Студенты медицинских вузов ежедневно сталкиваются с высокой учебной и психоэмоциональной нагрузкой. В условиях стресса и интенсивного графика повышается риск недосыпания, которое существенно влияет на когнитивные процессы: внимание, скорость мышления и память. Качество сна важно в процессах консолидации памяти и нейрокогнитивного восстановления. Влияние недосыпа на когнитивные функции студентов медико-профилактического профиля КемГМУ изучено недостаточно.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 45 студентов 1-2 курса медико-профилактического факультета ФГБОУ ВОКемГМУ Минздрава Россиив возрасте 17–23 лет. Из них 30 (67%) опрошенных являлись студентами 2-го курса и 15 (33%) человек являлись студентами 1-курса. Проведено анкетирование по определению качества сна из 26 открытых и закрытых вопросов с одним или несколькими вариантами ответов. На основе ответов формировалась интегральная оценка (хороший / удовлетворительный / плохой сон). Проводилось тестирование на запоминание цифровых рядов: участникам предъявлялись наборы чисел возрастающей длины, после чего требовалось их воспроизвести. Оценка проводилась по количеству правильно воспроизведённых последовательностей.Опрос носил анонимный характер, без возможности идентификации личности анкетируемых студентов.
Результаты и их обсуждение. На рисунке 1 представлен анализ качества сна у студентов. Респондентов разделили на три группы по качеству сна. Плохой сон — 5 человек (11 %), удовлетворительный сон — 23 человека (51 %), хороший сон — 17 человек (38 %).

Рисунок 1. Анализ качества сна у студентов
Группа с плохим качеством сна характеризовалась выраженными нарушениями сна, включая трудности засыпания, частые ночные пробуждения и нерегулярный режим сна, что соответствует данным отечественных исследований [1]. У данных студентов отмечались снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость и субъективное ухудшение памяти [3]. Группа с удовлетворительным качеством сна являлась наиболее многочисленной и характеризовалась «пограничным» состоянием сна без выраженных расстройств, но без полноценного восстановления. Для этих студентов был типичен нерегулярный режим сна и умеренная дневная сонливость, что могло негативно отражаться на скорости обработки информации и кратковременной памяти. Группа с хорошим качеством сна демонстрировала регулярный режим сна, достаточную его длительность и низкий уровень дневной сонливости. Хорошее качество сна ассоциировалось с более высокой устойчивостью внимания и лучшими показателями памяти [2].
Результаты тестирования памяти с использованием числовых рядов отображены на рисунке 2. По тестированию кратковременной памяти: 1‑я группа (ниже нормы) — 46,7 % студентов, 2‑я группа (в пределах нормы) — 33 %, 3‑я группа (выше нормы) — 20 %.

Рисунок 2. Анализ кратковременной памяти у студентов
Наибольшие затруднения у студентов с низкими показателями памяти возникали при воспроизведении числовых рядов большей длины, что указывает на снижение объёма кратковременной памяти и устойчивости внимания [4]. Недостаточная продолжительность и качество сна приводят к функциональному перенапряжению центральной нервной системы и снижению эффективности корковых механизмов, участвующих в обеспечении когнитивных функций, включая кратковременную и рабочую память [5]. Сравнительный анализ показал зависимость показателей кратковременной памяти от качества сна. Студенты с неудовлетворительным качеством сна чаще входили в группу с показателями памяти ниже нормы, тогда как при удовлетворительном качестве сна преобладали показатели в пределах нормы и выше [6].
Вывод. Установлено, что нарушения сна распространены у большинства обследованных. Выявлены показатели кратковременной памяти ниже нормы. Студенты с плохим качеством сна чаще демонстрировали сниженные показатели кратковременной памяти, тогда как при хорошем качестве сна преобладали нормальные и повышенные значения.
Список литературы
- Черных Н. Ю., Скребнева А. В., Мелихова Е. П., Васильева М. В. Распространенность нарушений сна среди студентов-медиков // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 23–27
- Шевченко С. С. Анализ качества сна студентов медицинского университета в период пандемии COVID-19 // Научный журнал. 2023. Т 31, №8. С. 65–70
- Shepel S. P., Vnukova E. Yu., Mavrina S. B. Влияние сна на здоровье и работоспособность студентов // Научный журнал. № 1. С. 67–69
- Полуэктов М. Г., Нарбут А. М., Дорохов В. Б. Кратковременный дневной сон и консолидация памяти // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2020. Т. 120, № 8. С. 127–132
- Garcia A., Del Angel J., Borrani J., Ramirez C., Valdez P. Sleep deprivation effects on basic cognitive processes: which components of attention, working memory, and executive functions are more susceptible to the lack of sleep? // Sleep Science. 2021. Vol. 14, No. 2. P. 107–118
- Кугуелова О. Г., Мартынова П. М., Толмачев Д. А. Влияние качества сна на успеваемость студентов медицинского вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 3. С. 112–116


