Хадарцев с соавторами в своей работе пишут, что старение — это сложный и адаптивный процесс, характеризующийся снижением гомеостатической реакции в результате накопленного физиологического, биохимического, психологического и социального истощения организма с течением времени [5, с. 7-28]. В труде «Стресс жизни» Г. Селье трактовал старение как результат накопленных жизненных стрессов, приравнивая его к «фазе истощения» в общем адаптационном синдроме — по сути, это сжатая и быстрая форма обычного увядания [6, с. 245].
Материалы и методы исследования. Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения (В. П. Войтенко с соавторами, 1984) [3, с. 120], а также методику Ч. Д. Спилберга на выявление личностной и ситуативной тревожности [4, с. 5–20]. Проводили на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Для методики по Войтенко для девушек были определены следующие показатели: артериальное давление пульсовое (АДП), масса тела (МТ). Для юношей: артериальное давление систолическое (АДС) и продолжительность задержки дыхания (ЗД) в секундах после глубокого вдоха (измеряется трижды с интервалами 5 минут). Общими показателями являются: фактический возраст, статическая балансировка или СБ (определяется при стоянии испытуемого на левой ноге без обуви с согнутой в колене правой ногой. Глаза должны быть закрыты, руки опущены вдоль туловища. Продолжительность СБ в секундах измеряется трижды с интервалами 5 минут), субъективная оценка здоровья или СОЗ (проводилась с помощью анкеты, включающей 29 вопросов). У каждой группы исследуемых были подсчитаны следующие показатели: биологический возраст или фактический биологический возраст (ФБВ), должный биологический возраст (ДБВ), индекс соотношения ФБД к ДБВ.
Также путем анкетирования определены шкалы ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) по методике Ч. Д. Спилберга [4, с. 5-20].
Участники исследования давали добровольное согласие на обработку их персональных данных в рамках исследования. Подписывая форму информированного согласия, участники исследования подтверждали, что прочитали и поняли цели, процедуру, методы и возможные неудобства участия в исследовании.
Результаты и их обсуждение. В исследовании приняли участие 40 человек, 20 девушек и 20 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Средний возраст девушек 19,6 лет, средний возраст юношей 19,3 лет. Обработка методологического материала выполнена посредством табличного редактора Excel.
Субъективная оценка здоровья в среднем у юношей составляет в среднем 6,2 ± 1,4 балла у девушек 9,3 ± 1,1 балл, это на 32,8% меньше, чем у девушек.
Средний показатель статической балансировки у девушек был меньше, чем у юношей. У девушек этот показатель составляет 25,1 ± 3,0 сек., это практически в два раза меньше, чем у юношей. У юношей же тот же показатель составляет 48 ± 2,5 сек.
По данным исследования биологический возраст в среднем у мужчин (41,9 ± 1,9 года) ниже, чем у женщин (53 ± 2,1 года). Должный биологический возраст в среднем у двух групп близкие по значениям. У мужчин 28,62 ± 3,1 лет, у девушек 28,71 ± 2,8 лет. Индекс соотношения в среднем был выше у первой группы, в которой принимали участие девушки (на 0,33), что составляет 1,85. У юношей этот показатель составляет 1,52.
Показатели стресса были определены по двум шкалам: ситуативной и личностной тревожности. Показатели ситуативной тревожности у юношей в среднем был выше (43 ± 1,2 балла), чем у девушек (40 ± 1,6 баллов). Результаты личностной тревожности также были выше у юношей, чем у девушек, что составляет 34 ± 2,1 балла и 23 ± 1,4 баллов соответственно.
Выводы. В ходе исследования выявлено, что фактический биологический возраст у юношей ниже, чем у девушек, несмотря на близкие значения должного биологического возраста в обеих группах. Индекс соотношения биологического и должного возраста выше у девушек, что указывает на ускоренное старение. Это подтверждается более низкими значениями субъективной оценки здоровья и статической балансировки у девушек по сравнению с юношами. Темп старения у девушек оказался выше, чем у юношей, возможно, из-за особенностей выборки, в которую входили девушки с избыточным весом и плохой статической балансировкой [2, с. 45–50]. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований с учётом гендерных факторов риска для разработки мер профилактики преждевременного старения [1, с. 320].
Список литературы
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология: учебное пособие / под ред. А. Л. Воробьевой. — 3-е изд., перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2021. — 320 с.
- Валиев А. С. Критерии оценки эффективности профилактической помощи по индексу адаптационных возможностей // Инновационная наука. — 2022. — № 7-3. — С. 45–50
- Войтенко В. П., Токарь А. В., Полюхов А. М. Биологический возраст человека. Киев: Здоров’я, 1984. — 120 с.
- Спилбергер Ч. Д., Ханин Ю. Л. Исследование тревожности // Диагностика эмоциональных состояний личности. Л. : Медицина, 1976. — С. 5–20
- Стрижитская О. Ю., Петрош Е. А. Конструирование продуктивной старости: биологические, социальные и психологические факторы // Консультативная психология и психотерапия. — 2022. — № 1. — С. 7–28
- Яковлев А. А. Психология стресса: монография. СПб.: Изд-во МИЭП, 2020. — 245 с.


