В современном мире у школьников наблюдается пониженный интерес к изучению математики. Это связано с тем, что в процессе обучения у учеников возникают трудности в усвоении учебного материала, так как понятийный аппарат математики в большей степени является абстрактным. Также решение математических задач требует от школьников высокого уровня концентрации и усидчивости. Поэтому перед учителем встает задача не просто передать знания, но и мотивировать обучающихся к их получению и сформировать познавательный интерес к изучению математики. Колобов отмечает, что «Из того, что именно мотивация ответственна за активную позицию школьника в обучении и личностном развитии, следует, что современному учителю необходимо знать, как повысить мотивацию обучающихся к изучению математики» [1].
Одним из возможных способов повышения интереса обучающихся к изучению математики является использование на уроках игровых методик обучения. Игровые методы обучения — это методы, с помощью которых в игровой форме решаются задачи, направленные на формирование определенных навыков у учеников. Игровые методы превращают обучение в увлекательный процесс, что позволяет избавиться от пассивности учеников и повысить уровень из вовлеченности в учебный процесс. Включение элементов игры в процесс обучения делает его более динамичным и разнообразным, что стимулирует у обучающихся рост интереса к изучению нового материала. Игровые методики, применяемые в образовании, также находят отклик среди обучающихся [2]. Для школьников важно внедрение игр в учебный процесс, поскольку во время игры ученики испытывают меньше стресса от выполнения задания, так как игра воспринимается менее серьезно и учеников становится меньше страх допустить ошибку во время поиска решения. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что игровые методы становятся инструментом для формирования познавательного интереса на уроках математики у школьников.
Как отмечают Козьяков и Лапшова, роль и место игры в учебном процессе в значительной степени зависят от осознания педагогом целей применения игровых технологий [3]. В педагогической игре ставится цель – усвоение знаний, умений, навыков и их эффективное применение в учебно-познавательной деятельности.
Можно выделить следующие виды игр, применяемые в образовательном процессе:
1.Ролевые игры. Позволяют учащимся сразу применять полученные знания путем распределения их по определенным ролям. Данный метод помогает моделировать ситуации, выходящие за рамки личного опыта учащихся, что способствует более глубокому пониманию процессов. Изучаемая информация осмысляется учащимися с точки зрения роли, которую они на себя примерили.
2.Интеллектуальные игры. Подразумевают применение умственных способностей учащихся для достижения поставленной цели. В процессе интеллектуальных игр развиваются интеллект и эрудиция. Внешним результатом игры является правильный ответ, а внутренним- эмоции, которые сопровождают мыслительный процесс, приобретение опыта продуктивной умственной деятельности, чувство интеллектуального самоутверждения.
3.Дидактические игры. Имеют четко определенные правила и требуют активного участия и взаимодействия учащихся. В дидактических играх отсутствует необходимость предварительной подготовки и их проведение требует малое количество времени.
4. Деловые игры. Знания приобретаются посредством моделирования игровой ситуации. В ходе игры участники выполняют определенную роль и взаимодействую друг с другом согласно установленным правилам, сталкиваются с реалистичными задачами. Деловая игра способствует формированию навыков принятия решения и работы в команде, происходит трансформация знаний в навыки, а также накопление личного опыта [4].
Чаще всего игровые методы на уроках математики применяются для проверки полученных знаний, формирования умений и выработке навыков применения полученных теоретических знаний на практике. Правила игры должны быть четко сформулированы, а ее математическое содержание- доступным для понимания учениками, в противном случае ученики не проявят желание участвовать в игре и ее проведение не будет иметь смысла [5]. Математическое содержание игры должно быть на первом плане, в противном случае игра не будет выполнять свою роль в формировании интереса к математике.
Игровые методы способны сформировать у школьников интерес к изучению математики, однако если в играх не будет ярко выражено математическое содержание, и учитель не будет осознавать, какие функции выполняет игра в учебном процессе и с какой целью она применяется, игры перестают выполнять свою функцию в повышении мотивации учащихся и их применение в учебном процессе теряет всякий смысл.
Чтобы доказать, что игровые методы способны повысить интерес школьников к изучению математики было проведено исследование среди учащихся 5-7 классов.
Исследование включало в себя проведение серии математических игр, включающих в себя командные игры, логические соревнования, индивидуальные задания по типу математических ребусов и шифров.
Например, на одном из уроков математики учащимся 5 класса предлагалось выполнить задание под названием «Математический шифр». Ученикам раздавались карточки с примерами на сложение и вычитание обыкновенных дробей и ответы на эти примеры, каждому из которых соответствовала определенная буква зашифрованного словосочетания. В результате правильного решения всех примеров можно было успешно разгадать шифр и в итоге у учащихся должно было получиться в ответе словосочетание «Обыкновенная дробь».
Также до и после проведения серии игр ученикам была предложена анкета, которая была направлена на определение их уровня интереса к математике. Анкета включала в себя следующие вопросы:
1.Нравятся ли вам уроки математики?
2.Интересно ли вам решать математические задания?
3.Вы предпочитаете командную работу или работу самостоятельно?
4.Хотели бы вы, чтобы на уроках математики чаще применялись игровые задания?
5.Считаете ли вы, что игра помогает лучше понять математику?
До проведения эксперимента лишь 35% учеников отмечали, что математика вызывает у них интерес. После проведения игр этот показатель возрос до 67%. Около 70% учеников отметили, что игровой формат помогает лучше понять материал. Большинство учащихся отметили, что хотели бы, чтобы на уроках математики игры проводились чаще.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что игровые методы повышают уровень интереса к математике у учеников и их вовлеченности в учебный процесс. У учащихся также стал заметен рост учебной мотивации.
Игровые методы представляют собой эффективный инструмент развития интереса к математике у школьников. Некоторые из игр позволяют развить у учеников навыки командной работы, раскрыть потенциал и проявить креативность мышления. Благодаря игровым методам учебный процесс вызывает у учеников меньше стресса и становится намного легче освоить новый материал. Игра воспринимается учениками менее серьезно, чем обычная работа на уроке и поэтому у них снижается страх допустить ошибку или отклониться в сторону при выполнении задания. Также с помощью игровых методов повышается уровень активности учеников на уроке, учебный процесс становится эмоционально насыщенным.
Мотивация к изучению математики при использовании игровых методов возрастает вследствие того, что во время игры присутствует конкуренция между учениками или группами учеников. У каждого из них есть стремление успешно выполнить поставленную задачу, а чтобы это сделать необходимы знания. Успешно выполненное задание вызывает у учеников положительные эмоции, из-за чего появляется стремление успешно выполнять как можно больше заданий. Поэтому у школьников повышается интерес к изучению математики с целью улучшения своих результатов. Таким образом, использование игровых методов в обучении способствует росту мотивации, улучшению качества знаний и саморазвитию учащихся.
Список литературы
- 1.Колобов А. Н. Формирование познавательного интереса к математике у обучающихся среднего звена //Мир науки, культуры, образования. – 2022. – №. 4 (95). – С. 15-18.
- 2.Быстрова Н. В., Бакулина Н.А., Гнездин А.В., Угарова А.В. Геймификация в современном образовательном процессе //Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 5. – №. 6. – С. 416-425.
- 3.Козьяков Р. В., Лапшова И. А. Теоретические основы использования игровых технологий в обучении в школе //Вестник ГГУ. – 2018. – №. 6. – С. 28-34.
- 4.Палеева, А. С. Разновидность игровых методов в образовательной среде // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 326-328. — URL: .
- 5.Воистинова Г. Х., Байназарова М. Р. Применение игровых технологий на уроках математики в 5, 6 классах //E-Scio. – 2020. – №. 12 (51). – С. 684-689.


