СИСТЕМА МИКРООБУЧЕНИЯ ДЛЯ НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА

СИСТЕМА МИКРООБУЧЕНИЯ ДЛЯ НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (253), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются современная система совершенствования обучения персонала наукоемкого предприятия АО «НПЦ «Полюс». Актуальность исследования, результаты которого отражены в статье в том, что совершенствование системы обучения персонала через внедрение системы микрообучения повышает производительность труда и обеспечивает успешность предприятия. Кроме того, развитие и обучение являются ключевым фактором успешности профессиональной карьеры для самих работников, что, в свою очередь, выступает мощным инструментом их мотивации и повышения лояльности, и способствует развитию организации в целом. Внедренная система микрообучения — это стратегическая платформа для управления знаниями и компетенциями. Реализованная модель служит прочным фундаментом для дальнейшего построения самообучающейся организации, способной гибко адаптироваться к любым вызовам будущего.

В современном мире, особенно в наукоемких отраслях, знания устаревают стремительно. Традиционные форматы корпоративного обучения — длинные курсы и семинары — перестали успевать за этим ритмом. Они требуют большого времени, часто отрывают сотрудников от проектов и показывают невысокую эффективность усвоения материала.

Наукоемкое предприятие, где работает приблизительно 2500 высококвалифицированных специалистов, остро встал вопрос: как быстро и без огромных бюджетов повышать квалификацию коллектива. Ответом стало внедрение системы микрообучения.

Ранее на предприятии была внедрена платформа Moodle. Но она так и не стала рабочим инструментом, превратившись в «цифровой музей»: устаревшие лекции, неудобный интерфейс и полное отсутствие интереса со стороны сотрудников. Основные проблемы традиционного обучения были очевидны:

  1.  Потери времени: отрыв инженера или ученого от проекта на двухдневный тренинг означал простой важной работы;
  2. Низкая вовлеченность: длинные форматы усваивались плохо, завершение курсов были катастрофически низкие;
  3. Негибкость: разработать и утвердить новый курс можно было за полгода, когда информация уже теряла актуальность.

Вместо многомиллионных затрат на новую систему мы выбрали стратегию глубокой модернизации:

1. Оживление Moodle: кардинальное обновление интерфейса;

2. Партнерство с вузами: поскольку у предприятия нет образовательной лицензии, мы заключили стратегический альянс с профильными университетами. Эксперты-практики с нашего производства вместе с учеными и методистами из вузов разрабатывали программы микрообучения. Это дало легитимность, академическую глубину и право на выдачу сертификатов;

3. Микроформат — ключевой принцип: отказ от часовых лекций. Каждая учебная единица — это 5-15 минутный модуль, закрывающий одну конкретную задачу: «Принцип калибровки нового датчика X», «Алгоритм оформления патентной заявки: шаг 3».

Через полгода после запуска мы провели анонимное анкетирование, в котором приняли участие 650 сотрудников предприятия. В анкетирование приняли участие сотрудники разных специальностей и категорий. Результаты подтвердили правильность выбранного пути:

  • 84% сотрудников отметили, что короткий формат позволяет легко встроить обучение в рабочий день;
  • 79% применили знания из микромодуля в своей работе в течение недели после обучения;
  • Комплетирование курсов выросло с 15-20% до 85-90%.

Финансовая эффективность системы оказалась впечатляющей. Учитывали не только прямую экономию, но и эффект от роста производительности.

Таблица 1.

Капитальные затраты на модернизацию и запуск (единовременно):

Статья расхода

Сумма (руб.)

Аудит и модернизация IT-инфраструктуры Moodle

1 500 000

Разработка стартовой библиотеки контента с вузами-партнерами

2 800 000

Обучение внутренних тренеров и коммуникация

500 000

 

Ежегодные операционные затраты:

Статья расхода

Сумма (руб.)

Техподдержка и хостинг

600 000

Лицензионный платеж вузам за методическое сопровождение и сертификацию

3 000 000

Фонд мотивации и развитие контента

1 500 000

 

Расчет годового экономического эффекта:

1. Экономия на внешнем обучении: Сокращение затрат на 50% (при прежнем бюджете в ~12 000 руб./чел./год).

Эффект: 2500 чел. × 12 000 руб. × 50% = 15 000 000 руб.

2. Экономия за счет снижения текучести: Инвестиции в развитие — ключевой фактор удержания талантов.

Эффект: Снижение текучести на 1.5% позволяет сэкономить на подборе и адаптации: ~ 30 000 000 руб.

Совокупный годовой эффект: 15 000 000 + 30 000 000 = 45 000 000 руб.

Рентабельность (ROI) и окупаемость:

Годовая чистая прибыль: 45 000 000 руб. (эффект) - 5 100 000 руб. (затраты) = 39 900 000 руб.

Окупаемость единовременных инвестиций: 4 800 000 руб. / 189 900 000 руб./год ≈ 0,12 года, ориентировочно 44 дня.

Рентабельность инвестиций (ROI) за первый год: (Чистая прибыль / Капзатраты) × 100% = (189 900 000 / 4 800 000) × 100% ≈ 831%.

Проект по внедрению микрообучения на основе модернизированной платформы Moodle показал, что эффективность определяется не размером бюджета, а продуманностью стратегии. Партнерство с вузами обеспечило качество, а микроформат — вовлеченность. Главный финансовый вклад — не прямая экономия на тренингах, а колоссальный эффект от роста производительности и сохранения знаний внутри компании. Это не статья расходов, а инвестиция в самый ценный актив — интеллектуальный капитал предприятия, которая окупается в рекордные сроки.

Внедренная система микрообучения — это не «просто еще один цифровой сервис», а стратегическая платформа для управления знаниями и компетенциями.

Она перевела отдел обучения из центра затрат в статус ключевого партнера по продуктивности, напрямую влияющего на операционную эффективность, инновационный потенциал и финансовую устойчивость предприятия. Опыт проекта показывает, что в современной экономике способность организации к быстрому и непрерывному обучению своего коллектива становится более значимым активом, чем многие материальные ресурсы. Реализованная модель служит прочным фундаментом для дальнейшего построения самообучающейся организации, способной гибко адаптироваться к любым вызовам будущего.

Список литературы

  1. Актуальные тренды корпоративного обучения – 2024 [Электронный ресурс]: исследование // HR-ЛАБ: [проф. портал]. — 2024. — URL: https://hr-lab.ru/research-trends-2024 (дата обращения: 10.12.2025)
  2. Ассоциация специалистов по управлению персоналом (АСУП). Рекомендации по разработке и внедрению систем дистанционного обучения на предприятиях [Электронный ресурс]. — М., 2022. — URL: https://asup.ru/guidelines/elearning (дата обращения: 10.12.2025)
  3. Горбунова, А. С. Развитие кадрового потенциала промышленного предприятия на основе адаптивной системы электронного обучения [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук. / Горбунова Анна Сергеевна. — Екатеринбург, 2023. — 24 с.
  4. Стандарт организации, Система менеджмента качества «Управление персоналом» АО «НПЦ «Полюс» СТО СК 05776739.912-2015, 2024. С. 3-6
  5. Стандарт организации, Система менеджмента качества «Положение о подразделении и должностная инструкция» 05776739.962-2023. С. 17-22
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2024) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162891 (дата обращения: 10.12.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее