Проблема организации эффективной социальной поддержки лиц пожилого возраста в условиях малых городов сохраняет свою высокую значимость для современного российского общества, обретая при этом специфические, зачастую латентные очертания. Несмотря на отмечаемую экспертами позитивную динамику в развитии нормативно-правовой базы, фундаментальные причины кризиса доступности услуг смещаются в менее регламентируемую, но критически важную плоскость локальных условий.
Эмпирические исследования демонстрируют, что в фокус проблематики сегодня выдвигаются устойчивые территориально-административные факторы: монофункциональность экономики, провоцирующая отток молодежи и сокращение налогооблагаемой базы, деградация общественного транспорта, а также дистанцированность от крупных медицинских и социальных центров. Эти обстоятельства формируют среду для формирования у пожилых граждан устойчивого чувства брошенности и бесперспективности [3].
Социальная служба в реалиях малого города выступает единственным институтом, который осуществляет регулярный мониторинг жизненной ситуации пожилого человека в контексте его непосредственного окружения. Это позволяет специалистам своевременно идентифицировать неявные, но значимые маркеры неблагополучия: прогрессирующую амбулаторную изоляцию, затруднения в оплате жилищно-коммунальных услуг, признаки ухудшения когнитивных функций или рост тревожности, связанный с потерей повседневных ориентиров.
Социальное обслуживание – это комплексный социокультурный феномен, динамический институт и адаптивная организационная система, характеризующееся внутренней противоречивостью между стандартами и локальными практиками. Это целостный организм, аккумулирующий и генерирующий основные механизмы поддержки, сопровождения и интеграции, взаимодействующий с индивидом на завершающем этапе его жизненного цикла [5, с. 118].
Следовательно, актуальность изучения организационных особенностей социальной работы в малых городах детерминирована насущной потребностью эволюции от реактивной модели реагирования на кризисы к проактивной модели превентивного выявления потребностей, долгосрочного сопровождения и контекстуальной поддержки. Своевременные и адекватные мезо-уровневые интервенции способны не только купировать острые проявления социального неблагополучия, но и раскрыть реабилитационный потенциал самой территории, снизив уровень социальной депривации.
Статус нуждающегося в социальном обслуживании присваивается пожилому гражданину при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств: стойкое снижение способности к независимому проживанию, вдовство или одиночество, доход ниже регионального прожиточного минимума, конфликтные отношения с наследниками, а также иные личностные и средовые затруднения.
Наиболее уязвимыми в данном контексте оказываются именно жители малых городских поселений, чья жизненная ситуация отягощена эффектом накопления возрастных ограничений и территориальной специфики [2, с. 77].
Специфика организации геронтологической помощи в условиях малого города, детерминируемая его социально-пространственными характеристиками, находит выражение в следующих ключевых аспектах:
- Доминирование гибких, неинституциональных форм работы (надомное обслуживание, мобильные бригады, «социальное такси»), замещающих отсутствие стационарных мощностей.
- Вынужденный универсализм и междисциплинарность компетенций специалистов, совмещающих функции социального работника, элементарного сиделки, психологического консультанта и социального адвоката.
- Критическая зависимость эффективности от плотности и качества горизонтальных связей с представителями здравоохранения, органов МВД, ТСЖ и местного бизнеса.
- Необходимость целенаправленного культивирования и координации волонтерского и соседского ресурса как основного восполняемого актива территории.
- Обязательность учета «человеческого фактора» и неформальных правил локальной социальной среды при установлении доверия и построении коммуникации [1, с. 154; 4, с. 89].
Именно указанные параметры формируют операционное поле для конструирования профессиональной социальной практики. Опираясь на них, социальные службы получают возможность мобилизовать скрытые резервы как клиентской системы (семьи, соседской сети), так и территории в целом, выступать в роли фасилитатора в разрешении межпоколенческих и имущественных конфликтов, организовывать средовую профилактику и выполнять функцию системного интегратора усилий всех заинтересованных сторон в интересах пожилого гражданина.
Таким образом, система социального обслуживания в условиях малого города преобразуется из стандартного исполнителя услуг в системный фактор социальной стабильности. Она способна компенсировать территориальное неравенство, предотвращать маргинализацию старшего поколения и содействовать сохранению его независимости и социального статуса в привычной, хотя и ограничивающей, среде обитания.
Список литературы
- Григорьева, И. А. Социальная политика и социальное обслуживание в муниципальных образованиях: новые вызовы : монография / И. А. Григорьева. — Москва : Проспект, 2021. — 192 с.
- Елютина, М. Э. Социальная геронтология: повседневность пожилых в малом городе / М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова. — Саратов : Саратовский источник, 2019. — 168 с.
- Ковалева, А. И. Старение в российской провинции: социологический анализ / А. И. Ковалева // Журнал исследований социальной политики. — 2022. — Т. 20, № 1. — С. 103 — 118.
- Приступа, Е. Н. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в различных условиях жизнедеятельности : учеб. пособие / Е. Н. Приступа. — Москва : РГСУ, 2020. — 210 с.
- Технологии социальной работы в организациях разного типа : коллективная монография / под ред. П. Д. Павленка. — Москва : Дашков и К°, 2023. — 356 с.


