Министерство транспорта Российской Федерации управляет одной из наиболее капиталоёмких и стратегически важных сфер государственной деятельности — транспортной инфраструктурой. В таких отраслях, связанных с крупными государственными закупками и распределением бюджетных средств, коррупционные риски особенно высоки. В последние годы Минтранс активно внедряет цифровые технологии не только для повышения эффективности управления, но и в качестве инструмента противодействия коррупции.
Деятельность Минтранса по противодействию коррупции строится на Федеральном законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы. Ведомство разработало собственный План противодействия коррупции на 2023–2025 годы (приказ Минтранса России от 28 декабря 2022 г. № 498), где отдельный раздел посвящён цифровым решениям. Все сотрудники Минтранса обязаны ежегодно подавать сведения о доходах через федеральную систему «Справки БК», входящую в Государственную информационную систему «Посейдон». С 2023 года ведомство внедрило внутренний механизм первичной проверки сведений с использованием программного обеспечения, интегрированного с базами Росреестра, ГИБДД и ФНС, что позволяет выявлять несоответствия между декларируемыми доходами и фактическими активами на ранней стадии.
Основная антикоррупционная работа сосредоточена в сфере государственных закупок и выдачи разрешений. Транспортная отрасль ежегодно привлекает сотни миллиардов рублей из федерального бюджета на инфраструктурные проекты. Минтранс полностью перевёл все закупки в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС), а с 2025 года начал тестировать подключение к ГИС «Антикартель». Эта система на основе искусственного интеллекта анализирует поведение участников торгов на предмет картельных сговоров. Особое значение имеют цифровые сервисы, исключающие личный контакт гражданина с чиновником. Более 95% услуг Минтранса сегодня оформляется через платформу «Госуслуги», включая выдачу водительских удостоверений, регистрацию транспортных средств и оформление международных автодорожных разрешений. По данным Минтранса, за 2023–2024 гг. количество обращений в антикоррупционную комиссию по фактам вымогательства при оказании услуг сократилось на 78%.
Международная практика подтверждает эффективность цифровизации в транспортной сфере как антикоррупционного инструмента. В Сингапуре система автоматической оплаты дорожных сборов (ERP) исключает взаимодействие водителя с контролёрами, а все нарушения фиксируются камерами. В Южной Корее электронная система управления транспортными проектами (TMS) обеспечивает сквозной контроль от планирования до сдачи объекта. Однако в России Минтранс сталкивается с системными вызовами. Сохраняется зависимость от субъективных решений при согласовании крупных проектов, особенно на региональном уровне. В 2024 году Генеральная прокуратура выявила нарушения в Минтрансе и подведомственных организациях на сумму более 9 млрд рублей, что свидетельствует о неполном охвате цифровыми барьерами всех уязвимых зон. Российский подход делает акцент на технологическом контроле, но слабо использует потенциал открытых данных и гражданского участия, которые являются неотъемлемой частью цифровой антикоррупционной культуры в других странах.
Цифровизация в Министерстве транспорта РФ представляет собой один из наиболее продвинутых примеров применения технологий для снижения коррупционных рисков в российской государственной службе. Внедрение систем «Посейдон», «Антикартель» и автоматизация процедур через «Госуслуги» позволили значительно повысить прозрачность и сократить возможности для злоупотреблений. Однако эффективность этих мер ограничена отсутствием сквозной цифровой интеграции на всех уровнях управления, особенно в регионах, а также слабым развитием механизмов общественного контроля. Для дальнейшего прогресса Минтрансу необходимо не только совершенствовать технологии, но и расширять доступ граждан и независимых экспертов к информации о транспортных проектах и результатах проверок. Только комплексный подход позволит превратить цифровизацию в подлинный механизм построения честной и эффективной транспортной системы.
Список литературы
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228
- Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 34. Ст. 6194
- Приказ Министерства транспорта РФ от 28 декабря 2022 г. № 498 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Министерстве транспорта Российской Федерации на 2023–2025 годы»
- Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232 «О Государственной информационной системе в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 17. Ст. 3072
- Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2025 г. № 1933 «Об утверждении Положения о Государственной информационной системе "Антикартель"»
- Transparency International. Corruption Perceptions Index 2024. Berlin: Transparency International Secretariat, 2024
- Lee, S., & Kim, H. Digital Government and Anti-Corruption: The Korean Case // Public Administration and Development. 2020. Vol. 40, No. 3. P. 155–167
- OECD. Digital Solutions for Anti-Corruption in Transport Sector: Global Best Practices. Paris: OECD Publishing, 2023
- Годовой отчет Министерства транспорта РФ за 2024 год. URL: https://mintrans.gov.ru
- Миронов, В. В. Цифровизация как инструмент противодействия коррупции в транспортной сфере России // Транспортное право. 2024. № 3. С. 42–51


