Сфера услуг – обширное и малоизученное пространство, которое используется для общественных работ. Долгое время сфера услуг не вызывала особого интереса. И только в последние десятилетия она стала привлекать внимание многих экономистов в странах разных социально-экономических типов.
Повышение интереса вызвано динамикой сектора услуг, и, несмотря на их возрастающую роль в экономическом развитии, характер различных видов услуг в экономическом развитии и их влияние на факторы общественного воспроизводства остаются в значительной степени неизвестными.
Сфера услуг пережила свое активное развитие в эпоху замены ручного труда (автоматизированным) машинным, что привело к массовому высвобождению рабочей силы. Преобладание третичного сектора (сектора услуг) в экономике страны указывает на ее постиндустриальный характер, а общество такой страны считается постиндустриальным.
Активизация развития сектора услуг в мировом хозяйстве обусловлена целым рядом факторов, определяющее значение среди которых сыграли:
- расширение и усложнение потребностей;
- научно-технический прогресс;
- действие совокупности экономических факторов;
- рост спроса на различного рода потребительские услуги, развитие систем сервисного сопровождения товаров;
- гармонизацию интересов потребителей и производителей;
- действие социально-демографических факторов;
- реализацию политико-правовых факторов;
- развитие инфраструктуры рынка;
- действие социально-культурных факторов;
- рациональное использование ресурсов, охрану здоровья человека и улучшение окружающей среды.
Сектор услуг включает в себя значительное количество видов деятельности, сгруппированных по различным классификациям, используемым как на международному, так и на национальном уровне.В рамках классификации ВТО (Всемирной торговой организации — World Trade Organization) выделяются более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать секторов:
- деловые услуги;
- услуги связи;
- строительные и связанные с ними инженерные услуги;
- дистрибьюторские услуги;
- образовательные услуги;
- услуги, связанные с защитой окружающей среды;
- финансовые услуги;
- услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
- туристические и связанные с ними услуги;
- услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;
- транспортные услуги;
- прочие услуги, не вошедшие в перечисленные
Сфера услуг играет жизненно важную роль в мировой экономике. В настоящее время четко прослеживаются тенденции к увеличению объемов производства услуг. Доходы от сервисной деятельности неуклонно растут, а занятость в этой сфере - повышается. В результате конкуренция за потребителей обостряется. Растут объемы импорта и экспорта услуг.По данным ВТО, в 2006 г. объем экспорта коммерческих услуг в мире составил $2766 млрд, а импорта — $2627 млрд, в то время как в 1980 г. соответствен- но $365 и $402 млрд.
Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их поставки, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому в мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляется путем открытия филиалов предприятий-поставщиков услуг в других странах.
Россия является импортером и экспортером услуг. Она входит в состав 30 стран – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте и импорте услуг по-прежнему невысока, при этом увеличилась доля туристических услуг, особенно их экспорта. Кроме того, Россия интересна для иностранных инвесторов в предоставлении таких услуг, как брокерские услуги, аудит, консалтинг, туризм, гастрономия, торговля, гостиничный бизнес, реклама и образование.
Для промышленно развитых стран среднегодовые темпы роста ВВП в сфере услуг за последние два десятилетия значительно превышают темпы роста ВВП в производстве товаров (около 2,5%). Подобные тенденции характерны и для ряда развивающихся стран, где темпы производства в сфере услуг еще выше. Такая динамика полностью соответствует тенденции глобализации мировой экономической системы и рассматривается большинством авторов как признак формирования нового типа экономики, характерного для этапа постиндустриального развития. Фактор интернационализации отражается в выходе сервисных организаций на новые рынки, активизации слияний и поглощений на международном уровне, расширении деятельности транснациональных сервисных компаний, увеличении количества зарубежных поездок потребителей услуг и т.д.
По оценкам экспертов суммарный вклад третичного сектора в мировой валовой внутренний продукт (ВВП) составляет порядка 70%.
3 ведущие страны в Северной и Южной Америке по объему услуг:
1. США: 15,1 трлн долларов, трудоустроено 79,14% населения
2. Бразилия: 1,3 трлн долларов, трудоустроено 70,18% населения
3. Мексика: 700,8 млрд долларов, трудоустроено 61,05% населения
В Северной и Южной Америке Соединенные Штаты опережают все другие страны по услугам с добавленной стоимостью и по доле населения, занятого в сфере услуг. В целом сектор услуг является ведущим сектором занятости в Северной и Южной Америке.
3 ведущие страны Азии по объему услуг:
1. Китай: 6,3 трлн долларов, трудоустроено 44,61% населения
2. Япония: 3,4 трлн долларов, трудоустроено 72,09% населения
3. Индия: 1,3 трлн долларов, трудоустроено 31,45% населения
Китай, Япония и Индия лидируют среди всех остальных азиатских стран по добавленной стоимости в секторе услуг. Однако, хотя Китай и Индия являются двумя из трех ведущих азиатских стран в этом секторе, они являются двумя из немногих стран, где менее 50% населения занято в секторе услуг. Между тем, в большинстве других азиатских стран в этой отрасли работает 50% или более сотрудников.
3 ведущие страны Африки по объему услуг:
1. Южная Африка: 214,9 млрд долларов, трудоустроено 71,60% населения
2. Нигерия: 209,7 млрд долларов, трудоустроено 51,83% населения
3. Египет: 128,9 млрд долларов, трудоустроено 48,55% населения
В целом Африка, по-видимому, меньше зависит от услуг, чем другие регионы мира. Заметным исключением является Южная Африка, где 71,60% всей рабочей силы занято в сфере услуг. В большинстве африканских стран в экономике преобладает сельское хозяйство.
3 ведущие страны Европы по объему услуг:
1. Германия: 2,3 трлн долларов, трудоустроено 71,60% населения
2. Великобритания: 1,9 трлн долларов, трудоустроено 80,75% населения
3. Франция: 1,8 трлн долларов, трудоустроено 77,08% населения
Как и в Северной и Южной Америке, большинство европейских стран сильно зависят от сектора услуг. Например, более 80% всех рабочих в Великобритании работают в сфере услуг. По крайней мере, 40% населения каждой страны в этом регионе занято в сфере услуг. В большинстве случаев занятость в этом секторе составляет более 50% населения каждой страны. Россия представляет 886 миллиардов долларов и представляет 67% населения, занятого в сфере услуг.
3 ведущие страны Океании по объему услуг:
1. Австралия: 886,3 млрд долларов, трудоустроено 78,05% населения
2. Фиджи: 3 млрд долларов, трудоустроено 47,47% населения
3. Восточный Тимор: 1,1 млрд долларов, трудоустроено 40,54
Благоприятные социальные изменения заключаются в росте доходов населения, трансформации стиля жизни, повышении культурно-образовательного уровня, что сопровождается увеличением затрат на потребление услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что сфера услуг является мощной системой, выключающей в себя разнообразную деятельность человека. Тенденция развития третичного сектора неуклонно растёт, потребности людей выходят на новый уровень, что и стимулирует развитие данного сектора. Становление экономики услуг-универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревание внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития.
Несмотря на это, сфера услуг является доминирующей в мировой экономике, на неё приходится не менее 50% ВВП.
Список литературы
- Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / Под ред. академика А. Дынкина. — М.: Магистр, 2008.
- Демидова Л. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // МЭиМО. — 2008.
- О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева «Управление организациями сферы услуг», Москва, 2010 URL:https://howmuch.net/articles/role-services-around-the-world