Южный федеральный округ (ЮФО), включающий в себя 8 субъектов РФ (Адыгея, Калмыкия, Крым, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Севастополь), традиционно воспринимается как жизненно важный для России регион. Это «житница» и «курортная столица» страны, важный транспортно-логистический узел, имеющий стратегическое геополитическое значение. Однако за внешним благополучием и уникальными активами скрывается сложный клубок застарелых и новых проблем, которые тормозят его устойчивое развитие и реализацию колоссального потенциала. Социально-экономическое пространство ЮФО характеризуется глубокими контрастами, где динамично развивающиеся агломерации соседствуют с депрессивными сельскими территориями, а прогрессивные сектора экономики — с устаревшими производственными моделями.
Экономика ЮФО исторически сложилась как аграрно-индустриальная с усилением сырьевой составляющей. Несмотря на позиционирование как аграрной державы, здесь присутствуют серьезные дисбалансы. В ВРП ряда регионов (Краснодарский край, Ростовская область) значительную долю занимает сельское хозяйство, которое, несмотря на современные успехи, остается зависимым от погодных условий (засухи, заморозки) и конъюнктуры мировых рынков. Переработка сельхозпродукции часто не выходит за рамки первичных стадий, что ограничивает добавленную стоимость.
Для Астраханской области и Калмыкии ключевую роль играет добыча углеводородов. Волгоградская и Ростовская области имеют мощный, но часто морально и физически устаревший промышленный комплекс (металлургия, тяжелое машиностроение, химия), требующий глубокой модернизации. Эта сырьевая и промышленная ориентация делает регионы уязвимыми к циклическим кризисам.
Уровень затрат на исследования и разработки, количество инновационно-активных предприятий, внедрение цифровых технологий в реальный сектор экономики в большинстве регионов ЮФО отстает от среднероссийских показателей, не говоря уже о ведущих округах. Отсутствие сильных точек роста в виде высокотехнологичных кластеров (за исключением отдельных проектов в Ростове-на-Дону или Краснодаре) ведет к «утечке мозгов» и консервации технологической отсталости.
Демографическая ситуация в ЮФО парадоксальна и противоречива. Как и по всей России, в большинстве регионов ЮФО (особенно в депрессивных сельских районах Волгоградской, Астраханской областей, республиках) сохраняется естественная убыль населения. Низкая рождаемость сочетается с высокой смертностью, особенно от внешних причин и болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте. Население стареет, увеличивается демографическая нагрузка на экономику [2].
При этом ЮФО, и особенно Краснодарский край и Крым, являются мощнейшими миграционными магнитами в стране. Однако эта миграция имеет ряд негативных последствий. Мигранты оседают преимущественно в крупных городах и курортных агломерациях, усиливая нагрузку на их инфраструктуру (ЖКХ, транспорт, социальная сфера) и не решая проблем обезлюдения периферии. Значительную часть мигрантов составляют пенсионеры и лица предпенсионного возраста, что хотя и смягчает проблему дефицита трудовых ресурсов в сфере услуг, но не решает вопрос нехватки высококвалифицированных кадров для инновационной экономики. Интенсивный приток населения создает напряжение в сфере занятости, жилья, иногда ведет к росту социальной нестабильности и ксенофобии.
ЮФО демонстрирует один из самых высоких в стране уровней дифференциации доходов населения. Уровень бедности в таких субъектах, как Калмыкия, Адыгея, сельские районы Астраханской области, стабильно превышает среднероссийский. Это связано с низкой оплатой труда в бюджетной сфере и АПК, высокой скрытой безработицей в сельской местности, особенно в национальных республиках. В курортных регионах (Краснодарский край, Крым) значительная часть населения занята в сфере туризма и услуг, которая носит ярко выраженный сезонный характер. Это приводит к неустойчивым доходам в течение года и всплескам безработицы в межсезонье. Разрыв в качестве жизни между крупными городами (Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Волгоград) и малыми городами и селами огромен. Последние сталкиваются с деградацией социальной инфраструктуры: закрываются школы, фельдшерско-акушерские пункты, сокращается доступ к культурным учреждениям. Это порождает порочный круг: низкое качество человеческого капитала → низкая экономическая активность → отток молодежи → дальнейшая деградация территории [1].
ЮФО, пожалуй, самый неоднородный федеральный округ в социально-экономическом плане. Краснодарский край и Ростовская область являются локомотивами округа, концентрируя инвестиции, человеческий капитал и современные виды экономической деятельности. В то же время республики Адыгея и Калмыкия хронически относятся к регионам-реципиентам с дотационным бюджетом и слабым инвестиционным потенциалом. Крым и Севастополь, находясь в условиях экономической блокады и санкционного давления, требуют особых механизмов поддержки.
Проблема «двух скоростей» существует внутри каждого региона. Например, в Краснодарском крае процветающий Сочи и депрессивные сельские районы на востоке; в Ростовской области — динамичный Ростов-на-Дону и обезлюдевающие шахтерские городки. Эта поляризация создает внутренние социальные напряжения и затрудняет выработку единой региональной политики.
ЮФО находится в зоне повышенного риска природных и антропогенных катастроф. Для значительной части округа, особенно для Калмыкии, Астраханской и Волгоградской областей, острейшей проблемой является опустынивание и деградация земель. Засухи становятся ежегодной угрозой для сельского хозяйства. Конфликты вокруг водопользования (например, трансграничные споры по реке Кубань) обостряются.
Высокая антропогенная нагрузка на побережье Черного и Азовского морей ведет к их загрязнению. Проблема обмеления и цветения Азовского моря, состояние Волги и Дона — все это напрямую влияет на ключевые отрасли: туризм, рыболовство, сельское хозяйство. Промышленные центры (Волгоград, Ростов-на-Дону, Новороссийск) сталкиваются с проблемой загрязнения воздуха и почв.
Эффективному развитию мешают и институциональные факторы. Зачастую региональные стратегии развития носят формальный характер, не подкреплены реальными ресурсами и механизмами реализации. Существует разрыв между декларируемыми целями диверсификации и фактическим укреплением сырьевой или аграрной специализации. В рейтингах инвестиционной привлекательности и качества управления многие регионы ЮФО, за исключением лидеров, занимают средние и низкие позиции. Высокие административные барьеры, коррупция, слабость институтов защиты прав собственности отпугивают потенциальных инвесторов, особенно в несырьевые сектора. Проблемы решаются в рамках административных границ, тогда как многие вызовы (логистика, экология, миграция) носят межрегиональный характер. Механизмы координации между субъектами ЮФО и с соседними округами (СКФО) недостаточно развиты [3].
Проблемы социально-экономического развития ЮФО носят системный и взаимосвязанный характер. Их преодоление невозможно с помощью точечных мер или исключительно за счет федеральных трансфертов. Необходима новая парадигма региональной политики, которая будет основана на следующих принципах: переход к «умной специализации», не отказ от АПК, а его глубокая переработка и технологизация. Развитие не сырьевого, а технологического экспорта (агротех, IT-услуги, инженерные решения для сельского хозяйства). Создание современных курортно-рекреационных и медицинских кластеров мирового уровня. Инвестиции в человеческий капитал, борьба с бедностью должна смещаться с социальных выплат на создание качественных рабочих мест и повышение доступности образования (особенно среднего профессионального и высшего, ориентированного на нужды региональной экономики). Развитие цифровой инфраструктуры в сельской местности. Стимулирование пространственного развития, поддержка не только столичных центров, но и малых городов как точек роста, развитие внутрирегиональной транспортной связи, программы «сельского ипотеки» и поддержки локального предпринимательства на селе. Адаптация к климатическим изменениям, масштабные инвестиции в мелиорацию, водосберегающие технологии, защиту береговых линий. Разработка и внедрение региональных «зеленых» стандартов. Укрепление институтов, повышение прозрачности управления, вовлечение бизнеса и гражданского общества в процесс стратегического планирования, развитие механизмов государственно-частного партнерства для инфраструктурных проектов.
Южный федеральный округ стоит на перепутье. Накопленные проблемы создают реальные риски социальной стабильности и экономической безопасности. Однако уникальное сочетание природных, человеческих и геополитических ресурсов дает ему шанс стать не просто «всесоюзной здравницей» и «житницей», а полноценным, динамичным и конкурентоспособным макрорегионом новой России. Реализация этого шанса требует согласованных и решительных действий на всех уровнях власти и общества.
Список литературы
- Гармашова Е. П., Дребот А. М., Баранов А. Г., Митус А. А., Тарабардина М. Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экон. отношения. 2020. Т. 10. № 3. С. 649-662
- Жигна, Ю. А. Анализ социально-экономического положения Южного федерального округа / Ю. А. Жигна. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 117-121. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44952
- Курченков В. В., Мелихов Д. О. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов Южного федерального округа в условиях внешних санкций. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-3-61-68


