Введение
В настоящем исследовании рассматривается проблема внедрения «Lean»-технологий в систему российского здравоохранения. С одной стороны, решение этой проблемы, могло бы способствовать развитию качества отечественного здравоохранения и повышению здоровья наших граждан (по оценке Росстата на 2024 г. превышение числа умерших над числом родившихся — на 17%, до 495 200 чел.). С другой – накоплению опыта применения данной технологии в России.
Бережливое производство (Lean-technology, Leanmanufacturing) - система модернизации рабочих аспектов и усовершенствование организации труда путем возможности сокращения расходов, улучшения качества, повышения производительности. Понятие «бережливое производство» зародилось в Японии в 50-х гг. прошлого века. Наиболее яркий пример применения «Lean» – феномен компании Toyota [2, с. 169-171].
В Российской Федерации «Lean» применили на промышленных предприятиях «Росатом», в сфере кредитования и услуг ПАО «Сбербанк», «Почта России». В сфере автомобилестроения АО «КамАЗ» и «АвтоВАЗ». В топливных системах ПАО «Газпром нефть», ОАО «Татнефть». Актуально и эффективно применяются бережливые технологии в системе образования. Однако, эффективность применения бережливых технологий в России остается на низком уровне (график 1) [5, с.40-42]:

График 1. Сравнительная оценка эффективности применения Lean-технологий в зарубежных и отечественных компаниях (%) [6]
В октябре 2016 года Управление по внутренней политике Администрации Президента РФ запустило пилотный проект «Бережливая поликлиника». Проект направлен на улучшение первичной медико-санитарной помощи и является частью Федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в рамках Национального проекта «Здравоохранение» [1,3].
Целью настоящего исследования являются анализ проблем медицинских направлений (скорая помощь, регистратура, педиатрия) и разработка их моделей с применением методов Lean-технологий:
Таблица 1.
Методы бережливого управления [4]
|
«Кайдзен» |
Концепция непрерывного совершенствования организации, сотрудников и их личностных качеств. |
|
«SixSigma» |
Методология контроля качества для своевременного выявления брака и дефектов. |
|
«JustinTime» |
Концепция, регулирующая все потоки, материалы, компоненты и процессы через заранее установленное жёсткое производственное расписание. |
|
«5S» |
Создание идеальных условий труда. |
|
«Канбан» |
Равномерное распределение нагрузки. |
|
«Andon» |
Визуальное управление рабочими процессами. |
Методами исследования являются анализ, интервьюирование, SWOT-анализ, моделирование.
Аналитическая часть
В настоящем исследовании, путем интервьюирования медицинских работников были изучены работы трех подразделений медицинского муниципального учреждения г. Челябинска – регистратура, скорая помощь и педиатрия. В результате выявлены следующие недостатки и методы их преодоления:
Таблица 2.
Проблемы и пути их решения в работе медицинской скорой помощи
Источник: составлено автором
|
№ |
Проблема |
Предполагаемые методы решения с применением бережливых технологий |
|
1 |
Дефицит оборудования, расходных материалов, лекарств. |
Финансирование медицинских организаций. Мониторинг расходных материалов, лекарств и оборудования. Инвентаризация и пополнение инвентаря. (методы «Кайдзен», «5S») |
|
2 |
Дефицит медицинского персонала, |
Тренинги, разработка дополнительных курсов для специалистов (метод «Кайдзен»). |
|
3 |
Долгое реагирование на вызов. (от 2 до 12 часов) |
Эффективный план расстановки экипажей скорой помощи (метод «Канбан»). |
Таблица 3.
Проблемы и пути их решения в работе регистратуры поликлиники
Источник: составлено автором
|
№ |
Проблема |
Предполагаемые методы решения с применением бережливых технологий |
|
1 |
Длительное ожидание в очереди |
Разделить потоки пациентов с помощью электронной очереди или старшей медицинской сестры в регистратуре для координации и управления потоками в холле первого этажа.(методы «JustinTime», «Andon») |
|
2 |
Отсутствие эффективной навигации |
Обновление визуальной информации и навигации в холлах регистратур, а также стеллажи для хранения амбулаторных карт (методы «SixSigma», «Кайдзен»). |
|
3 |
Длительный поиск амбулаторной карты |
Перенумеровать амбулаторные карты, внести данные о номерах в систему, установить таблички и закупить стеллажи для их размещения. (методы «5S», «JustinTime»). |
Таблица 4.
Проблемы и пути их решения в работе педиатрического отделения
Источник: составлено автором
|
№ |
Проблема |
Предполагаемые методы решения с применением бережливых технологий |
|
1 |
Очереди на прием к врачу |
Разработка расписания с выделением утренних, дневных и вечерних приёмов; увеличение лимита записи (методы «JustinTime», «Andon»). |
|
2 |
Неявки пациентов на прием |
Звонок-напоминание о приеме («JustinTime»). |
|
3 |
Рабочая загруженность |
Уменьшение количества прикрепленных к педиатру пациентов («5S», Канбан). |
Первый этап внедрения бережливых технологий в здравоохранение включает взаимодействие с сотрудниками: анкетирование, наблюдение рабочих процессов и интервьюирование. Затем разрабатывается система внедрения методов бережливого управления для устранения недостатков в предоставлении медицинских услуг. Параллельно повышается квалификация медицинского персонала. Завершающий этап – контроль реализации процессов, совершенствование и корректировка системы.
Заключение
С помощью методов бережливого управления автором работы были разработаны примерные модели работы медицинских направлений:

Рисунок 3. Пример модели функционирования работы медицинской скорой помощи с внедрением LeanИсточник: составлено автором
Результатом работы выбранных медицинских направлений, в которые были внедрены бережливые технологии, является грамотное обучение сотрудников, бережливое отношение к сотрудникам, равномерное распределение нагрузки, вовлечение персонала в процесс непрерывного совершенствования, ориентация медицинского персонала на качество оказания помощи.
Настоящий проект предполагает идею решения одной из проблем медицинской отрасли – создание единой базы, где будут автоматически вбиваться данные об анализах и диагнозах, сделанные в частных медицинских организациях, так и в государственных медицинских организациях. Единая база сведений о медицинской активности пациента облегчит работу врачам и ускорит выявление диагноза. Процесс оказания лечения для пациента ускорится. Это предотвратит долгое ожидание результатов анализа и снизиться риск смертности населения, так как выявление диагноза идет в два раза быстрее.
Список литературы
- Бреусов, А. В., Писклаков, С. В., Бреусов, Д. А. Бережливое здравоохранение — философия деятельности современных медицинских организаций // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. — 2022. 308–321
- Василенок, В. Л., Негреева, В. В., Кочегарова, Т. С. Управление концепцией бережливого производства в организации здравоохранения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. — 2022. — №3. — С. 164–175
- Гурина, М. А. Создание эффективной системы управления качеством в медицинских организациях на основе внедрения технологии «бережливого» производства // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 4. С. 378–175
- Давыдова, Н. С, Мазунина, С. Д., Позмогова, Н. П. Организационно-методические вопросы применения бережливых технологий в медицине с точки зрения мотивации и обучения персонала//Вятский медицинский вестник. — 2020. — №1(65). — С. 75–81
- Никулина, О. В. Сравнение систем российского и зарубежного применения методик бережливого производства / О. В. Никулина, О. Н. Руденко, Д.Г. Коноваленко // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — №11 (30). —С. 40–43
- Сененко, А. Ш., Сон, И. М., Дзюба, Н. А. и др. Технологии бережливого производства в реформировании медицинских организаций, оказывающих ПМСП. Аналитический обзор // Социальные аспекты здоровья населения. — 2020. — Т. 66. — №4. — С. 13–27


