Современные предприниматели сейчас очень часто прибегают к сфере маркетинга для продвижения своей деятельности. Маркетинг сам по себе является способом, который позволяет потенциальным потребителям заинтересоваться предлагаемым продуктом или услугой. У данной сферы очень много своих инструментов, которые используют предприниматели. Сюда же, например, можно отнести и рекламу, потому что с ее помощью доносятся сообщения о полезности продукта или услуги до соответствующей аудитории. Предприниматели на практике при использовании инструментов маркетинга сталкиваются с рядом трудностей, в том числе, правового характера, что и будет являться предметом настоящего исследования.
Итак, в маркетинговую деятельность входит достаточно много принципиальных аспектов для бизнеса. Е.Л. Ермолаева, К.С. Гордеева, А.А. Жидкова, Е.С. Илюшина, Л.А. Федосеева отмечают следующие: характеристика товаров (ценовая политика), характеристика рынка с точки зрения количества потребителей, способы приобретения товаров и т.д., способы распространения товаров, рекламная политика, а также учёт законодательных ограничений [3].
Наиболее актуальным представляется рекламная политика, с учетом относительно недавних изменений в законодательстве, в частности, об обязательной маркировке, отечественные предприниматели на данный момент относятся к этому инструменту маркетинга с предельной осторожностью, особенно это касается сети Интернет. Все требования к онлайн-рекламе закреплены в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», а именно в его статье 18.1. [1]. Правила распространяются на любые форматы рекламы: баннеры, SEO-тексты, видеоролики и другие виды.Для каждого рекламного материала требуется два вида маркировки:
- уникальный идентификационный номер (токен): это специальная цифровая метка, которая присваивается каждому рекламному размещению;
- пометка «реклама»: материал должен быть явно обозначен словом «реклама»;
- информация о рекламодателе: необходимо указывать, кто является заказчиком этой рекламы (например, наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя).
Соблюдение этих требований отслеживает Роскомнадзор. Вся информация о размещаемой интернет-рекламе должна передаваться в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Это база данных, где аккумулируются сведения обо всей рекламе в Рунете. Статистика подтверждает, что за период 9 месяцев 2025 года сумма штрафов значительно выросла по сравнению с 2024 годом, чаще всего получают наказание за отсутствие идентификатора рекламы: «блогер разместил в соцсетях рекламу без идентификатора. Поэтому Роскомнадзор оштрафовал его на 100 000 рублей по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ. Суд согласился с решением надзорного органа (дело № А40-230640/2024)» [6].
С учётом существенных законодательных изменений, предприниматели столкнулись с некоторыми проблемами, которые нуждаются в повышенном внимании. Речь идёт об отграничении рекламы от информации. Ключевой критерий — цель размещения, т.е., цель информации (на примере вывески) заключается в идентификации предприятия, информировании о его местонахождении, режиме работы, профиле деятельности. Реклама в свою очередь направлена на привлечение внимания, формирование интереса и продвижение товара или услуги на рынке. Она часто содержит элементы, побуждающие к покупке.
Суды при рассмотрении соответствующих дел руководствуются критериями местоположения размещаемой информации, ее содержания, а также цели размещения. При этом, на практике решения могут быть противоречивы, особенно в отношении конструкции на парковке или на земельном участке перед зданием.
Одни суды видят в них рекламу, так как они не указывают на вход, К.А. Торосян приводит следующий случай: «Арбитражный суд Дальневосточного округа указывает помимо отсутствия обозначения места входа в здание и выхода из него также на оформление текстана конструкции. Так, информация на щитах в виде текста и изображения, размещенная с использованием значительного шрифта на ярко-красном фоне, привлекает внимание, т. е. с очевидностью направлена на привлечение внимания потребителей к товарам и услугам» [4, с. 149].
Другие суды считают их навигационными указателями, помогающими сориентироваться на территории, К.А. Торосян здесь же приводит следующее судебное решение: «Арбитражный суд Уральского округа отмечает, что размещение средства индивидуализации иного юридического лица на конструкции, находящейся на земельном участке, на котором расположено здание официального дилера такого юридического лица, не преследует целей, связанных с рекламой, не формируетинтерес к такому юридическому лицу. Конструкции с указанной информациейобеспечивают упрощенное обнаружение дилерского объекта потребителями» [4, с. 149].
Таким образом, мы можем наблюдать, что не существует универсального и четкого шаблона. Квалификация конструкции всегда требует индивидуальной оценки. Необходимо анализировать три ключевых фактора в совокупности: местоположение, содержание и цель размещения. Также мы считаем, что для унификации судебного подхода по данным спорам необходимо создать дополнительные разъяснения для судебных органов в области рекламного законодательства, что поможет прояснить отдельные спорные моменты. Различные решения судов несут для бизнеса серьезные риски, ошибки в квалификации могут привести к неоправданным штрафам добросовестных предпринимателей.
Также с 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения, направленные на запрет размещения рекламы на ресурсах, которые признаны экстремистскими или запрещенными на территории РФ, далее внесено положение об обязанности маркировки телефонных звонков, запрет на рекламу VPN и т.д. Последнее распространяется не только на прямую рекламу, но и на материал, который был размещен для продвижения VPN сервиса. Чтобы адаптироваться к изменениям, предпринимателям рекомендуется пересмотреть маркетинговые инструменты, увеличить активность в разрешённых социальных сетях, а также использовать альтернативные методы продвижения: SEO, контент-маркетинг и собственные сайты.
Еще одним проблемным инструментом маркетинга в предпринимательской деятельности является политика ценообразования. Этот вопрос является достаточно актуальным в силу того, что законодательство в данной области не имеет чётких формулировок, что создает трудности в правоприменительной деятельности. Речь идёт о категории «экономически необоснованная цена», прямо этот термин в антимонопольном законодательстве не закреплён, что является серьезной проблемой, практика сформулировала примерный подход к трактовке данного понятия. Экономически необоснованная цена представляет собой цену, выходящую за пределы гражданских прав и налагающая необоснованные ограничения. Как уже можно заметить, формулировка действительно довольно оценочная, в 2024 году ФАС России разработала критерии для оценки экономически необоснованных цен и отправила на рассмотрение в Правительство, на данный момент имеется информация лишь о том, что проект отправлен на доработку, поэтому проблема всё ещё актуальна [5].
Касаемо процессуальных вопросов, рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства может длиться до 9 месяцев. За это время ситуация на рынке может кардинально измениться, и выданное предписание устареет. Антимонопольным органам трудно вручную отслеживать все взаимосвязи и влияние цен на разных рынках, что обуславливает целесообразность автоматизации этого процесса, например, внедрить систему искусственного интеллекта, с учетом выработанных критериев оценки обоснованности цены выявление и пресечение нарушений в этой области будет происходить намного быстрее.
Еще одной проблемой является то, что в основном при применении мер ответственности отсутствует комплексный подход, как отмечают И.Н. Дехтярь и Е.Н. Конина: «снижается их эффективность при предупреждении роста цен и пресечения манипулирования ценами… Также антимонопольное законодательство требует установления наличия последствий для конкуренции или риска возникновения таких последствий, нарушения прав и законных интересов участников рынка — хозяйствующих субъектов, потребителей, в виде их ущемления» [2, с. 130].
Исходя из вышеизложенного, можно еще раз отметить, что инструменты маркетинга способствуют российскому бизнесу в продвижении соответствующих продуктов, однако в рамках правового регулирования есть спорные моменты и явные несовершенства, которые требуют повышенного внимания со стороны предпринимателей. Применение любых методов маркетинга требует тщательного взвешивания на предмет потенциальной выгоды и рисков.
Список литературы
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ // СПС «Гарант» (дата обращения: 19.11.2025)
- Дехтярь И.Н., Конина Е.Н. Проблемы государственного регулирования цен в Российской Федерации // Вестник СГЮА. 2022. №5 (148). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-gosudarstvennogo-regulirovaniya-tsen-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 19.11.2025)
- Ермолаева Е.Л., Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Товарная политика предприятия и жизненный цикл товара // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97320 (дата обращения: 18.11.2025)
- Торосян, К. А. Проблема разграничения рекламной и информационной конструкций / К. А. Торосян // Российский юридический журнал. – 2024. – № 3(156). – С. 144-152. – DOI 10.34076/20713797_2024_3_144. – EDN WVFPWQ
- ФАС предлагает ввести запрет на согласованные действия хозсубъектов, приводящие к необоснованному повышению цен: ФАС России [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: (дата обращения: 19.11.2025)
- Маркировка рекламы и подача статистики по креативу: Адвокатская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: (дата обращения: 19.11.2025)


