Актуальность исследования сущности, структуры и классификации мягких навыков (soft skills) в системе современного профессионального образования обусловлена комплексом взаимосвязанных социально-экономических, технологических и педагогических факторов[2].
Во-первых, в условиях Четвертой промышленной революции и формирования экономики знаний резко возрос спрос рынка труда на универсальные надпрофессиональные компетенции. Работодатели все чаще отмечают дефицит не узкоспециальных знаний (hard skills), которые относительно быстро можно восполнить, а именно гибких навыков: коммуникации, работы в команде, критического мышления и креативности. Выпускник, обладающий развитыми soft skills, демонстрирует более высокую адаптивность к быстро меняющимся технологиям и организационным структурам, что делает его конкурентоспособным в долгосрочной перспективе[2].
Во-вторых, динамика современного рынка труда, характеризуется нестабильность, неопределенностью, сложностью, неоднозначностью, требует от специалиста способности к постоянному обучению, управлению сложными проектами и эффективному взаимодействию в междисциплинарных и кросс-культурных командах. Эти способности напрямую зависят от уровня развития мягких навыков, что обуславливает необходимость их целенаправленного формирования в образовательном процессе[4].
В-третьих, существует очевидный разрыв между запросом практики и состоянием системы профессионального образования. Несмотря на признание важности soft skills, в образовательных стандартах и программах доминирует ориентация на передачу узкопрофессиональных знаний. Отсутствие единого теоретического подхода к пониманию сущности, четкой структуры и общепринятой классификации soft skills затрудняет разработку педагогических технологий, методик и диагностического инструментария для их оценки и развития. Это приводит к стихийности и низкой эффективности работы в данном направлении[6].
Таким образом, актуальность данного исследования определяется острой практической потребностью в систематизации понятийного аппарата и разработке научно обоснованной модели интеграции soft skills в профессиональное образование для преодоления существующего разрыва между результатами образовательной деятельности и реальными требованиями экономики будущего.
Термин «soft skills» (в переводе с англ. — «мягкие навыки») противопоставляется «hard skills» («жесткие навыки»). Если hard skills — это конкретные, измеримые профессиональные умения, связанные с решением технических задач (например, программирование на Python, ведение бухгалтерского учета, управление станком), то soft skills носят универсальный, некогнитивный характер[5].
Soft skills — это совокупность интегрированных социально-психологических и личностных качеств, способностей и компетенций, которые определяют эффективность межличностного взаимодействия, управления собой и своей деятельностью, а также способствуют успешной адаптации и профессиональной реализации в изменяющихся условиях[1].
Ключевые характеристики soft skills:
- Универсальность: применимы в различных профессиональных и жизненных ситуациях.
- Надпрофессиональность: не привязаны к конкретной предметной области.
- Контекстуальная зависимость: их проявление и эффективность зависят от конкретной ситуации.
- Трудность формализованной оценки: в отличие от hard skills, их сложнее измерить с помощью стандартизированных тестов.
- Динамичность: они развиваются и трансформируются в течение всей жизни человека[1].
Структура гибких навыков может быть представлена как система взаимосвязанных компонентов.
- Когнитивный компонент. Включает навыки критического и системного мышления, креативность, способность к анализу и синтезу информации, умение работать с большими объемами данных, финансовую и правовую грамотность. Это «мыслительный аппарат», позволяющий эффективно обрабатывать информацию и генерировать решения.
- Социально-коммуникативный компонент. Объединяет навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с другими людьми: коммуникабельность, работа в команде, эмоциональный интеллект (способность распознавать и управлять своими и чужими эмоциями), ведение переговоров и разрешение конфликтов, кросс-культурная компетентность, лидерство.
- Личностный компонент. Относится к самоуправлению и включает ответственность, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, адаптивность, инициативность, самодисциплину, целеустремленность и способность к непрерывному самообучению. Этот компонент является фундаментом для развития двух предыдущих[5].
Существующие классификации разнообразны, однако для целей профессионального образования целесообразно использовать многоуровневый подход, ориентированный на решение конкретных профессиональных задач.
Уровень 1: Базовые (фундаментальные) навыки.
- Коммуникативные навыки (устная и письменная коммуникация).
- Навыки командной работы и коллаборации.
- Базовая эмоциональная регуляция и стрессоустойчивость.
- Ответственность и дисциплина.
Уровень 2: Навыки оперативного управления.
- Тайм-менеджмент и организация труда.
- Критическое и аналитическое мышление.
- Решение проблем и принятие решений.
- Клиентоориентированность.
Уровень 3: Стратегические навыки.
- Системное и проектное мышление.
- Лидерство и управление командой.
- Стратегическое планирование.
- Навыки публичных выступлений и презентаций.
- Креативность и инновационное мышление.
Уровень 4: Мета-навыки (навыки развития навыков).
- Способность к обучению.
- Адаптивность и гибкость.
- Критическое самоосмысление (рефлексия).
- Управление собственным развитием.
Данная классификация позволяет выстраивать траекторию формирования soft skills от базовых, необходимых для старта карьеры, до мета-навыков, обеспечивающих долгосрочную конкурентоспособность специалиста[3].
Проведенный анализ позволяет утверждать, что soft skills являются не дополнительным, а системообразующим элементом современного профессионального образования. Их сущность заключается в формировании у будущего специалиста целостного потенциала для эффективной деятельности в высокодинамичной и неопределенной среде.
Предложенная структура и многоуровневая классификация предоставляют теоретическую основу для практической работы педагогов. Интеграция развития гибких навыков в образовательный процесс требует перехода от знаниево-ориентированной парадигмы к компетентностной, широкого внедрения активных и интерактивных методов обучения (кейс-стади, проектная работа, деловые игры, тренинги), а также пересмотра системы оценки образовательных результатов.
Список литературы
- Арбатская Елена Анатольевна, Тарханова Елена Геннадьевна ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ SOFT SKILLS // КЭ. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-soderzhaniya-ponyatiya-soft-skills (дата обращения: 19.11.2025).
- И. И. Пашкова ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS В УСЛОВИЯХ VUCA-МИРА // МНКО. 2023. №4 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-razvitiya-soft-skills-v-usloviyah-vuca-mira (дата обращения: 19.11.2025).
- Лоренц В. В. РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАДДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (SOFT SKILLS) СТУДЕНТОВ // Вестник науки. 2019. №2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-universalnyh-naddistsiplinarnyh-kompetentsiy-soft-skills-studentov (дата обращения: 19.11.2025).
- Маркин Владимир Васильевич Навыки soft skills в современном обществе и образовании // Epomen.Global. 2024. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/navyki-soft-skills-v-sovremennom-obschestve-i-obrazovanii (дата обращения: 19.11.2025).
- Миндубаева Н. Р., Мартынова О. Ю., Николаев А. А., Тихонов Н. Е. ЧТО ТАКОЕ SOFT И HARD SKILLS? // Форум молодых ученых. 2020. №10 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-soft-i-hard-skills (дата обращения: 19.11.2025).
- Ю. А. Лях, А. М. Никольская ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТИРОВАНИЯ SOFT SKILLS В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. №10-3 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-testirovaniya-soft-skills-v-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 19.11.2025).


