Введение
От первых экспериментов по соединению мозгов крыс («Brainet») до демонстрации передачи моторных команд от человека к человеку и даже к человеку от спрута, область ПНИС развивается стремительно. Эти прототипы, однако, оперируют в узких, жестко контролируемых условиях и передают примитивные сигналы (направление движения, бинарный выбор). Мечта о полноправном "телепатическом" обмене сложными мыслями, образами или эмоциями остается научной фантастикой. Основная причина кроется не только в незрелости технологий, но в фундаментальных проблемах, лежащих на стыке нейробиологии, теории информации и философии сознания.
1. Нейробиологические и инженерные ограничения пропускной способности
1.1. Проблема "узкого горла" интерфейса.
Текущие интерфейсы — будь то неинвазивные (ЭЭГ, фНIRS) или инвазивные (микроЭКоГ, матрицы Юта) — обладают критически низкой информационной плотностью.
- Неинвазивные методы (ЭЭГ) имеют ограниченное пространственное разрешение (см²) и регистрируют лишь синхронизированную активность крупных нейронных популяций, теряя большую часть информации. Их пропускная способность не превышает десятков бит/мин.
- Инвазивные методы хотя и имеют лучшее разрешение, покрывают ничтожно малую долю коры (~10⁵ нейронов из ~10¹¹) и несут риски (воспаление, глиоз), ограничивающие долгосрочное применение. Даже самые передовые массивы электродов захватывают лишь крошечную часть нейронного кода.
1.2. Проблема нейронного кодирования и декодирования.
Мы не знаем "универсального нейронного языка" (neural code).
- Индивидуальная вариабельность: Нейронные репрезентации одних и тех же понятий, образов или воспоминаний уникальны у каждого человека, будучи сформированными его индивидуальным опытом и нейронной архитектурой. Для декодирования мысли "кошка" у одного человека и передачи ее другому необходима не только ее расшифровка в "мозге-отправителе", но и ее перекодирование в паттерн, который мозг-получатель распознает как "кошку". Это требует полного доступа к семантическим картам обоих мозгов — задача, эквивалентная полному прочтению сознания.
- Контекстуальность и динамика: Значение нейронной активности жестко привязано к контексту, текущему состоянию мозга, вниманию и эмоциям. Изолированный паттерн не имеет смысла.
1.3. Проблема масштаба и интеграции.
Мысль — это не активность одного региона. Это динамический процесс, распределенный по всей коре, подкорковым структурам, с вовлечением нейромодуляторных систем. Для ее точного считывания и передачи потребовался бы интерфейс, одновременно охватывающий и с миллисекундным разрешением считывающий активность практически всей центральной нервной системы — технологический вызов, лежащий далеко за пределами обозримого будущего.
2. Этические барьеры: когда технология сталкивается с личностью
Даже если предположить гипотетическое разрешение инженерных проблем, встают непреодолимые этические преграды.
2.1. Угроза автономии и ментальной неприкосновенности.
Ядро личности — это приватность внутреннего мира. ПНИС стирает границу между "я" и "другой", создавая риск:
Заключение
Прямая нейронная интерфейсная связь упирается не только в "железные" ограничения пропускной способности и незнания нейронного кода, но и в "мягкие", но несокрушимые барьеры человеческого бытия.
Список литературы
- Nicolelis, M. A. L., & Lebedev, M. A. (2009). Principles of neural ensemble physiology underlying the operation of brain–machine interfaces. Nature Reviews Neuroscience
- Ienca, M., & Andorno, R. (2017). Towards new human rights in the age of neuroscience and neurotechnology. Life Sciences, Society and Policy
- Yuste, R., et al. (2017). Four ethical priorities for neurotechnologies and AI. Nature
- Rao, R. P. N., et al. (2014). A direct brain-to-brain interface in humans. PLoS ONE
- Jiang, L., et al. (2019). BrainNet: A multi-person brain-to-brain interface for direct collaboration between brains. Scientific Reports
- Steinert, S., & Friedrich, O. (2020). Wired emotions: Ethical issues of affective brain–computer interfaces. Science and Engineering Ethics
- Rainey, S., et al. (2020). Neuroprosthetics and neuroethical considerations. In Diverse Perspectives on Neuroethical Issues (pp. 123-145)


