РАЗРАБОТКА ОНЛАЙН-АССИСТЕНТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ВУЗА

РАЗРАБОТКА ОНЛАЙН-АССИСТЕНТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ВУЗА

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Просмотры

21

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (253), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации работы приемных комиссий высших учебных заведений, связанные с высокой нагрузкой на сотрудников в период вступительной кампании и необходимостью оперативного предоставления информации абитуриентам. Предложено решение в виде разработки и внедрения специализированного онлайн-ассистента на основе веб-технологий. Описаны методология проектирования системы, включающая анализ требований, выбор технологического стека (FastAPI, SQLite, SentenceTransformers) и разработку пользовательского интерфейса. Приведены результаты оценки надежности системы и расчет экономической эффективности от ее внедрения. Практическая значимость работы заключается в создании инструмента, способного снизить операционную нагрузку на сотрудников приемной комиссии, повысить доступность информации для абитуриентов и оптимизировать коммуникационные процессы.

Введение

В современных условиях цифровизации образования эффективность и доступность коммуникации между высшим учебным заведением и потенциальными абитуриентами становятся критически важными факторами конкурентоспособности. Процесс поступления сопровождается огромным количеством типовых вопросов, касающихся сроков, документов, специальностей и правил зачисления. Традиционная организация работы приемной комиссии, основанная на обработке запросов по телефону, электронной почте и в социальных сетях, зачастую приводит к значительным временным задержкам, дублированию информации и повышенной нагрузке на сотрудников, особенно в пиковые периоды [1, с. 5].

Арзамасский политехнический институт (филиал) НГТУ им. Р.Е. Алексеева (АПИ НГТУ) сталкивается с аналогичными вызовами. Отсутствие централизованной автоматизированной системы для ответов на вопросы абитуриентов приводит к необходимости ручного поиска информации сотрудниками, что снижает оперативность и может негативно влиять на имидж вуза. Целью данной работы является разработка программного решения — онлайн-ассистента, способного автоматически обрабатывать текстовые запросы пользователей и предоставлять релевантные ответы из структурированной базы знаний, тем самым оптимизируя работу приемной комиссии.

Методология и проектирование системы

Проектирование системы началось с анализа предметной области и формулировки технического задания (ТЗ). Ключевые требования включали: поддержку до 100 одновременных пользователей, время ответа не более 5 секунд, высокую надежность (коэффициент оперативной готовности не ниже 0,99) и простоту администрирования [2, с. 10].

Было проведено сравнительное исследование возможных технологических решений (табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ технологий для реализации компонентов системы

Компонент системы

Рассматриваемые варианты

Критерии выбора

Выбранное решение

База знаний

Файл JSON, Реляционная СУБД

Производительность, масштабируемость, простота администрирования

SQLite

Модель поиска ответов

SentenceTransformer, GPT-3

Скорость, стоимость, независимость от внешних API, точность

Sentence Transformer (paraphrase-multilingual-MiniLM-L12-v2)

Пользовательский интерфейс

Веб-интерфейс (HTML/CSS/JS), Кроссплатформенное приложение

Доступность, стоимость разработки, совместимость

Веб-интерфейс

 

Архитектура системы (рис. 1) построена по клиент-серверной модели. Серверная часть реализована на Python с использованием фреймворка FastAPI для обеспечения высокой производительности и асинхронной обработки запросов. В качестве ядра интеллектуального поиска применяется нейросетевая модель SentenceTransformer, которая преобразует тексты вопросов и статей базы знаний в векторные представления (эмбеддинги). Поиск релевантных ответов осуществляется путем вычисления косинусного сходства между вектором запроса и векторами, хранящимися в базе данных SQLite.

Рисунок 1. Упрощенная архитектура онлайн-ассистента

Клиентская часть представляет собой одностраничное веб-приложение (SPA), что обеспечивает быструю работу и интуитивно понятный интерфейс. Для лемматизации русскоязычных текстов на этапе предобработки используется библиотека Pymorphy2, что повышает точность поиска.

Реализация и функционал

Процесс работы системы состоит из двух основных этапов: инициализация и эксплуатация.

  1. Инициализация. Администратор загружает в систему структурированный текстовый файл с информацией для абитуриентов (форматы .txt или .docx). Система автоматически парсит документ, выделяет темы, генерирует векторные эмбеддинги для каждого текстового фрагмента и сохраняет все данные в локальную базу SQLite.
  2. Эксплуатация. Пользователь (абитуриент) через веб-интерфейс вводит вопрос. Запрос отправляется на сервер, где также преобразуется в вектор. Система находит 5 наиболее семантически близких тем из базы знаний и возвращает их списком в интерфейс. Пользователь выбирает нужную тему и получает полный текст ответа (рис. 2).

Рисунок 2. Пример диалога пользователя с онлайн-ассистентом

 

Функционал для администратора включает возможность перезагрузки базы знаний при обновлении информации, а также мониторинг работы системы через логи.

Оценка надежности и экономическая эффективность

Надежность системы оценивалась по трем ключевым метрикам: среднее время наработки на отказ (MTBF), среднее время восстановления (MTTR) и коэффициент оперативной готовности (Ког). Расчеты проводились с учетом надежности аппаратных (сервер, ИБП) и программных компонентов на основе типовых данных [3, с. 15].

(1)

MTBF=   ≈15190 часов

где

 - суммарная интенсивность отказов.

(2)

= 0.5 часа

где

- суммарное время восстановления всех сбоев (часы);

- количество сбоев.

(3)

 =

где

MTBF - среднее время наработки на отказ (часы);

MTTR - среднее время восстановления (часы).

Полученный коэффициент оперативной готовности (99,997%) существенно превышает требования ТЗ и свидетельствует о высокой доступности системы.

Экономическое обоснование разработки проведено методом калькуляции затрат. Основные статьи расходов включают заработную плату разработчика, страховые взносы, накладные расходы и амортизацию оборудования. Суммарные затраты на создание прототипа составили 71 155 рублей. Экономический эффект от внедрения системы выражается в снижении затрат рабочего времени сотрудников приемной комиссии на обработку типовых запросов, что позволяет перераспределить высвободившийся ресурс на решение более сложных задач и повысить общее качество сервиса для абитуриентов.

Заключение

В результате проведенной работы был успешно разработан и протестирован прототип онлайн-ассистента для автоматизации информационной поддержки абитуриентов АПИ НГТУ. Система удовлетворяет всем первоначальным техническим требованиям, демонстрируя высокую производительность, надежность и удобство использования. Использование современных открытых технологий (FastAPI, SentenceTransformers) обеспечило низкую стоимость разработки и простоту дальнейшего сопровождения.

Перспективы развития проекта связаны с расширением функционала: интеграцией с официальным сайтом вуза, добавлением административной панели для управления базой знаний без перезапуска сервера, а также внедрением механизма обратной связи для постоянного улучшения базы ответов на основе реальных запросов пользователей.

Список литературы

  1. Воронов, М.П. Цифровая трансформация университетов: вызовы и решения / М.П. Воронов // Университетское управление: практика и анализ. – 2023. – Т. 27, № 1. – С. 5-15
  2. ГОСТ 34.602-2020. Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. – Введ. 2020-12-01. – М.: Стандартинформ, 2020. – 24 с.
  3. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. – Введ. 2016-07-01. – М.: Стандартинформ, 2015. – 35 с.
  4. Reimers, N. Sentence-BERT: Sentence Embeddings using Siamese BERT-Networks / N. Reimers, I. Gurevych // Proceedings of the 2019 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing. – 2019. – P. 3982–3992
  5. Коробков, М.В. Создание онлайн-ассистента для работы приемной комиссии образовательной организации: выпускная квалификационная работа бакалавра / М.В. Коробков; Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. – Арзамас, 2025. – 64 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее