ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЁМ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЁМ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (252), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье анализируются механизмы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации через призму цифровизации. Рассматривается эволюция нормативно-правовой базы, включая Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальный план на 2021–2024 гг. и создание специализированных информационных систем («Посейдон», «Антикартель»), обеспечивающих автоматизированный контроль доходов служащих и прозрачность закупочных процедур. На основе сравнительного анализа международного опыта выявляется зависимость эффективности цифровых инструментов от институциональной среды, включая независимость надзорных органов и культуру подотчётности. Особое внимание уделено рискам цифровизации: угрозам праву на приватность, непрозрачности алгоритмов ИИ, ослаблению общественного контроля. Авторы приходят к выводу, что технологические решения требуют синтеза с институциональными реформами для достижения устойчивого антикоррупционного эффекта.

Коррупция в органах государственной власти продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем, подрывающих эффективность публичного управления и доверие граждан к институтам власти. Традиционные методы противодействия зачастую оказываются недостаточными из-за человеческого фактора и ограниченных ресурсов надзорных органов. В этих условиях цифровизация государственного управления выступает как системный механизм профилактики и выявления коррупционных проявлений.

Фундаментом российской антикоррупционной политики является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закрепивший комплексный подход к противодействию коррупции, включая принципы законности, прозрачности деятельности государственных органов и обязательность декларирования доходов служащих. Решающий шаг в сторону цифровизации был сделан с принятием Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы (Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478), где впервые была сформулирована задача по «применению цифровых технологий для противодействия коррупции». Это стало основанием для создания специализированных государственных информационных систем, включая ГИС «Посейдон» (Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232), предназначенную для автоматизированного сбора и анализа сведений о доходах служащих, а также выявления несоответствий между официальными доходами и фактическими расходами.

В сфере государственных закупок цифровизация реализована через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС), созданную в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Дальнейшим развитием стал запуск Государственной информационной системы «Антикартель», функционирующей с 2025 года. Эта система использует искусственный интеллект для анализа закупочных процедур и автоматического выявления признаков картельных сговоров, что позволяет антимонопольным органам оперативно реагировать на правонарушения.

Международный опыт подтверждает, что эффективность цифровых инструментов зависит от институциональной среды. Эстония построила свою модель на основе платформы X-Road, обеспечивающей безопасный обмен данными. Ключевой принцип — «once-only» («один раз и навсегда») — минимизирует точки контакта с чиновниками и, соответственно, коррупционные риски. Южная Корея использует систему KONEPS, признанную ООН лучшей в мире, где цифровизация работает в связке с жёстким законодательством и культурой подотчётности. Сингапур делает ставку на институциональную независимость Коррупционной и экономической службы (CPIB), обладающей прямым доступом к руководству страны. Сравнительный анализ показывает, что в то время как Россия делает акцент на технологическом опережении, за рубежом ключевым условием успеха остаётся сильная и прозрачная институциональная архитектура.

Процесс цифровизации в российской антикоррупционной политике сопряжён с рядом рисков. Первый — угроза нарушения конституционных прав, в частности права на неприкосновенность частной жизни. Системы, подобные «Посейдону», собирают огромные массивы персональных данных, что в условиях отсутствия независимого контроля создаёт риски их нецелевого использования. Второй риск связан с непрозрачностью алгоритмов искусственного интеллекта («чёрный ящик»), что ставит под сомнение принципы справедливости и право на обжалование решений. Третий риск — ослабление механизмов общественного контроля, подтверждаемое позицией России в Индексе восприятия коррупции (154-е место в 2024 г. с оценкой 22 балла из 100).

Таким образом, цифровизация в России развивается в условиях парадоксального разрыва: создаются передовые технологические решения, но ослабевают институты, обеспечивающие их прозрачное функционирование. Для повышения эффективности цифрового контроля необходимо не только совершенствовать технологии, но и восстанавливать доверие через повышение открытости, поддержку независимой экспертизы и обеспечение подотчётности цифровых систем. Только комплексный подход позволит реализовать потенциал цифровизации как инструмента борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228
  2. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 34. Ст. 6194
  3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232 «О Государственной информационной системе в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 17. Ст. 3072
  4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652
  5. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2025 г. № 1933 «Об утверждении Положения о Государственной информационной системе "Антикартель"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru
  6. Transparency International. Corruption Perceptions Index 2024. Berlin: Transparency International Secretariat, 2024
  7. Rose-Ackerman, S., & Palifka, B. J. Corruption and Government: Causes, Consequences, and Reform. 2nd ed. Cambridge University Press, 2016
  8. Lee, S., & Kim, H. Digital Government and Anti-Corruption: The Korean Case // Public Administration and Development. 2020. Vol. 40, No. 3. P. 155–167
  9. Tamm, K. E-Governance and Anti-Corruption in Estonia // Journal of Cyber Policy. 2021. Vol. 6, No. 2. P. 210–225
  10. Панина, Н. В. Цифровизация как фактор борьбы с коррупцией в публичной администрации России // Государственное и муниципальное управление. 2023. № 4. С. 22–31
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее