К.Д. Ушинский утверждал, что мысль и язык не могут быть разделены и существовать отдельно друг от друга. Однако учёный в своих исследованиях не смог истолковать то, что данный союз зародился из труда и во время труда. «Родной язык «не является чем-то отрешенным от мысли», а наоборот, он непосредственно связан с процессом мышления», - пишет Ю.Ю. Тонконогова в своём исследовании [9, c. 125-126].
О.Г. Ивановская в своей статье обособляет три вида мышления, которые появлялись в процессе филогенеза:
- наглядно-действенное (познания предмета при помощи взаимодействия с ним),
- наглядно-образное (мысленное действие с предметом),
- словесно-логическое (решение какой-либо задачи происходит посредством логики на базе языка).
Современный взрослый человек владеет одновременно этими тремя видами мышления, проходя этапы развития в онтогенезе. О.Г. Ивановская обращает наше внимание на то, что «для онтогенеза последовательное появление трёх видов мышления обозначает постепенное овладение речью. Симультанная правополушарная стратегия мышления дополняется сукцессионной стратегией действия по правилу (логическому или грамматическому). С появлением речи у ребёнка начинают развиваться рефлексия и самопознание» [4, с. 33-38].
Язык является и видом существования мыслительных процессов индивида, с помощью чего выполняется теоретическая и практическая деятельность человека и общества. А мышление – высший уровень познания окружающего мира представителем человеческого рода, связанный с сознанием. Освоение мира представляется в то же время его осмыслением, то есть укрепление в сознании человека с последующим использованием ранее изученных данных. В.С. Стёпин и А.Н. Елсуков приходят к выводу, что «благодаря этому процессу человек и овладел абстрактным мышлением, помогающим созданию обобщенных образов явлений и предметов и фиксации их в сознании в виде частей объективного мира» [8, c. 152]. Основываясь на данных тезисах, необходимо установить и провести доказательный анализ связи языка и мышления, выявить главную роль одному из вышеуказанных понятий в процессе познания окружающего мира. Подчёркивание важных качеств предмета ведёт к закреплению особой человеческой формы в виде понятия. Ссылаясь на Г.М. Коджаспирову и А.Ю Коджаспирова, мы выясняем, что «понятие» – это такая идеальная сущность, представляющая собой высокую степень разового отражения реальности, а именно отображение единства тех или иных свойств и отношений предметов» [5, с. 114].
Язык является необходимым инструментом для закрепления таких форм сознания. Использование языка – это такой процесс, который позволяет человеку мыслить ясно и закреплять понятие какого-либо предмета. «В этом случае процесс происходит с использованием сложных логико-грамматических структур, которые помогают не обращаться к своему чувственному опыту, а сразу делать логические выводы, под которыми подразумевается образование понятий и категорий», - пишет Е.И. Ведева в своих трудах [1, c. 95-98]. Данное действие можно рассматривать как изменение субъективного состояния на объективное. Субъективное состояние, в свою очередь, является восприятием и ощущением человеком предмета, информацию о котором можно передать другому. Язык, выполняя свою познавательную функцию, даёт предмету характеристику, которые раскрывают свойства предмета, превращают его в объект. После данной процедуры информация о предмете становится понятной, и она может быть распространена в обществе как объективное понятие. Если понятие – это результат мышления, появившийся с помощью языка, то следует раскрыть номинативную функцию языка, поскольку она играет важную роль в умственной и практической деятельности индивида. Ф.К. Гужва обращает наше внимание на то, что «номинативная функция дает точное название некогда абстрактному понятию» [3].
Своё же название предмет получает, когда он оказывается в общественном обиходе при постоянном или периодическом использовании. В качестве примера приведём научную деятельность Норберта Винера, исследовательская и лабораторная деятельность которого затормаживалась из-за отсутствия названия того, чем именно занимались его подчинённые. Процесс ускорился, когда Винер смог дать название работе – кибернетика. Данный пример иллюстрирует то, что мышление и язык тесно связаны друг с другом. Такой союз необходим для познания окружающего мира индивидом, так как «возникновение идеальных сущностей создает, с одной стороны, возможность оперировать понятиями, а с другой - закреплять их как определенный этап познания» [1, c. 95-98].
При попадании в сознание человека знаки языка оказываются незаменимым объективным инструментом в формировании мысли, с помощью которой индивид может адекватно отобразить реальный мир.
Антропоцентризм не обошёл стороной и образование. Н. В. Лучкина в своей статье пишет, что развитие антропоцентризма и антрополингвистики повлияло, например, и на преподавание русского языка как иностранного (РКИ). «Антропоцентризм в обучении РКИ можно обнаружить уже при знакомстве с оглавлением учебников» [6, c. 64-71]. В учебнике «Мы учимся в России» авторов Лучкиной Н.В., Проценко И.Ю. все разделы составлены с учетом ориентирования на личность обучающегося [7]. Данный учебник рассчитан на овладение студентами уровня языка А2. Первая глава ознакомительная: студенты рассказывают информацию о себе, о своих семьях и друзьях. Вторая глава отводится учёбе на родине и в России. Изучая третий раздел, студенты могут лучше узнать город и страну, где они обучаются. Четвертый раздел посвящен говорению. Здесь встречаются такие темы, как мечты, выбор будущей профессии и предназначение человека. И, наконец, пятый раздел позволяет студентам высказаться по темам досуга, хобби, праздничных событий и тд. Каждый урок начинается с обращения к личности обучающегося. Например, десятый урок «Кем быть?» начинается со следующего обращения: «Кем быть? Этот вопрос рано или поздно задаѐт себе каждый человек. Один сразу понимает, что его дело – учить, лечить или строить дома. Другой долго не может понять, какую профессию ему выбрать. Он слушает советы родителей, друзей, знакомых и наконец делает выбор. А как выбирали свою профессию вы? Это был трудный или лѐгкий выбор? О выборе профессии мы поговорим в этом уроке» [7, c. 153]. С помощью такого личностного обращение авторы хотят сфокусировать внимание студентов на тех темах, которые будут обсуждаться на занятии.
В настоящее время интернет-пространство является неотъемлемой частью жизни современного человека. Общение в виртуальной реальности становится всё больше распространено. Однако для того, чтобы коммуницировать в интернете, нужно придумать себе ник. В статье «Виртуальная личность как объект изучения антрополингвистики» [2] описаны способы и причины выбора ника пользователя. Руководствуясь идентифицирующей функцией никнейма, пользователи придумывают или выбирают себе имя, так как «виртуальное имя позволяет определить собеседника, выделить его из круга других участников коммуникации» [2]. Здесь прослеживается чёткая связь языка и мышления, так как никнейм влияет на понимание «я» как личности и на мнение окружающих о личности пользователя.
Список литературы
- Ведева Е. И. К вопросу о связи языка и мышления / Е. И. Ведева // СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: СОЗИДАТЕЛЬНОЕ развитие: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 06 мая 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 95-98. – EDN DKYLVR
- Галичкина Е. Н. Виртуальная личность как объект изучения антропологической лингвистики // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-lichnost-kak-obekt-izucheniya-antropologicheskoy-lingvistiki (дата обращения: 03.06.2025)
- Гужва Ф.К. Номинативная функция слова и его обобщающий характер. URL: https://studfile.net/ (дата обращения: 03.06.2025)
- Ивановская О. Г. Нарративы как проявление наглядно-образного мышления ребёнка и взрослого / О. Г. Ивановская // Специальное образование XXI века : Материалы международного научно-образовательного форума, Санкт-Петербург, 03–04 апреля 2024 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2024. – С. 33-38. – EDN SDKVRM
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 114
- Лучкина Н. В. Влияние развития антрополингвистики на преподавание РКИ / Н. В. Лучкина, С. А. Мирзоева, И. Ю. Проценко // Практические и теоретические аспекты преподавания иностранных языков с опорой на профессиональную ориентацию будущих специалистов : Сборник материалов межвузовской научно-методической конференции, Ростов-на-Дону, 25 января 2020 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2020. – С. 64-71. – EDN XPFDIQ
- Лучкина Н.В., Проценко И.Ю. и др. Мы учимся в России. Учебник для иностранных учащихся подготовительных факультетов. – Ростов-на-Дону, 2018
- Стёпин В.С. Методы научного познания [Текст] / В. С. Степин, А. Н. Елсуков. - Минск: Вышэйш. школа, 1974. - 152 с.; 20 см.
- Тонконогова Ю. Ю. К.Д. Ушинский о связи родного языка и мышления / Ю. Ю. Тонконогова // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты : Материалы XVI-й Международной научной конференции, Орехово-Зуево, 11–13 мая 2016 года / Отв. ред. А.В. Пузырёв. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический институт, 2016. – С. 125-126. – EDN WFHFAF


