Правовые основы применения и использования оружия сотрудниками органов исполнительной власти при решении служебных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства (на примере фсб россии)

Правовые основы применения и использования оружия сотрудниками органов исполнительной власти при решении служебных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства (на примере фсб россии)

Применение оружия правоохранительными органами является одним   из главных условий и гарантий обеспечения безопасности, как отдельного человека, так и всего государства от противоправных посягательств в целом. В статье проведен сравнительный анализ нормативной базы, регламентирующей порядок и условия применения оружия сотрудниками Федеральной службы безопасности, а также выделены основные проблемы законодательной и правоприменительной практики.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Дата публицакии 02.12.2021

Поделиться

Введение

В системе органов исполнительной власти Российской Федерации, на которые возложена функция предупреждения преступлений и иных правонарушений, в целях обеспечения прав и свобод личности значительное место принадлежит органам Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы охраны (ФСО), Министерства внутренних дел (МВД)     и Федеральной службы войск национальной гвардии. Среди них есть государственные органы, поименованные правоохранительными в официальном порядке. Например, Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Необходимо заметить, что деятельность государственных правоохранительных органов в лице компетентных представителей власти в форме применения и использования оружия, боевой техники и специальных средств в целом ориентирована на решение социально-значимых задач обеспечения безопасности личности, общества         и государства.

Основные понятия и определения

Чтобы лучше разобраться в данной теме нам необходимо выделить основные понятия и дать им определения.

Согласно статье 1 «Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона "Об оружии" оружие  – это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. В частности, огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для механического поражения цели            на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда [1].

Согласно статье 24 «Применение оружия гражданами Российской Федерации» Федерального закона "Об оружии" применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам [1].

Использовать оружие не значит применять. Разница применения и использования оружия заключается в объекте, на которое направлено действие. Применение оружия возможно только в отношении людей. Давайте попробуем разобраться в чем же заключается разница между применением и использованием оружия на конкретном примере.

Применение и использование оружия сотрудниками ФСБ РФ

Применение и использование оружия и боевой техники как мера государственного принуждения регламентирована в значительном количестве нормативных актов. Первичная регламентация основ применения и использования оружия в правоохранительной деятельности, находит отражение, как правило, в нормативных законодательных актах, определяющих статус и полномочия правоохранительных структур. Среди нормативных правовых актов регулирующий данных вопрос, касающийся Федеральной службы безопасности Российской Федерации, можно выделить: Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", Федеральный закон "О Государственной охране”, Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации",  Уголовном Кодексе РФ.

Статья 14 «Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы» Федерального закона "О федеральной службе безопасности" [2] указывает, что сотрудникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данная статья гласит: “ Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

а) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

б) для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, боевой техникой органов федеральной службы безопасности;

в) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

г) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.”

Но законодательство российской Федерации, касающиеся применения оружия порой толкуются неоднозначно.

В пункте 2 статьи 27 Федерального закона "О Государственной охране" [3] от 27 мая 1996 года определено, что "сотрудники федеральных органов государственной охраны, кроме того, имеют право использовать (не применять) оружие в случае:

  1. Необходимости остановить транспортное средство путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны либо возникает опасность для жизни и здоровья людей;
  2. Защиты людей от угрозы нападения опасных животных;
  3. Предупреждения о намерении применить оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи".

Несколько иначе раскрывается содержание исследуемых словарных значений в законе Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" [4] от 1 апреля 1993 года. Абзац 5 статьи 35 определяет: "Военнослужащие имеют право использовать оружие                      для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи".  В той же статье в абзаце 2 установлено: "Оружие и боевая техника могут применяться также: против лиц, воздушных, морских                  и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) Государственную границу в нарушение установленных настоящим Законом правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами".

Как видно из приведенных примеров, одни и те же случае предусматривают различные действия с оружием:  применение или  использование. В подзаконных актах, принимаемых во исполнение закона органами исполнительной власти, в том числе и Федеральной службой безопасности Российской Федерации разброс употребляемых значений еще шире. Использование оружия, как и применение, в техническом отношении представляет собой производство выстрела из огнестрельного оружия, и в этом смысле данные термины можно рассматривать как синонимы. Однако случаи, указанные в нормативных актах, регламентирующих использование оружия предполагают, что при использовании огнестрельного оружия выстрел из него производится для повреждения транспортного средства, поражения животного, предупреждения о намерении использовать поражающие свойства огнестрельного оружия.

Порядок применения оружия сотрудниками ФСБ России

Полномочия по применению и использованию оружия и боевой техники в защите и охране Государственной границы содержатся в законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" [4] и постановлении Правительства Российской Федерации от 3 января 1998 года  № 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ" [5], принятом во исполнении закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и регламентируют случаи, условия и порядок применения оружия в защите Государственной границы Российской Федерации [6].

Обобщая особенности нормативного регулирования применения оружия и боевой техники, в законодательстве Российской Федерации,                     под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным. Можно полагать, что под порядком применения оружия следует выделить элементы правовых основ:

  1. Основания (случаи) применения оружия
  2. Условия применения оружия
  3. Собственно порядок применения оружия
  4. Пределы применения оружия
  5. Те обстоятельства, с возникновением которых законодатель полагает возможным применение оружия, трактуются как случаи (основания) применения оружия.

Согласно статье 14.2. “Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы” Федерального закона "О федеральной службе безопасности": "Военнослужащие органов федеральной службы безопасности перед применением оружия, специальных средств и физической силы обязаны предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение оружия, специальных средств и физической силы, о том, что они являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности, о своем намерении, предоставив им при этом возможность и время для выполнения законных требований военнослужащих органов федеральной службы безопасности. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право не предупреждать о своем намерении применить оружие, специальные средства и физическую силу, если промедление в их применении создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности" [2].

Таким образом, проанализировав нормативно-правовую базу по данной тематике и рассмотрев ее на конкретном примере, можно сделать вывод, что каждый сотрудник органов исполнительной власти, зная правовые основы применения и использования оружия, может исполнять служебные задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства в полном объеме.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии" // Российская газета, № 241, 18.12.1996.
  2. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, № 15.
  3. Федеральный закон от 27.05.1996 №57-ФЗ "О государственной охране" // Российская газета, № 106, 06.06.1996.
  4. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
  5. Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 №1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" //Российская газета, № 209 , 28.10.1997.
  6. Allbest. Применение оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ РФ. [Электронный ресурс] // URL: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65625a3bc68a4d43b89521206c27_0.html (дата обращения : 10.10.2021)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary