1. Введение
Принятие решений в неопределенных условиях и генерация новых идей (креативность) являются высшими когнитивными функциями, критически важными для адаптации человека. Традиционно нейронаука рассматривала спонтанную активность и шум в нейронных сетях как нежелательный фактор, снижающий точность и эффективность обработки информации [1]. Эта точка зрения основана на моделях, заимствованных из инженерии, где шум является помехой, которую необходимо подавить.
Однако парадигма начинает меняться. Ряд теоретических работ предполагает, что стохастичность может быть неотъемлемым и полезным свойством нейронных систем [2]. В физике и теории информации известно, что оптимальный поиск в сложных ландшафтах (например, при оптимизации или машинном обучении) часто требует введения контролируемой стохастичности для предотвращения застревания в локальных минимумах — принцип, лежащий в основе таких алгоритмов, как имитация отжига [3].
Мы выдвигаем гипотезу, что префронтальная кора (ПФК), как ключевой центр когнитивного контроля и рабочей памяти, использует эндогенный «структурированный» шум для выполнения аналогичной функции в когнитивной сфере. Такой шум может слегка «расшатывать» устойчивые паттерны нейронной активности, соответствующие фиксированным шаблонам мышления, и тем самым облегчать переход к новым, неочевидным конфигурациям — основе креативного озарения.
Цель исследования: экспериментально и с помощью вычислительного моделирования проверить, может ли модуляция уровня шума в ПФК влиять на показатели креативности и когнитивной гибкости.
Задачи:
- Создать вычислительную модель RNN, демонстрирующую преимущество введения шума для решения задачи смены когнитивной стратегии.
- Экспериментально проверить на людях, может ли неинвазивная нейромодуляция (ТМС), предположительно усиливающая полезный шум в ПФК, повысить результаты в тестах на креативность.
- Установить специфичность эффекта для типа задачи и локализации стимуляции.
2. Методы
2.1. Вычислительное моделирование
Мы обучили рекуррентную нейронную сеть (RNN, 100 LSTM-нейронов) выполнять задачу на смену поведенческого правила (аналог Wisconsin Card Sorting Test). После стабильного обучения в сеть вводился аддитивный шум в скрытый слой в момент, предшествующий принятию решения. Испытывались три типа шума:
- Белый шум (плоский спектр).
- Розовый шум (1/f) — имитирует естественные флуктуации в биологических системах.
- Броуновский шум (1/f²).
Основной метрикой была скорость успешного переключения на новое правило после его изменения.
Заключение
- Вычислительное моделирование показало, что введение «розового» (1/f) шума в нейронную сеть, решающую задачу на смену стратегии, значительно повышает ее когнитивную гибкость.
- Эксперимент с ТМС на людях подтвердил, что модуляция активности правой дорсолатеральной префронтальной коры специфически повышает показатели дивергентного творческого мышления, не затрагивая базовые когнитивные функции.
- Полученные данные поддерживают новую теоретическую модель, согласно которой эндогенный нейронный шум в префронтальной коре является адаптивным механизмом, способствующим креативности и нестандартному решению проблем.
Список литературы
- Faisal A. A., et al. (2008). Noise in the nervous system. Nature Reviews Neuroscience, 9(4), 292–303
- McDonnell M. D., Ward L. M. (2011). The benefits of noise in neural systems: bridging theory and experiment. Nature Reviews Neuroscience, 12(7), 415–426
- Kirkpatrick S., et al. (1983). Optimization by simulated annealing. Science, 220(4598), 671–680


