Финансовая система России, пережив шок 2022 года, сегодня функционирует в качественно новых условиях. Если ранее ее развитие проходило в логике интеграции в глобальные рынки, то сейчас доминируют принципы суверенизации, импортозамещения и защиты от внешних рисков. Современное состояние можно охарактеризовать как стабилизированное, но структурно трансформированное, с усиленной ролью государства и переориентацией на недружественные рынки. Эта новая конфигурация демонстрирует высокую краткосрочную устойчивость, однако порождает ряд среднесрочных вызовов для экономического роста.
Санкции 2022 года стали стресс-тестом беспрецедентного масштаба. Заморозка значительной части золотовалютных резервов, отключение ключевых банков от системы SWIFT, ограничения на операции с валютой и уход иностранного капитала поставили под вопрос саму жизнеспособность системы. Реакция регулятора и правительства была жесткой и решительной: введение временных административных мер (валютный контроль, ограничение на вывод капитала), масштабная поддержка ликвидности, санация проблемных активов. К 2024 году система вышла на плато операционной стабильности, но ее архитектура претерпела фундаментальные изменения [2].
Центральный банк РФ играет сегодня ключевую роль как «кредитор последней инстанции» и главный гарант макроэкономической стабильности. После периода экстренного смягчения в 2022 году Банк России резко ужесточил политику, подняв ключевую ставку с 7.5% до 16% к концу 2023 года. Цель – обуздать инфляцию, разогнанную девальвацией рубля, ростом госрасходов и потребительского спроса. К середине 2024 года инфляция показывает признаки замедления, но остается выше целевого уровня 4%.
Банковский сектор, вопреки прогнозам краха, демонстрирует рекордную прибыль (свыше 3 трлн рублей в 2023 году). Высокие ставки по кредитам при относительно дешевых депозитах, зафиксированных в период низких ставок, активное кредитование госсектора и программ импортозамещения под госгарантии. Уход с рынка дочерних структур иностранных банков (например, «ЮниКредит Банк», «Райффайзенбанк») усилил позиции госбанков («Сбер», ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк»). Их доля в активах превышает 70%, что означает заметное усиление государственного контроля над кредитными потоками.
Риски сектора высокая зависимость от динамики ключевой ставки ЦБ, рост просроченной задолженности населения на фоне исчерпания сбережений, концентрация рисков на госпрограммах.
Бюджетная система перешла в режим профицита кассовых исполнений при структурном дефиците. Высокие цены на энергоресурсы и эффективная система логистики («тененый флот», переориентация на Азию) поддерживают доходы. Однако расходы на оборону, безопасность и социальные обязательства растут опережающими темпами. Дефицит покрывается за счет внутренних заимствований, резко возрос объем размещения ОФЗ. Спрос обеспечивают банки и ЦБ, который с 2023 года вновь начал их покупку на вторичном рынке, фактически монетизируя долг.Фонд национального благосостояния превратился в источник финансирования текущих расходов, а не долгосрочных сбережений.Введен прогрессивный НДФЛ, повышен НДПИ, обсуждаются изменения в налоге на прибыль.
Главный вызов растущая зависимость бюджета от конъюнктуры сырьевых рынков и внутреннего долгового рынка, управляемого ЦБ. Долгосрочная устойчивость под вопросом при возможном снижении цен на нефть [1].
Московская биржа (МБ) превратилась в изолированную, локальную площадку. Иностранные инвесторы из «недружественных» стран заблокированы, международные листинги и кросс-торговля прекращены. Основной объем торгов — это госдолг, уход профессиональных иностранных игроков привел к снижению глубины рынка, смещение фокуса на розничных инвесторов, государство активно поощряет «народное» инвестирование через ИИС и покупку акций «дружественных» компаний, но это не компенсирует потерю институционального капитала. Часть российских компаний проводит secondary-листинги на биржах Казахстана, Китая, ОАЭ, но объемы несопоставимы с прежними.Рынок выполняет функцию перетока средств в госдолг и крупнейшие компании, но перестал быть источником масштабного капитала для бизнеса и механизмом рыночной оценки активов [3].
Одним из наиболее успешных с точки зрения устойчивости сегментов стала платежная инфраструктура. Система быстрых платежей (СБП) ЦБ стала доминирующим способом P2P-трансфертов, оттеснив карточные переводы. Национальная система платежных карт «Мир» полностью заместила Visa и Mastercard на внутреннем рынке. Главная проблема — ограниченная возможность использования за рубежом, что изолирует российских туристов.Система финансовых сообщений (СПФС) стала основным каналом для международных расчетов с «дружественными» странами (Китай, Индия, Иран и др.), хотя ее пропускная способность и географическое покрытие уступают SWIFT. Это направление — пример успешного технологического суверенитета, достигнутого благодаря многолетним инвестициям ЦБ и вынужденной необходимости.
Стратегия управления резервами кардинально изменилась. При их формально высоком уровне (около $600 млрд) «свободная» ликвидная часть резервов резко сокращена из-за заморозки активов в евро и долларах. Происходит активная дедолларизация, снижение доли «токсичных» валют в пользу золота (доля которого превысила 25%), юаня и других «дружественных» валют.Формально курс рубля свободный, но на него влияют валютные правила экспортеров (обязательная продажа валютной выручки), ограничения на вывод капитала и интервенции ЦБ в «дружественных» валютах. Курс стал более волатильным и зависимым от политических решений.
Высокие ставки ЦБ сдерживают инфляцию, но одновременно душат инвестиционную активность бизнеса, не связанного с госзаказом. Риск впадения в стагфляцию.
Изоляция от глобальных потоков капитала, технологий и лучших практик ведет к архаизации, снижению эффективности аллокации ресурсов и росту стоимости капитала.
Быстрый рост госдолга (хотя и с низкой базой) в условиях монетизации дефицита ЦБ создает скрытые инфляционные риски и угрозу долгового кризиса при изменении конъюнктуры.
Финансовые ресурсы концентрируются в госкомпаниях и ВПК в ущерб малым и средним предприятиям, креативным отраслям и несырьевому экспорту.
Санкции ограничивают доступ к передовому IT-оборудованию и софту для финансового сектора (например, для аналитики и риск-менеджмента), что подрывает его долгосрочную конкурентоспособность.
Современная финансовая система РФ прошла фазу экстренной адаптации и вступила в период управляемой стабильности в условиях изоляции. Ее сильные стороны — операционная устойчивость, высокие прибыли банков, импортозамещенные платежные технологии и жесткий контроль со стороны ЦБ и государства. Однако эта модель имеет системные изъяны: она ориентирована на выживание и поддержку госкапитализма, а не на генерацию экономического роста через эффективное распределение рисков и ресурсов.
Будущее системы зависит от способности власти найти баланс между политическими целями, финансовой стабильностью и необходимостью стимулировать частные инвестиции. Пока что система демонстрирует устойчивость к шокам, но не способность к динамичному развитию. Ее эволюция будет определяться длительностью конфликта, эффективностью новых логистических и финансовых связей с Азией, а также внутренней готовностью к структурным реформам в новой, отличной от глобальной, институциональной реальности.
Список литературы
- Воробьева Е. И. Обеспечение устойчивости финансовой системы Российской Федерации в условиях глобализации. — URL: https://fbi.cfuv.ru/wp-content/uploads/2020/10/01.pdf
- Зеленева, Е. С. Оценка влияния финансовых технологий на состояние и развитие банковской системы России / Е. С. Зеленева, А. В. Давыденко, А. О. Лихопой // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/11ECVN523.pdf
- Экономика России: устойчивость в условиях турбулентности.— URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38687-ekonomika_rossii_ustoichivost_v_usloviyakh_turbulentnosti&ysclid=mjhm0e4u9n248497278


