ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (252), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье представлен опыт разработки и реализации внеучебного мероприятия, призванного познакомить студентов первого курса с научной работой факультета и повысить заинтересованность к обучению. Путем анализа существующих научных исследований факультета был сформирован перечень заданий, обеспечивающих первичное погружение первокурсников в научные направления. Это позволит им в будущем более осознанно подходить к выбору тем курсовых работ. Мероприятие показало свою эффективность, однако для достижения наилучших результатов необходима систематическая работа в течение всего учебного года.

Важной задачей университетской подготовки будущих учителей является формирование у них не только глубоких знаний по предмету, но и опыта научно-исследовательской деятельности. Это позволит им стать не только самостоятельными исследователями, но и компетентными наставниками для школьников, помогая им в организации учебно-исследовательских работ.
[1, с. 539]. Однако, в настоящее время наблюдается снижение студенческой активности в научной сфере, что ведет к уменьшению числа вовлеченных в исследования.[2,с. 49]. Многие выпускники даже к моменту окончания университета не обладают достаточными знаниями о специфике проведения научных исследований по своей специальности

По нашему мнению, корень проблемы, заключающейся в недостаточном вовлечении студентов младших курсов в научную деятельность, лежит в их слабой осведомленности о научной жизни факультета и преподавателях, занимающихся исследованиями. Хотя на естественнонаучном факультете и проводятся традиционные ознакомительные мероприятия для первокурсников, например, научные конференции [3, с. 217], они не приносят ожидаемого результата из-за низкой интерактивности, что делает эту проблему весьма острой.

Для решения обозначенной проблемы мы видим перспективу в проведении внеучебных мероприятий, которые одновременно решают несколько задач:

  1. Интерактивное погружение первокурсников в научную жизнь факультета.
  2. Установление контактов студентов с потенциальными научными наставниками.
  3. Содействие успешной адаптации первокурсников к университетской атмосфере.

Целью нашей работы является создание и проверку эффективности внеучебного мероприятия, призванного познакомить студентов первого курса естественнонаучного факультета с его научным потенциалом.

В рамках подготовки к мероприятию мы провели исследование актуальных научных направлений факультета. Результаты этого исследования показали, что первокурсникам необходимо ознакомить с такими дисциплинами, как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, и химия. Для повышения привлекательности мероприятия и расширения спектра предлагаемых активностей, мы также решили добавить задания, связанные с перспективными научными областями, например, генетикой, которые могут стать основой для будущих исследований.
Мероприятие, организованное в честь Дня учителя, служило прологом к дальнейшим событиям схожей тематики. Его продолжительность была установлена на уровне 90 минут, поскольку более длительные активности, как правило, приводят к снижению внимания и интереса у обучающихся. За столь ограниченное время не ставилось цели всесторонне представить студентам научную и учебную деятельность факультета. Вместо этого, участникам было предложено пройти девять станций, семь из которых были непосредственно связаны с научными направлениями, реализуемыми на естественнонаучном факультете. По завершении каждой станции студенты получали элемент герба факультета и указание на следующую локацию.

Первая станция является вводной, где заместитель декана по внеучебной работе проводила инструктаж первокурсников по их дальнейшей деятельности.

На второй станции практического занятия студенты углубили свои знания в области зоологии позвоночных. В процессе выполнения предложенных заданий, опираясь на полученные в школе базовые знания, обучающиеся успешно освоили ряд вопросов, касающихся экологии позвоночных. Следует отметить, что изучение позвоночных, в частности герпетология, представляет собой одно из ключевых научных направлений факультета, в рамках которого активно ведутся исследовательские работы как преподавательским составом, так и студентами.

Следующим этапом нашего маршрута стала станция "Химия". Для нашего факультета стимулирование интереса к данной дисциплине приобретает особую актуальность, учитывая заметное снижение числа студенческих исследовательских проектов в этой сфере за последние годы. В рамках прохождения станции участники получили возможность уникального опыта, попробовав на вкус предложенные образцы, что нетипично для лабораторных условий. Кроме того, они освоили практическое применение химических индикаторов в повседневной жизни.

В рамках следующего этапа программы первокурсники получили представление о ботанических исследованиях. Взаимодействуя с гербарными образцами, студенты не только закрепили свои знания о систематике растений, но и сделали первые шаги в изучении латыни, неотъемлемого инструмента научной коммуникации. Актуальность таких заданий подчеркивается тем, что в школьной программе по биологии редко предоставляется возможность работать с настоящими растениями. Отдельное внимание было уделено лишайникам, поскольку их изучение представляет собой одно из ключевых научных направлений нашего факультета. Исследовательская деятельность кафедры биологии и географии охватывает как городские территории Перми, так и весь Пермский край.

Пятая станция стала площадкой для интеграции анатомии и генетики, двух фундаментальных дисциплин, посвященных исследованию человеческого организма. Участники смогли закрепить свои знания о костной системе человека, включая названия и локализацию костей, а также углубиться в понимание доминантных и рецессивных генов. Изучение анатомии и физиологии человека всегда было востребовано и предлагало обширные возможности для научных изысканий. Однако, поскольку эти предметы входят в учебный план только со второго курса, многие студенты оказываются недостаточно осведомлены об их специфике и не могут выбрать их для выполнения своих учебных исследований.

На шестой остановке программы студенты погрузились в мир сельского хозяйства. В рамках практических занятий они имели возможность дегустировать свежие овощи и фрукты, одновременно демонстрируя свои коммуникативные навыки посредством языка жестов. Фундаментальные биологические принципы, лежащие в основе агропромышленного комплекса, обладают значительным научным потенциалом, охватывающим как теоретические изыскания, так и прикладные разработки. Таким образом, первокурсники, получив начальное представление об этой сфере, получают возможность в будущем приступить к полноценным научным исследованиям в области агрономии.

На последующем этапе занятия было организовано знакомство с зоологией беспозвоночных. Учебный процесс включал работу с дидактическими материалами и живыми объектами, что, согласно ожиданиям, способствовало повышению мотивации студентов к выполнению поставленных задач. Следует отметить, что, как и прогнозировалось, не все студенты смогли преодолеть психологические барьеры при взаимодействии с живыми организмами (в частности, тараканами). Тем не менее, возникшие затруднения не оказали негативного влияния на итоговую результативность выполнения заданий на данной станции. Зоология беспозвоночных зачастую выступает в качестве начального этапа для вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность факультета, и традиционно первые курсовые работы многих студентов второго курса ориентированы на изучение беспозвоночных животных.

Продолжая тему, начатую на четвертой станции, восьмая также была посвящена работе с гербарными образцами. Однако здесь студентам была предоставлена возможность применить полученные знания на практике, самостоятельно создав собственный гербарий. Этот практический опыт станет надежной опорой как во время полевых исследований, так и в будущей преподавательской карьере. Параллельно с этим, студенты активно осваивали биологическую терминологию, что, несомненно, облегчит им восприятие новой информации на дальнейших занятиях.

Девятая станция была ориентирована не на научную деятельность в строгом смысле слова, а на обеспечение умеренной физической активности, что является важным аспектом поддержания здоровья. В рамках этой станции студенты продемонстрировали свои практические навыки и испытали свои способности в стрельбе.

Завершалось мероприятие сбором символа факультета – герба, что символизирует некое посвящение студентов в мир науки и жизни естественонаучного факультета.

В целях ознакомления студентов первого курса с научным потенциалом факультета было проведено специальное мероприятие. Полученная обратная связь свидетельствует о том, что участники проявили живой интерес как к предложенным задачам, так и к общению с преподавателями. Первокурсники получили возможность ближе познакомиться с будущими научными наставниками и определить для себя перспективные области для научной работы. В дальнейшем мы намерены развивать и внедрять подобные инициативы для повышения вовлеченности студентов естественнонаучного факультета в научную деятельность.

Список литературы

  1. Алейникова А. М. Деятельность студенческого объединения как вклад в развитие профессиональных навыков у студентов и начало научных исследований // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. – 2022. – №4. – С. 537-543.
  2. Кандаурова А. В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2023. – №207. – С. 47-57.
  3. Окладникова Е.А., Гладкая И.В. Научная конференция как педагогическая технология в работе студенческих научных объединений: эффекты, проблемы, решения // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – №4 (107). – С. 216-218.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее