Актуальность данной темы не вызывает сомнений ввиду того, что обусловлена большой социальной значимостью для современного общества, проблем борьбы с подростковой преступностью, а также приоритетом охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве, необходимостью совершенствования уголовно-процессуального законодательства в области ювенальной юстиции.
Борьба с преступностью несовершеннолетними, является важной задачей уголовного судопроизводства, так как в силу возраста, эмоциональной, интеллектуальной незрелости, несовершеннолетние не всегда могут полноценно осуществлять защиту своих прав и законных интересов в уголовном процессе.
В Российской федерации нет законодательного акта, который бы регулировал производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Существует только глава 50 в УПК Российской Федерации, она закрепляет основные положения и особенности производства по делам несовершеннолетних, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних, а также возможность на дальнейшую реабилитацию.
В уголовно-процессуальном законодательстве есть целый ряд особых процессуальных правил производства с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей и это связано с возрастными, психическим, социально-психологическими и другими свойствами, характерными для не до конца сформировавшейся личности несовершеннолетних. Так же необходимо учитывать, ставшие составной частью российского уголовного процесса, ориентированные на защиту прав детей, общепризнанные принципы и нормы международного права. В ходе развития уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних приобрело приоритетный характер и выработало важные правила:
1. учет возрастных и индивидуальных особенностей личности.
2. смягчение уголовной ответственности в связи с несовершеннолетием.
3. участие в следственном действии педагога или психолога. Нормы современного законодательства не разделяют педагога и психолога, а рассматривают их как единую фигуру. При этом ответственность выбора кого пригласить возлагается на лицо, осуществляющее допрос несовершеннолетнего.
Это дает возможность судебным органам, принимать во внимание обстоятельства совершения преступления, применять альтернативные тюремному заключению, меры воздействия.
Ювенальная юстиция — этосистема правовых механизмов (медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных и др.) для защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.
Несмотря на важность ювенальной юстиции, система сталкивается с рядом проблем, которые требуют внимания и своевременного решения.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют ювенальные суды, которые обеспечивали бы справедливое правосудие над несовершеннолетними. В Российской Федерации, есть особые правила судопроизводства по делам несовершеннолетних, но самих ювенальных судов нет.
В заключении можно сделать вывод, чтов Российской Федерации,есть необходимо повышать ежегодно профессиональную квалификацию судей, которые рассматривают и разрешают дела о преступлениях несовершеннолетних лиц, в том числе проводить обучение не только по вопросам права, а также по педагогике, психологии, применять ювенальные технологии и т. д. Надо учитывать, что несовершеннолетние обладают рядом особенностей в силу своего возраста, поэтому судьям необходимо охватывать широкий спектр знаний, который поможет им в эффективном взаимодействии с несовершеннолетними.
И несмотря на действующее современное законодательство и небольшие сдвиги по совершенствованию ювенальной юстиции в РФ, процессуальное положение несовершеннолетних постепенно улучшается, но, надо еще работать над усовершенствованиемданного направления.
Список литературы
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 2954
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред.от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 4921
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. ст. 198
- Климова И. А. Проблемы ювенальной юстиции в системе законодательства Российской Федерации XXI века / И. А. Климова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 175–177. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82875/ (дата обращения: 06.10.2024)
- Потехин М. С. Некоторые вопросы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности / М. С. Потехин // Научный журнал. — 2018. — № 4(27). — С. 95–96. / 7, с. 95
- Тинякова Е. А. Проблемы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних / Е. А. Тинякова; Московский финансово-промышленный университет «Синергия». — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 104 с.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - N 49. - ст. 4822
- Рабец, А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / А. М. Рабец. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025-364 с.
- Ведерникова, О. Н. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы / О.Н. Ведерникова // Российская юстиция. 2022. № 7. С. 17
- Дмитриенко, Д. А. Ювенальная юстиция: особенности правосудия в отношении несовершеннолетних в России / Д. А. Дмитриенко, А. Д. Козловская, Ю. А. Пушкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 45 (596). — С. 156-158


