорость усвоения нового материала — можно создать образовательную среду, которая максимально раскрывает творческий потенциал каждого ученика. Внимание к индивидуальным склонностям позволяет подобрать задания и темы, вызывающие искренний интерес и внутреннюю мотивацию к творчеству, что особенно важно в переходном возрасте с его поисками идентичности. При таком подходе педагог не просто передаёт универсальные знания, а выступает наставником, способствующим развитию уникального художественного почерка и формированию собственного взгляда на мир [5].

 

Подводя итог к выше изложенному, создание серии графических работ — это эффективный и многогранный инструмент для раскрытия творческого потенциала детей подросткового школьного возраста, значительно улучшает способность подростков мыслить визуально, планировать проекты и проявлять собственное видение мира. Графика как инструмент обучения способствует развитию широкого спектра умений, важных для будущего успеха в творчестве и повседневной жизни.

 

Включение уроков по созданию серии графических работ в учебные программы помогает готовить детей к жизни в современном обществе, где такие качества, как креативность и гибкость мышления, становятся все более востребованными.

Список литературы

  1. Автор:
  2. Мирнова Е.А.,
  3. 5 курс группа ИК-21-о
  4. ГБОУ ВО СГПИ
  5. Г. Ставрополь, Россия
  6. , +7-962-431-94-47
  7. Научный руководитель:
  8. Беляева Л.Ю.,
  9. доцент кафедры педагогических арт-технологий, доцент
  10. ГБОУ ВО СГПИ
  11. Г. Ставрополь, Россия
  12. Аннотация
  13. Статья посвящена исследованию влияния создания серии графических работ на развитие творческих способностей подростков. Раскрываются психологические аспекты подросткового возраста, специфика творческого процесса, методы преподавания и разнообразие техник обучения. Приводятся практические рекомендации по организации учебного процесса, направленные на выявление индивидуальных особенностей учеников и стимуляцию их творческого потенциала. Результаты исследования подтверждают эффективность комплексного подхода к обучению графике как средству развития творческих способностей и формирования личности подростка.
  14. Ключевые слова: творческие способности, подростковый возраст, графические работы, обучение, методика, индивидуальный подход, психология, искусство.
  15. В современном мире стремительные технологические изменения и высокая конкуренция ставят перед обществом потребность в творчески мыслящих и современно ориентированных личностях. От образования требуют поиска эффективных методов развития творческого потенциала подростков. В связи с появлением новых технологий и перегрузкой информационным мусором учащиеся начинают мыслить шаблонами.
  16. По определению Льва Семёновича Выготского, творческие способности — это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности.
  17. Развитие творческих способностей поможет детям лучше познавать окружающий мир и быстро и креативно решать поставленные задачи, что необходимо для их всестороннего развития и успешной адаптации в современном обществе. «Как показывают работы Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ученый-психолог делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности» [1].
  18. Подростковый возраст — это особый период в развитии личности каждого человека. Влияние, которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.
  19. Художественные произведения, являясь духовным продуктом, влияют на духовность человека, развивая его эмоционально-волевую сферу (чувства, волю) и познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения). Искусство, по мнению многих исследователей, оказывает воздействие на деятельность человека, в каком бы направлении она не развивалась.
  20. При занятиях искусством, включая изобразительное, необходимо применять уникальный метод и структуру, учитывая диалектический принцип последовательности и целостности. Психологические особенности личности подростков являются ключевыми для понимания их поведения, деятельности, общения и творческой реализации. В этот период наблюдается развитие специфических познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение, которые тесно связаны с возрастными изменениями и индивидуальными характеристиками личности.
  21. Учет этих особенностей позволяет глубже понять мотивацию подростков, их эмоциональные реакции и способы взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, подростковый возраст характеризуется высокой пластичностью психики и усиленной потребностью в самовыражении, что делает важным рассматривать деятельность и творчество как формы реализации внутреннего потенциала личности.
  22. Разработка и создание графических композиций в учебных целях строятся на постадийном методическом подходе, особенностями которого являются последовательность и точность прохождения каждого из этапов. Усвоение данного подхода является важной составляющей процесса обучения школьника.
  23. Создание серии графических работ является эффективным средством развития творческого потенциала подростков, что обусловлено специфическими психолого-педагогическими особенностями данного возрастного этапа.
  24. Последовательный творческий процесс при создании серии графических работ помогает подростку не только осмыслить собственные идеи, но и выстроить комплексный визуальный рассказ. Такой подход развивает умение видеть связь между отдельными произведениями, ощущать их единство и различие, а также учит планированию и целенаправленному воплощению замысла. Процесс становится не просто выполнением отдельной задачи, а путешествием, в ходе которого каждый этап служит фундаментом для следующего.
  25. Разнообразие техник обучения способствует вовлечению подростков в активную творческую деятельность. Демонстрационные занятия, групповая работа и самоконтроль позволяют учащимся расширить кругозор, приобрести практические навыки и повысить интерес к процессу обучения.
  26. Современные тенденции в графике предлагают богатую палитру традиционных и инновационных технологий. Ручные техники: рисование карандашом, постелью, тушью, маркерами; Печатные техники: линогравюра, ксилография, формируют базовые навыки работы с материалом, тогда как цифровая графика позволяет реализовать сложные проекты и подготовиться к профессиональной деятельности в области дизайна и иллюстрации.
  27. Обсуждение работ и совместная разработка проектов усиливают коммуникационные навыки и способность воспринимать мнения окружающих. Критический анализ способствует совершенствованию навыков аргументированной оценки и развивает готовность к экспериментам и новым подходам. Коллективное взаимодействие играет важную роль в художественном образовании, особенно в процессе развития творческих способностей подростков. Обсуждение собственных и чужих работ в группе создаёт пространство для обмена опытом, где каждый участник получает возможность взглянуть на творчество с разных точек зрения. Такой диалог помогает расширить представления о возможностях графического выражения, открыть новые идеи и подходы, которые сложно было бы найти в одиночной деятельности. [2].
  28. Индивидуализированный подход, учитывающий склонности и предпочтения каждого ученика, способствует формированию уникальной творческой манеры и глубокому пониманию процессов художественного творчества. Свобода выбора средств и стилей создает условия для полной реализации творческого потенциала. Учитывая личные особенности каждого подростка — его эмоциональные реакции, интересы, уровень подготовки и скорость усвоения нового материала — можно создать образовательную среду, которая максимально раскрывает творческий потенциал каждого ученика. Внимание к индивидуальным склонностям позволяет подобрать задания и темы, вызывающие искренний интерес и внутреннюю мотивацию к творчеству, что особенно важно в переходном возрасте с его поисками идентичности. При таком подходе педагог не просто передаёт универсальные знания, а выступает наставником, способствующим развитию уникального художественного почерка и формированию собственного взгляда на мир [5].
  29. Подводя итог к выше изложенному, создание серии графических работ — это эффективный и многогранный инструмент для раскрытия творческого потенциала детей подросткового школьного возраста, значительно улучшает способность подростков мыслить визуально, планировать проекты и проявлять собственное видение мира. Графика как инструмент обучения способствует развитию широкого спектра умений, важных для будущего успеха в творчестве и повседневной жизни.
  30. Включение уроков по созданию серии графических работ в учебные программы помогает готовить детей к жизни в современном обществе, где такие качества, как креативность и гибкость мышления, становятся все более востребованными.
  31. Литература
  32. 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение,2023. —256 с.
  33. 2. Иманалиева. А Е. Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы через коллективные проекты и мероприятия. Режим доступа:
  34. 3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.
  35. 4. Машина А.А, Малыхина Е.В ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова.
  36. 5. Петрова О. А. Развитие творческих способностей учащихся через индивидуализацию образовательного процесса. Режим доступа:
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее