В современном мире стремительные технологические изменения и высокая конкуренция ставят перед обществом потребность в творчески мыслящих и современно ориентированных личностях. От образования требуют поиска эффективных методов развития творческого потенциала подростков. В связи с появлением новых технологий и перегрузкой информационным мусором учащиеся начинают мыслить шаблонами.
По определению Льва Семёновича Выготского, творческие способности — это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности.
Развитие творческих способностей поможет детям лучше познавать окружающий мир и быстро и креативно решать поставленные задачи, что необходимо для их всестороннего развития и успешной адаптации в современном обществе. «Как показывают работы Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ученый-психолог делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности» [1].
Подростковый возраст — это особый период в развитии личности каждого человека. Влияние, которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.
Художественные произведения, являясь духовным продуктом, влияют на духовность человека, развивая его эмоционально-волевую сферу (чувства, волю) и познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения). Искусство, по мнению многих исследователей, оказывает воздействие на деятельность человека, в каком бы направлении она не развивалась.
При занятиях искусством, включая изобразительное, необходимо применять уникальный метод и структуру, учитывая диалектический принцип последовательности и целостности. Психологические особенности личности подростков являются ключевыми для понимания их поведения, деятельности, общения и творческой реализации. В этот период наблюдается развитие специфических познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение, которые тесно связаны с возрастными изменениями и индивидуальными характеристиками личности.
Учет этих особенностей позволяет глубже понять мотивацию подростков, их эмоциональные реакции и способы взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, подростковый возраст характеризуется высокой пластичностью психики и усиленной потребностью в самовыражении, что делает важным рассматривать деятельность и творчество как формы реализации внутреннего потенциала личности.
Разработка и создание графических композиций в учебных целях строятся на постадийном методическом подходе, особенностями которого являются последовательность и точность прохождения каждого из этапов. Усвоение данного подхода является важной составляющей процесса обучения школьника.
Создание серии графических работ является эффективным средством развития творческого потенциала подростков, что обусловлено специфическими психолого-педагогическими особенностями данного возрастного этапа.
Последовательный творческий процесс при создании серии графических работ помогает подростку не только осмыслить собственные идеи, но и выстроить комплексный визуальный рассказ. Такой подход развивает умение видеть связь между отдельными произведениями, ощущать их единство и различие, а также учит планированию и целенаправленному воплощению замысла. Процесс становится не просто выполнением отдельной задачи, а путешествием, в ходе которого каждый этап служит фундаментом для следующего.
Разнообразие техник обучения способствует вовлечению подростков в активную творческую деятельность. Демонстрационные занятия, групповая работа и самоконтроль позволяют учащимся расширить кругозор, приобрести практические навыки и повысить интерес к процессу обучения.
Современные тенденции в графике предлагают богатую палитру традиционных и инновационных технологий. Ручные техники: рисование карандашом, постелью, тушью, маркерами; Печатные техники: линогравюра, ксилография, формируют базовые навыки работы с материалом, тогда как цифровая графика позволяет реализовать сложные проекты и подготовиться к профессиональной деятельности в области дизайна и иллюстрации.
Обсуждение работ и совместная разработка проектов усиливают коммуникационные навыки и способность воспринимать мнения окружающих. Критический анализ способствует совершенствованию навыков аргументированной оценки и развивает готовность к экспериментам и новым подходам. Коллективное взаимодействие играет важную роль в художественном образовании, особенно в процессе развития творческих способностей подростков. Обсуждение собственных и чужих работ в группе создаёт пространство для обмена опытом, где каждый участник получает возможность взглянуть на творчество с разных точек зрения. Такой диалог помогает расширить представления о возможностях графического выражения, открыть новые идеи и подходы, которые сложно было бы найти в одиночной деятельности. [2].
Индивидуализированный подход, учитывающий склонности и предпочтения каждого ученика, способствует формированию уникальной творческой манеры и глубокому пониманию процессов художественного творчества. Свобода выбора средств и стилей создает условия для полной реализации творческого потенциала. Учитывая личные особенности каждого подростка — его эмоциональные реакции, интересы, уровень подготовки и скорость усвоения нового материала — можно создать образовательную среду, которая максимально раскрывает творческий потенциал каждого ученика. Внимание к индивидуальным склонностям позволяет подобрать задания и темы, вызывающие искренний интерес и внутреннюю мотивацию к творчеству, что особенно важно в переходном возрасте с его поисками идентичности. При таком подходе педагог не просто передаёт универсальные знания, а выступает наставником, способствующим развитию уникального художественного почерка и формированию собственного взгляда на мир [5].
Подводя итог к выше изложенному, создание серии графических работ — это эффективный и многогранный инструмент для раскрытия творческого потенциала детей подросткового школьного возраста, значительно улучшает способность подростков мыслить визуально, планировать проекты и проявлять собственное видение мира. Графика как инструмент обучения способствует развитию широкого спектра умений, важных для будущего успеха в творчестве и повседневной жизни.
Включение уроков по созданию серии графических работ в учебные программы помогает готовить детей к жизни в современном обществе, где такие качества, как креативность и гибкость мышления, становятся все более востребованными.
Список литературы
- Автор:
- Мирнова Е.А.,
- 5 курс группа ИК-21-о
- ГБОУ ВО СГПИ
- Г. Ставрополь, Россия
- , +7-962-431-94-47
- Научный руководитель:
- Беляева Л.Ю.,
- доцент кафедры педагогических арт-технологий, доцент
- ГБОУ ВО СГПИ
- Г. Ставрополь, Россия
- Аннотация
- Статья посвящена исследованию влияния создания серии графических работ на развитие творческих способностей подростков. Раскрываются психологические аспекты подросткового возраста, специфика творческого процесса, методы преподавания и разнообразие техник обучения. Приводятся практические рекомендации по организации учебного процесса, направленные на выявление индивидуальных особенностей учеников и стимуляцию их творческого потенциала. Результаты исследования подтверждают эффективность комплексного подхода к обучению графике как средству развития творческих способностей и формирования личности подростка.
- Ключевые слова: творческие способности, подростковый возраст, графические работы, обучение, методика, индивидуальный подход, психология, искусство.
- В современном мире стремительные технологические изменения и высокая конкуренция ставят перед обществом потребность в творчески мыслящих и современно ориентированных личностях. От образования требуют поиска эффективных методов развития творческого потенциала подростков. В связи с появлением новых технологий и перегрузкой информационным мусором учащиеся начинают мыслить шаблонами.
- По определению Льва Семёновича Выготского, творческие способности — это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности.
- Развитие творческих способностей поможет детям лучше познавать окружающий мир и быстро и креативно решать поставленные задачи, что необходимо для их всестороннего развития и успешной адаптации в современном обществе. «Как показывают работы Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ученый-психолог делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности» [1].
- Подростковый возраст — это особый период в развитии личности каждого человека. Влияние, которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.
- Художественные произведения, являясь духовным продуктом, влияют на духовность человека, развивая его эмоционально-волевую сферу (чувства, волю) и познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения). Искусство, по мнению многих исследователей, оказывает воздействие на деятельность человека, в каком бы направлении она не развивалась.
- При занятиях искусством, включая изобразительное, необходимо применять уникальный метод и структуру, учитывая диалектический принцип последовательности и целостности. Психологические особенности личности подростков являются ключевыми для понимания их поведения, деятельности, общения и творческой реализации. В этот период наблюдается развитие специфических познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение, которые тесно связаны с возрастными изменениями и индивидуальными характеристиками личности.
- Учет этих особенностей позволяет глубже понять мотивацию подростков, их эмоциональные реакции и способы взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, подростковый возраст характеризуется высокой пластичностью психики и усиленной потребностью в самовыражении, что делает важным рассматривать деятельность и творчество как формы реализации внутреннего потенциала личности.
- Разработка и создание графических композиций в учебных целях строятся на постадийном методическом подходе, особенностями которого являются последовательность и точность прохождения каждого из этапов. Усвоение данного подхода является важной составляющей процесса обучения школьника.
- Создание серии графических работ является эффективным средством развития творческого потенциала подростков, что обусловлено специфическими психолого-педагогическими особенностями данного возрастного этапа.
- Последовательный творческий процесс при создании серии графических работ помогает подростку не только осмыслить собственные идеи, но и выстроить комплексный визуальный рассказ. Такой подход развивает умение видеть связь между отдельными произведениями, ощущать их единство и различие, а также учит планированию и целенаправленному воплощению замысла. Процесс становится не просто выполнением отдельной задачи, а путешествием, в ходе которого каждый этап служит фундаментом для следующего.
- Разнообразие техник обучения способствует вовлечению подростков в активную творческую деятельность. Демонстрационные занятия, групповая работа и самоконтроль позволяют учащимся расширить кругозор, приобрести практические навыки и повысить интерес к процессу обучения.
- Современные тенденции в графике предлагают богатую палитру традиционных и инновационных технологий. Ручные техники: рисование карандашом, постелью, тушью, маркерами; Печатные техники: линогравюра, ксилография, формируют базовые навыки работы с материалом, тогда как цифровая графика позволяет реализовать сложные проекты и подготовиться к профессиональной деятельности в области дизайна и иллюстрации.
- Обсуждение работ и совместная разработка проектов усиливают коммуникационные навыки и способность воспринимать мнения окружающих. Критический анализ способствует совершенствованию навыков аргументированной оценки и развивает готовность к экспериментам и новым подходам. Коллективное взаимодействие играет важную роль в художественном образовании, особенно в процессе развития творческих способностей подростков. Обсуждение собственных и чужих работ в группе создаёт пространство для обмена опытом, где каждый участник получает возможность взглянуть на творчество с разных точек зрения. Такой диалог помогает расширить представления о возможностях графического выражения, открыть новые идеи и подходы, которые сложно было бы найти в одиночной деятельности. [2].
- Индивидуализированный подход, учитывающий склонности и предпочтения каждого ученика, способствует формированию уникальной творческой манеры и глубокому пониманию процессов художественного творчества. Свобода выбора средств и стилей создает условия для полной реализации творческого потенциала. Учитывая личные особенности каждого подростка — его эмоциональные реакции, интересы, уровень подготовки и скорость усвоения нового материала — можно создать образовательную среду, которая максимально раскрывает творческий потенциал каждого ученика. Внимание к индивидуальным склонностям позволяет подобрать задания и темы, вызывающие искренний интерес и внутреннюю мотивацию к творчеству, что особенно важно в переходном возрасте с его поисками идентичности. При таком подходе педагог не просто передаёт универсальные знания, а выступает наставником, способствующим развитию уникального художественного почерка и формированию собственного взгляда на мир [5].
- Подводя итог к выше изложенному, создание серии графических работ — это эффективный и многогранный инструмент для раскрытия творческого потенциала детей подросткового школьного возраста, значительно улучшает способность подростков мыслить визуально, планировать проекты и проявлять собственное видение мира. Графика как инструмент обучения способствует развитию широкого спектра умений, важных для будущего успеха в творчестве и повседневной жизни.
- Включение уроков по созданию серии графических работ в учебные программы помогает готовить детей к жизни в современном обществе, где такие качества, как креативность и гибкость мышления, становятся все более востребованными.
- Литература
- 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение,2023. —256 с.
- 2. Иманалиева. А Е. Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы через коллективные проекты и мероприятия. Режим доступа:
- 3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.
- 4. Машина А.А, Малыхина Е.В ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова.
- 5. Петрова О. А. Развитие творческих способностей учащихся через индивидуализацию образовательного процесса. Режим доступа:


