Проблематика соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является актуальной для всех государств без исключения. В целях повышения безопасности на дорогах, законодательные системы стран зарубежья и государств СНГ направлены на решение данной проблемы, признаваемой глобальной для всего человечества.
Эффективное решение данной проблемы предполагает унификацию законодательств стран, регулирующих уголовную ответственность за нарушения в сфере дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Законодательства иностранных государств в области ответственности за нарушения в сфере дорожного движения и эксплуатации транспортных средств характеризуются многообразием подходов, которые обусловлены особенностями правовых систем, культурными традициями и приоритетами в обеспечении защиты прав граждан. Основные различия проявляются в определении объекта правонарушения, условиях привлечения к ответственности, видах санкций и квалификации противоправных действий.
В научной литературе принято классифицировать государства на три категории в зависимости от особенностей регулирования дорожно-транспортных преступлений:
1. Государства, в законодательстве которых прямо закреплена уголовная ответственность за нарушения правил дорожного движения, при этом объектом посягательства является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. К таким государствам относятся, например, Испания, Болгария, Латвия, Украина, Беларусь. В Уголовном кодексе Испании предусмотрены статьи, касающиеся управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (статья 379), отказа от прохождения медицинского освидетельствования (статья 380), управления транспортом в состоянии, создающем опасность для других участников движения (статья 381) и общие нарушения правил дорожного движения (статья 382) [1]
2. Государства, которые устанавливают уголовную ответственность за причинение смерти или тяжких телесных повреждений в результате нарушения правил дорожного движения, но не выделяют безопасность дорожного движения в качестве отдельного объекта охраны. Например, в Уголовном кодексе Эстонии предусмотрена статья 204, которая устанавливает ответственность за нарушения правил дорожного движения, повлекшие за собой смерть или тяжкие телесные повреждения.
3. Государства, где отсутствует отдельная уголовная ответственность за дорожно-транспортные преступления, и такие деяния квалифицируются по общим статьям, касающимся причинения смерти или телесных повреждений по неосторожности. В качестве примера можно привести Францию, где подобные случаи регулируются статьей 221-6 Отдела П Уголовного кодекса, касающейся неумышленных посягательств на жизнь человека.
Таблица 1
Примеры регулирования в отдельных странах [2]
|
Страна |
Особенности регулирования |
|
Германия |
Уголовный кодекс содержит конкретные правила дорожного движения, за нарушение которых предусмотрена уголовная ответственность. В отличие от российского законодательства, здесь не выделяются отдельно нормы, регулирующие эксплуатацию транспортных средств. |
|
Франция |
Уделяется внимание отсутствию умысла и причинам, побудившим к нарушению. Предусмотрены наказания в виде заключения, штрафа, лишения или аннулирования водительских прав. |
|
Болгария |
Предусмотрен общий состав нарушения безопасности транспортного движения. Ответственность также распространяется на лиц, допустивших к управлению водителя в состоянии опьянения, и на тех, кто допустил к эксплуатации неисправное транспортное средство. |
|
США |
Законодательство штатов различается. Например, в Аризоне для квалификации агрессивного вождения требуется совершение двух из списка проступков (превышение скорости, игнорирование светофоров и др.), а в Делавэре — трёх. В Калифорнии уличные гонки прямо указаны как нарушение. Наказания за пьяное вождение варьируются: при повторном нарушении возможен тюремный срок до 5 лет. |
|
Великобритания |
Отмечается низкий уровень аварийности и травматизма, что связывают с жёсткими правилами и серьёзными наказаниями за их нарушение. |
В каждой стране существуют свои особенности регулирования безопасности дорожного движения. В Германии, например, уголовное законодательство предусматривает конкретные нормы, предусматривающие ответственность за нарушения. В России таких норм отдельно не выделено. Во Франции особое внимание уделяется наличию умысла и мотивам нарушения, а наказания могут включать тюремное заключение, штрафы и лишение водительских прав.
В Болгарии ответственность распространяется не только на водителей, но и на лиц, допустивших управление транспортным средством в нетрезвом состоянии или с неисправностями. В США правила могут варьироваться в зависимости от штата: в Аризоне и Делавэре, например, отличаются критерии агрессивного вождения, в то время как в Калифорнии запрещены уличные гонки и предусмотрены серьёзные наказания за вождение в нетрезвом виде. В Великобритании низкий уровень аварийности связан с жёсткими правилами и санкциями.
Анализ зарубежного опыта показывает, что подходы к регулированию дорожно-транспортных преступлений варьируются от жёсткой уголовной ответственности за любые нарушения до квалификации таких деяний по общим статьям о причинении вреда. Многие страны акцентируют внимание на защите жизни и здоровья участников дорожного движения, что соответствует международным стандартам. Россия могла бы рассмотреть возможность заимствования отдельных элементов зарубежного опыта, например, более чёткое регулирование ответственности за агрессивное вождение или уличные гонки.
Список литературы
- 1.К. В. Золотарь Сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Цифровая наука. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-zarubezhnogo-ugolovnogo-zakonodatelstva-ob-otvetstvennosti-za-narushenie-pravil-bezopasnosti-dorozhnogo (дата обращения: 10.12.2025).
- 2.Шабанова, Ю. И. Особенности уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения: сравнительный анализ российского законодательства и законодательства зарубежных стран / Ю. И. Шабанова. −Текст : непосредственный // Молодой ученый. − 2024. − № 26 (525). − С. 341-343.


