АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВОСПРИЯТИЯ И ЗАПОМИНАЕМОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ВИЗУАЛЬНОГО СТИЛЯ БРЕНДА

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВОСПРИЯТИЯ И ЗАПОМИНАЕМОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ВИЗУАЛЬНОГО СТИЛЯ БРЕНДА

Авторы публикации

Рубрика

Маркетинг, реклама и PR

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (252), Декабрь ‘25

Поделиться

Статья посвящена анализу ключевых когнитивных, эмоциональных и визуальных факторов, определяющих эффективность восприятия и запоминания коммуникационных сообщений в процессе разработки визуального стиля бренда. Рассматриваются психологические механизмы обработки визуальной информации, роль цвета, формы, композиции и типографики, а также влияние когнитивной нагрузки и эмоциональной вовлечённости на формирование устойчивых ассоциаций. Приведены выводы о практических принципах создания визуального стиля, способствующих повышению узнаваемости и эффективности бренд-коммуникаций.

В условиях высокой медианасыщенности и постоянного информационного шума брендам необходимоформировать коммуникационные сообщения, которые не только привлекают внимание,но и эффективно запоминаются потребителями. Визуальный стиль является ключевыминструментом, позволяющим обеспечить целостность и узнаваемость бренда вразличных каналах коммуникации. Понимание психологических механизмов восприятияи запоминания визуальных стимулов позволяет создавать дизайн-системы,ориентированные на быстрое распознавание и устойчивые ассоциативные связи.

 

Цель: выявить и проанализировать факторы, влияющие на восприятие изапоминаемость коммуникационных сообщений, и определить их роль в формированиивизуального стиля бренда.

 

Процесс восприятия строится на взаимодействии зрительного внимания, сенсорной обработки и когнитивной интерпретации. Согласно теориям селективного внимания, человек способен одновременно воспринимать ограниченное количество визуальных стимулов. Поэтому ключевой задачей дизайна является акцентирование наиболее значимых элементов сообщения.

 

Эффект первичности и новизны усиливает роль визуальных акцентов: элементы, выделенные контрастом, масштабом или движением, помогают зрителю быстрее идентифицировать смысловую доминанту.

 

Согласно теории когнитивной нагрузки (J. Sweller), человеческая рабочая память имеет ограниченный объём. Усложнённая графика, насыщенные композиции и чрезмерное количество элементов снижают способность потребителя обработать информацию и ухудшают общую запоминаемость визуального сообщения.Минимализм, иерархия и модульность — ключевые методы снижения когнитивной нагрузки.

 

Цвет является одним из наиболее сильных эмоциональных и ассоциативных факторов. Его влияниепроявляется на нескольких уровнях:

  • эмоциональная реакция (теплые — возбуждают, холодные — успокаивают);
  • культурные и социальные ассоциации;
  • символические значения в контексте бренда.

Исследования показывают, что до 80% первичной информации о бренде человек получает через цвет, что делает цветовую палитру ключевым элементом идентичности.

 

Высокий контраст усиливает концентрацию внимания и облегчает восприятие текста и графики. Низкий контраст, напротив, снижает скорость чтения и ухудшает запоминание сообщения.

 

Форма влияет на восприятие через ассоциативные и эмоциональные механизмы:

  • круги воспринимаются как дружелюбные;
  • прямоугольники — как стабильные и структурированные;
  • треугольники — как динамичные и инновационные.

Выбор формы в логотипе и графической системе влияет на характер бренда и егопозиционирование.

 

Эффективная композиция направляет внимание зрителя. Используются следующие методы:

  • правило третей;
  • модульные сетки;
  • доминанта;
  • ритм и повтор;
  • симметрия и асимметрия.

Визуальная иерархия помогает расставить смысловые акценты, обеспечивая логичность восприятия.

 

Типографика не только передаёт текст, но и создаёт эмоциональный контекст. Факторы, влияющие на запоминание:

  • разборчивость шрифта;
  • класс шрифта (рубленный, засечный, декоративный);
  • масштаб и интерлиньяж;
  • ритм и повторяемость типографических решений.

Уникальные типографические элементы — фирменные гарнитуры, авторские буквы — значительно повышают узнаваемость бренда.

 

Запоминаемость и восприятие зависят от особенностей аудитории:

  • возраст;
  • культурный и национальный контекст;
  • профессиональный и образовательный уровень;
  • цифровые привычки;
  • ценностные ориентации.

Например, поколения Z и Альфа более восприимчивы к динамическому контенту, а также к гибридным формам визуальной коммуникации.

 

Контекст потребления (мобильное устройство, наружная реклама, соцсети) определяет формати уровень детализации визуальных элементов.

 

Практические принципы разработки визуального стиля с учётом факторов восприятия

  • Простота и структурность. Минимизация когнитивной нагрузки.
  • Контраст и выделение акцентов. Управление вниманием.
  • Эмоциональная выразительность. Цвет, форма, ритм.
  • Системность и повторяемость. 
  • Формирование устойчивых ассоциаций.
  • Учитывание контекста устройства и среды. Адаптивный дизайн.
  • Уникальность ключевых элементов. Логотип, фирменная графика, типографика.
  • Согласованность всех уровней визуальной коммуникации.

Визуальный стиль бренда является важнейшим инструментом коммуникации, способствующим формированию устойчивого восприятия и запоминаемости. Цвет, форма, типографика, композиция и эмоциональные факторы совместно формируют когнитивные и ассоциативные связи, которые определяют эффективность коммуникационных сообщений. Глубокое понимание механизмов восприятия позволяет создавать дизайн-системы, которые не только выделяют бренд среди конкурентов, но и обеспечивают долгосрочную лояльность аудитории.

Список литературы

  1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; пер. с англ. В. Н. Самохина ; общ. ред. В. П. Шестакова. – Москва : Архитектура-С, 2007. – 392 с.
  2. Канеман, Д. Думай медленно... решай быстро / Д. Канеман ; пер. с англ. [Анны Глебовской, Татьяны Лисовской, Виктории Краснянской и др.]. – Москва : АСТ, 2020. – 653 с.
  3. Sweller, J. Cognitive Load Theory / J. Sweller, P. Ayres, S. Kalyuga. – New York, NY : Springer, 2011. – xviii, 274 p.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее