Согласно распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации об оказании логопедической помощи ворганизациях, осуществляющих образовательную деятельность, консультативная деятельность учителя-логопеда предполагает информирование субъектов образовательного процесса обособенностях организации и осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся на основе обеспечения реализации единой стратегии совместной работы данных субъектов по преодолению речевых дефицитов обучающихся [4].
Профессиональный стандарт учителя-логопеда предусматривает сотрудничество со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей, в том числе с применением цифровых образовательных ресурсов, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в консультировании родителей (законных представителей). Что позволяет решить задачи повышения педагогической компетентности и привлечения в процесс сопровождения образования детей с нарушениями речи, что, в свою очередь, является важнейшим фактором результативности проводимой коррекционно-педагогической работы [3].
Информационные технологии влогопедической практике применяются вреализации всех направлений деятельности: организационно-методической, диагностической, консультативной, коррекционно-педагогической, просветительской, экспертно-оценочной. Успешность освоения учителем-логопедом информационных технологий обеспечивает ему соответствие запросам «цифрового» общества и востребованность на рынке труда, что невозможно без пересмотра «классической» парадигмы ресурсного наполнения логопедической практики [6].
Создание персонального сайта учителя-логопеда, работающего в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), представляет собой перспективный инструмент для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и улучшения взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Создание специализированного интернет-ресурса обусловлена рядом проблем, характерных для сферы логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. К ним относятся: недостаточная открытость практики учителя-логопеда, ограниченное владение педагогическим составом информационно-коммуникационными технологиями и неполнота информации, представленной на существующих веб-сайтах.
В целях преодоления указанных трудностей был разработан сайт, аккумулирующий и систематизирующий профессиональный опыт и практические наработки педагога-логопеда. Данный ресурс предназначен для оптимизации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: логопедами, психологами, дефектологами, воспитателями, инструкторами по физическому воспитанию, музыкальными руководителями, родителями и администрацией ДОУ. Структурированная и достоверная информация, представленная на сайте, способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы и созданию единого информационного пространства, обеспечивающего преемственность и согласованность действий всех заинтересованных сторон.
Освоение технологий создания и управления веб-сайтом способствует развитию цифровой грамотности педагога, что соответствует профессиональному стандарту педагога, требующему владения информационно-коммуникационными технологиями [1].
Такжесайт предоставляет структурированное пространство для демонстрации достижений, методических разработок и результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда, что является эффективным инструментом самооценки.
Организованное хранение и удобный доступ к электронным образовательным ресурсам, накопленным в процессе педагогической деятельности, способствуют повышению эффективности учебного процесса. Сайт позволяет представить педагога как личность, раскрыть его профессиональные интересы, достижения и успехи обучающихся, формируя позитивный имидж и укрепляя доверие со стороны родителей и воспитанников [5].
Сайт учителя-логопеда может стать эффективным инструментом для поиска и реализации различных форм взаимодействия с родителями воспитанников, укрепляя партнерские отношения и повышая вовлеченность родителей в образовательный процесс [2].
Современный подход к консультированию родителей детей с нарушениями речи предполагает интеграцию традиционных методов и цифровых технологий. Это включает в себя предоставление четких, структурированных рекомендаций, основанных на данных диагностики и адаптированных под индивидуальные особенности ребенка. Важным аспектом является обучение родителей приемам стимуляции речевой активности в бытовых ситуациях, закрепление навыков и знаний, полученных в ходе коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом.
Для реализации поставленной цели выбран блочный конструктор TildaPublishing, демонстрирующий широкие возможности создания интерактивных веб-сайтов без углубленного знания программирования и специальной технической подготовки. Процесс разработки сайта реализован посредством комбинирования готовых блоков из библиотеки Tilda, включающих полноэкранные обложки, выразительную типографику и фотогалереи. Подобные блоки интегрируются в интуитивно понятном пользовательском интерфейсе. Предусмотрены настройки, дающие возможность создания персонализированных дизайнерских решений.
На главной странице веб-сайта представлена информация об актуальных и эффективных методиках коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, разработанных учителями-логопедами. Также отражается перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональную деятельность учителя-логопеда. Указанная информация представляет собой систематизированный набор актов законодательства, обеспечивающих правовую основу для осуществления профессиональной деятельности в сфере коррекционной педагогики. Для обеспечения удобства навигации и доступа к информации, весь контент, размещенный на сайте, структурирован по разделам.
На странице «Обо мне» личного веб-сайта представлено профессиональное портфолио учителя-логопеда, содержащее информацию об уровне полученного образования, тематике пройденных курсов повышения квалификации и ключевых ценностях, определяющих его профессиональную деятельность.
Страница «Педагогам» предоставляет комплекс материалов, ориентированных на методическую поддержку специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Календарно-тематическое планирование лексических тем на текущий учебный год структурировано в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Рекомендуемый словарь по каждой теме содержит лексический минимум, необходимый для формирования коммуникативной компетенции воспитанников.
Консультации для педагогов раскрывают особенности речевого развития обучающихся с ТНР, базируясь на принципах дифференциальной диагностики.
Рекомендации по использованию речевых игр в режимных моментах, индивидуальной и подгрупповой работе с воспитанниками, основываются на принципах игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Предложены игры, направленные на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, грамматического строя речи и связной речи.
Электронный ресурс отвечает требованиям к информационно-образовательной среде, обеспечивающей доступ педагогов к современным методикам и технологиям работы с детьми с ТНР. Материалы соответствуют принципам научности, доступности и практической значимости.
Вкладка «Методические разработки» содержит: конспекты занятий, презентации, дидактические игры и пособия, разработанные учителем-логопедом с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы.
Конспекты занятий, представленные в данном разделе, разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и адаптированы для детей с различными формами речевой патологии, включая общее недоразвитие речи (ОНР) различных уровней, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и дизартрию.
Презентации, используемые в занятиях, визуально дополняют материал, способствуют повышению мотивации детей и облегчают процесс усвоения новых знаний. Дидактические игры и пособия, представленные в электронной форме и доступные для распечатки, являются эффективным средством закрепления полученных знаний и формирования речевых навыков в игровой форме.
Данный раздел формирует информационно-методическое обеспечение, создающее условия для повышения профессиональной компетентности педагогов и оптимизации коррекционно-развивающего процесса.
B соответствии с актуальностью внедрения механизмов дистант-консультирования особое внимание было уделено наполнению и структурированию фактического материала вкладки «Родителям». Текстовая информация вкладки – аргументированный и доступный для родителей контент, отражающий востребованную тематику.
В данный раздел включены консультации для родителей детей раннего возраста. Которые отражают нормы речевого развития в данном возрасте. Ориентируясь на которые они смогут самостоятельно оценить уровень развития речи своего ребенка.
Представленные материалы опираются на возрастную периодизацию речевого развития и освещают ключевые этапы формирования лексики, грамматики и фонетики на первом-третьем годах жизни.
Представлены рекомендации по созданию стимулирующей речевой среды в домашних условиях, включая использование интерактивных игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания, артикуляционной моторики и формирование пассивного и активного словаря.
Для родителей дошкольников представлена информация о нормах появления звуков речи в онтогенезе. Разъясняются этапы становления звукопроизношения, а также признаки, указывающие на необходимость обращения к логопеду для своевременной коррекции нарушений.
Предоставляется информация о речевой готовности ребенка к школе, включающая оценку фонематического слуха, словарного запаса, грамматического строя речи и навыков связной речи. Подробно описаны правила выполнения артикуляционной гимнастики, направленной на укрепление мышц артикуляционного аппарата и формирование правильных артикуляционных укладов.
Представлены консультации по развитию речи у дошкольников в домашних условиях или на прогулке, основанные на принципе активизации речевой деятельности в естественной среде.
Также размещены рекомендации по отработке навыков использования лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, включающие примеры игр и упражнений, направленных на формирование навыков словообразования, словоизменения и построения развернутых высказываний.
Результаты взаимодействия учителя-логопеда и родителей в рамках функционирования персонального сайта, определены проведением контрольного среза. Удовлетворенность родители отразили в онлайн анкете. Aнкетирование было анонимным и реализовано с помощью ЯндексФормы.
Анкетирование показало высокую степень удовлетворенности целевой аудитории доступностью информации, представленной на сайте учителя-логопеда. В частности, 94% родителей, принявших участие в опросе, отметили, что информация изложена в доступной и понятной форме. Лишь 2% респондентов сочли материал недостаточно доступным, а 4% указали на необходимость внесения дополнительных доработок для улучшения восприятия содержания.
Результаты анкетирования среди педагогов, активно использующих сайт в своей профессиональной деятельности, также свидетельствуют о положительной оценке доступности информации. 96% опрошенных выразили удовлетворение представленными материалами, подчеркнув их ясность и практическую применимость. В то же время, 4% педагогов высказали пожелания относительно внесения изменений с целью повышения удобства использования и адаптации информации к специфическим потребностям специалистов.
Удовлетворенность интерфейсом сайта среди родителей, пользующихся профессиональным ресурсом логопеда, достигает 98%; лишь 2% пользователей выразили мнение о его неудобстве. Примечательно, что среди педагогов не зафиксировано ни одного случая неудовлетворенности сервисами сайта.
Оценка значимости информации, представленной на сайте учителя-логопеда, согласно полученным данным, 98% родителей, принявших участие в анкетировании, подтвердили, что информация, размещенная на сайте, оказалась полезной и применимой в контексте решения вопросов, связанных с речевым развитием и коррекцией нарушений речи у детей. Лишь 2% респондентов выразили мнение о недостаточной полезности информации, что может быть обусловлено индивидуальными потребностями и спецификой конкретных ситуаций.
Следует отметить, что для 100% педагогов, использующих сайт учителя-логопеда в своей профессиональной деятельности, информация оказалась полезной и актуальной. Это подтверждает высокую степень соответствия информации требованиям специалистов в области логопедии, а также его практическую значимость для решения задач, связанных с диагностикой, профилактикой и коррекцией речевых нарушений.
Данные показатели свидетельствуют о высокой степени адаптации и функциональности представленного онлайн-инструмента для целевой аудитории. В частности, интерфейс разработан с учетом потребностей родителей, стремящихся получить доступную и достоверную информацию о логопедической помощи. Высокий процент положительных отзывов подтверждает эффективность навигации, понятность структуры и релевантность содержания.
Отсутствие негативных оценок со стороны педагогического сообщества подчеркивает профессиональную направленность ресурса и его соответствие требованиям специалистов в области логопедии. Это может быть обусловлено наличием специализированных разделов, методических материалов, а также возможностью обмена опытом и повышения квалификации.
В заключение, персональный сайт учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является стратегически важным инструментом, обеспечивающим эффективность коррекционно-развивающей работы и интеграцию специалиста в современное образовательное пространство. Данный ресурс способствует реализации принципов открытости и доступности образования, закрепленных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Сайт учителя-логопеда обеспечивает систематизированную трансляцию профессионального опыта, методических разработок и результатов коррекционной деятельности, что способствует повышению квалификации педагогов и оптимизации процесса обучения детей с нарушениями речи. Дистанционное консультирование родителей, реализуемое посредством сайта, повышает их компетентность в вопросах речевого развития и коррекции, формирует активную родительскую позицию и обеспечивает преемственность коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и семьи.
Эффективность функционирования персонального сайта учителя-логопеда определяется соблюдением требований к информационному наполнению, дизайну и технической поддержке ресурса. Важным является обеспечение соответствия информации сайта требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и учет особенностей целевой аудитории. Поддержка и продвижение сайта в информационном пространстве содействует его популяризации и повышает его практическую значимость для всех участников образовательного процесса. Таким образом, персональный сайт учителя-логопеда является неотъемлемым компонентом современной логопедической практики, способствующим повышению качества образования детей с нарушениями речи.
Список литературы
- Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» // Официальный интернет-портал правовой информации
- Концепция развития воспитания на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 23. — Ст. 3357
- Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта “Учитель-логопед”» // Официальный интернет-портал правовой информации
- Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного положения о портфолио педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность» // Официальный интернет-портал правовой информации
- Алексеева, Л. Н. Разработка персонального сайта для учителя-логопеда начальных классов / Л. Н. Алексеева, А. Г. Аргунова // DIGITAL EDU. Цифровые компетенции в образовании: Сборник материалов Всероссийского научного мероприятия
- Павлушина, В. А. Создание и разработка персонального сайта учителя с использованием современных конструкторов сайтов / В. А. Павлушина, И. В. Мостяева // Информатика и прикладная математика. – 2021. – № 27. – С. 54–57. – EDN AEQKVM. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47398282


