Тема социальной работы школы с семьями, находящимися в социально опасном положении, сохраняет свою актуальность в современном российском обществе, приобретая новые сложные черты. Несмотря на фиксируемую статистикой положительную тенденцию к снижению острых, легко распознаваемых форм неблагополучия, таких как алкоголизм или явное насилие, глубинные причины кризиса семей смещаются в менее заметную, но не менее опасную сферу.
Как показывают социологические данные, на первый план сегодня выходят хронические экономические факторы: бедность, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, которые создают почву для скрытого стресса, эмоционального выгорания родителей и педагогической беспомощности [2].
В данном контексте образовательная организация перестает быть лишь учреждением, передающим знания. Она превращается в критически важный социальный институт, обладающий уникальным превентивным потенциалом.
Школа является единственной системой, которая на регулярной основе наблюдает ребенка в его естественной среде, что позволяет ей первой распознать неочевидные, ранние сигналы неблагополучия: нарастающую апатию, систематические пропуски, признаки недосмотра или хронической усталости.
Школа может и должна быть представлена как социокультурный феномен, социальный институт и живой, саморазвивающийся организм с присущими ему внутренними противоречиями, целостная воспитательная организация, аккумулирующая и активно использующая основные механизмы социализации и воспитания и взаимодействующая с человеком на протяжении самого ответственного периода его жизни, то есть детства [5, с. 9].
Поэтому актуальность исследования роли школы как субъекта социальной работы определяется острой необходимостью перехода от пассивной модели фиксации кризисов к активной модели раннего выявления, сопровождения и комплексной поддержки семьи. Эффективные действия на этой ранней стадии способны не только предотвратить трагедию и изъятие ребенка из семьи, но и укрепить её внутренние ресурсы, разорвав цикл неблагополучия.
Семья может получить статус находящейся в социально опасном положении, если существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие возможности профессиональной реализации, конфликты между супругами и старшим поколением, а также многое другое.
Вероятнее всего, это может произойти с семьями группы риска, члены которой уязвимы вследствие негативных жизненных обстоятельств или могут понести ущерб от определенных воздействий социального характера [3, с. 115]
Центральная роль школы в работе с такими семьями проявляется в её уникальной позиции. Школа единственный социальный институт, который видит ребёнка систематически и в его естественной среде, что позволяет педагогам первыми заметить неочевидные, но тревожные сигналы неблагополучия: хроническую усталость, резкое изменение поведения, частые пропуски или признаки пренебрежения основными нуждами.
Это делает школу не просто «сигнальщиком» для органов опеки, но и навигатором, способным предложить семье помощь на самой ранней стадии кризиса, когда ситуацию ещё можно исправить без крайних мер.
Изменения, происходящие в семье как факторе социализации, оказывают влияние и на ее отношения со школой, что проявляется в следующем:
1. Актуализация имеющегося семейного социального опыта в решении школьных задач;
2. Рассогласование ценностных ориентаций семьи и школы;
3. Необходимость организации превентивной, корректирующей воспитательной деятельности в отношении десоциализирующего влияния семьи;
4. Сохранение и развитие поддерживающего потенциала семьи в ситуациях затруднения ребенка в школе;
5. Объединение усилий семьи и школы в решении проблем [4, с. 75].
Именно эти проявления служат отправной точкой для выстраивания профессиональной социальной работы. Школа, опираясь на них, может активизировать внутренние, подчас скрытые ресурсы семьи, выступить медиатором в ценностных конфликтах, организовать системную превентивную работу и стать связующим звеном, объединяющим усилия всех служб в интересах ребёнка.
Таким образом, школа выступает не только субъектом образования, но и социальным стабилизатором, способным предотвратить углубление кризиса и помочь семье в социально опасном положении найти путь к устойчивости и благополучию.
Список литературы
- Воробьева К. А. Психологические технологии профилактики и коррекции девиантного поведения и асоциальной направленности личности / К. А. Воробьева //— Московский государственный институт культуры. —2022. — № 13. — С. 180—189
- ВЦИОМ. Неблагополучные семьи: кто виноват и что делать? [Электронный ресурс] : сайт. — Москва, 2018. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/neblagopoluchnye-semi-kto-vinovat-i-chto-delat?ysclid=mj7m8s1g85928625779
- Горбачева, Ю. Е. Семья в социально опасном положении: работа со случаем семейного неблагополучия в центре социальной помощи семье и детям / Ю. Е. Горбачева // Социальное обслуживание семей и детей. — 2024. — № 23. — С. 114—121
- Ромм, Т. А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие / Т. А. Ромм. — Москва. : Юрайт, 2018. — 158 с.
- Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие / М. В. Шакурова. —Москва. : Юрайт, 2018. — 280 с.


