В наше время, характеризующееся повсеместной интеграцией и доступностью сведений, в период усиления влияния научно-технического развития, когда интеллектуальный труд приобретает все больший вес, одним из ключевых приоритетов образовательной системы становится стимулирование ассоциативного мышления у обучающихся.
В современном мире школьнику надо запоминать большой пласт различной информации, по разным предметам и пытаться их структурировать, находить межпредметные связи.
Визуальное искусство выступает специфической формой познания, где ключевую роль играет сенсорное восприятие окружающей среды – ощущение цвета, формы, пространственных характеристик и звуков.
Любой образовательный процесс базируется на познавательной деятельности, представляющей собой отображение реальности в человеческом сознании через призму концепций, визуальных представлений и устоявшихся шаблонов.
Однако для полноценного восприятия, необходимо временно приостановить активность, обогатиться впечатлениями, испытать удовольствие от увиденного и, как итог, прийти к пониманию. Это требует осознанного подхода и времени для обработки информации, полученной через органы чувств.
Ассоциативное мышление является важным аспектом когнитивного развития человека. Оно позволяет связывать и ассоциировать различные понятия, идеи и образы, что способствует более глубокому и комплексному пониманию мира. Данный вид мышления не имеет единого четкого определения. Некоторыми исследователями оно рассматривается как мышление, основанное на способности к выделению существенных признаков предметов или явлений, определению связей между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой другое. Другие считают его важнейшей компетенцией, которой должен обладать профессионал, связанный с проектной деятельностью. Данный тип мышления лежит в основе составляющей интеллекта.
В большом психологическом словаре понятие ассоциация имеет следующее определение:
Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - «связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметам или явлениями» [4].
Психологи и педагоги дают разное определение термину ассоциативное мышление.
Л.С. Выготский подчеркивал, что «ассоциативно-образное мышление - это генетически обусловленный, универсальный механизм целостного восприятия и отражения объектов познания посредством художественных образов, связанных между собой по принципу ассоциирования (соотнесения, сопоставления, уподобления и прочее) и несущих определённую смысловую нагрузку»
Путь создания образов, многогранен и интересен. Художественный образ может рождаться как результат субъективного восприятия реальной жизни, так и как результат фантазии и богатого воображения, то есть творчества.
Один из методов, применяемых в педагогической практике – метод ассоциаций, сравнений и трансформаций. В широком смысле слова, ассоциация – это образ, возникающий в сознании людей в период воздействия какого-либо внешнего раздражителя – звука, запаха, мелодии и т.д. В памяти художника ассоциативные образы формируются в течение всей его жизни, помогая решать многие поставленные задачи.
Также одним из ключевых моментов в развитии ассоциативного мышления у детей среднего школьного возраста является игровая деятельность. Игры, тренирующие ассоциативное мышление, способствуют развитию креативности, логического мышления и способности к абстрактному мышлению у детей. Такие игры могут включать в себя задачи на ассоциации слов, картинок, предметов и прочее.
Рассматривая, в рамках исследования, развитие ассоциативного мышления у детей среднего школьного возраста стоит выделить то, что в целом подростковый возраст - благоприятный возраст для творческого развития. В этом возрасте обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие.
Ассоциативное мышление у детей среднего школьного возраста является одним из ключевых психологических процессов, определяющих способность ребенка к анализу, синтезу и принятию решений. В данном возрасте у детей происходит интенсивное развитие ассоциативного мышления, что влияет на их способность к творческому мышлению, решению проблем и смысловой деятельности.
У детей среднего школьного возраста, ассоциативное мышление имеет ряд особенностей. Чем старше становится ребенок, тем больше он подвержен стандартам и клеше массовой культуры. Лучше всего будет если ребенок не будет воспринимать действительность шаблонно, а более с широким диапазоном окружающего мира.
Также отметим особенности создания ассоциативных композиций. Исследователи единодушно отмечают, что ассоциативная композиция начинается не с выбора сюжета, а с формирования художественного замысла, основанного на личном переживании, чувстве или интеллектуальной концепции. Как писал В.В. Кандинский, художник выступает как «служитель высших целей», чья задача — выражать «внутреннюю необходимость» [3].
Эта «внутренняя необходимость» диктует выбор форм, линий и цвета. В педагогической системе Б.М. Неменского этот принцип реализуется через задание «триады»: «Вижу — Знаю — Чувствую», где отправной точкой является эмоционально-личностное восприятие темы, а не ее внешнее, фотографическое изображение [5].
В отличие от реалистической картины, которая часто представляет собой законченный рассказ, ассоциативная композиция является «открытым произведением» (У. Эко). Она содержит в себе некую незавершенность, загадку, которая требует от зрителя активной интерпретации.
Таким образом, особенности создания ассоциативных композиций, выявленные в теории и практике, сводятся к следующему: работа начинается с внутреннего замысла; форма подвергается метафорической трансформации и девиации; цвет и тон используются как независимые выразительные средства; пространство строится по законам субъективного восприятия; а сама композиция предполагает активный диалог со зрителем.
Для выявления уровня сформированности ассоциативного мышления, на основе методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»; С.А. Медника «Тест вербальной креативности», был составлен диагностический тест. При проведении исследования в 7 «Г» и 7 «Д» классах на уроках изобразительного искусства, был выявлен следующий уровень сформированности ассоциативного мышления у обучающихся. Среди учащихся 7-х классов Ставропольской школы № 45, былопроведено тестирование, направленное на выявления уровня сформированности ассоциативного мышления. По итогам диагностики, обе группы показали средний результат. Обучающиеся 7 «Д» класса показали более низкий результат, в связи с этим с данной группой.
В 7-м «Г» классе, детям предлагалось описать такие чувства, как: радость, веселье, грусть, благодарность. С учениками 7-го «Д» класса было проведено занятие, в процессе которого выполнялось упражнения для усиления ассоциативного восприятия, в которых предлагалось выполнение творческого задания на поиск художественных образов среди хаотичных форм и линий. Дети пытались подключить все пять органов чувств для восприятия цветов и образов.
Таблица 1.
|
Экспериментальная группа |
Уровни |
Контрольная группа |
||
|
0 обучающийся |
0% |
Высокий |
2 обучающийся |
6% |
|
11 обучающихся |
42% |
Средний |
19 обучающихся |
61% |
|
15 обучающихся |
48 % |
Низкий |
10 обучающихся |
33% |

Рисунок 1.
Данное тестирование дало подтверждение того, что ассоциативное мышления у детей среднего школьного возраста находятся на среднем и низком уровне, что говорит, о необходимости разработки и реализации программ и методологии для формирования ассоциативного мышления.
Таким образом, креативность и творческое мышление представляют собой ценности образования XXI века и требует особого внимания со стороны педагогики и образования на разных его ступенях. Создание определенных условий, способствующих развитию ассоциативного мышления , так же развивает творчество и ведет к появлению новых идей, нестандартных решений и шедевров. Творческое воображение осуществляется в процессе образования смысловых связей между объектами, образами, символами и т.д. из которых образуются ассоциативные цепочки.
Развитие ассоциативно-образного мышления способствует созданию целостного произведения, гармонии форм живой природы и архитектуры. Используя этот метод, можно вести поиск новых замыслов и сюжетов в определённых условиях с учетом доступных средств и материалов и остановиться в будущем на одной из идей. Формирование образного мышления на начальном этапе обучения изобразительной деятельности поможет ученикам намного эффективнее находить более интересные композиционные решения.
Искусство формирует мир человека, дает ему этот социальный опыт, является тем стимулирующим фактором, благодаря которому обогащается жизнь всего общества в целом.
Подводя итог, стоит подчеркнуть, что развитие ассоциативного мышления на уроках по изобразительному искусству представляет собой значимый элемент в процессе становления творческого потенциала учащихся.
Формирование ассоциативного мышления в рамках уроков изобразительного искусства занимает центральное место в развитии креативной индивидуальности. Результативные образовательные стратегии, базирующиеся на игровых приемах, технологической интеграции и проектно-ориентированной работе, способны выступать действенным инструментом в этом направлении.
Список литературы
- Выготский Л.С Педагогика подростка// Собрание сочинений: в 6 т./ Л.с Выготский.; гл. ред. А. В, Запорожец. Т.2. М.: Педагогика, 1982 С. 5-361
- Выготский Л.С. «Психология искусства». – М.: Искусство, 1968
- Кандинский В.В "О духовном в искусстве" . - Москва изд. - СПб.: Издательство АСТ, 2018. - 352 с.
- Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М. : Олма-пресс, 2004. - 42 с.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. — Москва : Просвещение, 2007 [т.е. 2006]. — 253, [2] с.


