Коррупция является одной из наиболее серьезных и затрудняющих факторов, негативно воздействующих на политическое, экономическое и социальное развитие России. В последние десятилетия антикоррупционная политика государства занимает важное место в государственной стратегии, направленной на улучшение общественного климата и повышение доверия к институтам власти. Это требует от государства системного подхода к выявлению и устранению коррупционных схем.
Коррупция - это главная проблема, с которой сталкиваются многие страны по всему миру, вредя социальному и экономическому развитию, а также политической стабильности. В России коррупция проникла во все уголки государственного управления, разрушая доверие населения к власти и препятствуя прогрессу. Создание эффективных механизмов борьбы с коррупцией и другими отрицательными тенденциями становится одним из ключевых приоритетов власти. Российская Федерация предпринимает шаги в направлении преодоления этой проблемы, включая усовершенствование системы государственного управления и реформирование государственной службы.
Оптимизация структуры государственных органов и внедрение современных информационных технологий представляют собой ключевые аспекты административной реформы, направленной на повышение эффективности и контроля за работой органов власти. Реформа также включает пересмотр функций и усиление открытости процессов принятия решений. В рамках реформирования государственной службы преследуется цель улучшения профессионализма госслужащих, применение новаторских методов управления персоналом, обеспечение их независимости от политического влияния и установление этических стандартов.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» является важным законодательным актом в Российской Федерации, направленным на предупреждение и борьбу с коррупцией.
Как отмечают в своем исследовании Вихрян А. П. проблема «коррупционной податливости» мешает поддержке государственной власти со стороны гражданского общества и порождает недоверие к российской бюрократии. Бюрократия в принципе вызывает невольную ассоциацию с затяжными решениями тех, или иных вопросов, которые можно ускорить только путем дачи взятки должностному лицу. Бюрократическая система является неким катализатором политической коррупции.
Причин для появления политической коррупции в России очень много. Рассмотрим основные из них:
- Отсутствие сильных и независимых политических партий и ограниченная свобода выражения мнений могут привести к монополизации политической власти. Это создает условия для коррупции, поскольку те, кто контролируют власть, могут злоупотреблять своим положением.
- Сложные и нечеткие правила и процедуры, а также отсутствие полного ознакомления общества с ними, способствуют возникновению коррупции. Это может касаться как законодательства, так и бюрократических процессов.
- Низкая оплата труда может стимулировать коррупцию, поскольку чиновники могут искать дополнительные источники до хода. Имущество и ресурсы, контролируемые государством, могут стать объектом личной выгоды.
Государство в ущерб обществу часто защищает свои интересы из-за определенных факторов и злоупотребляет своими полномочиями, что свидетельствует о его нежелании делиться властью. Исследования Фонда ИН ДЕМ указывают на годовые потери государства в размере 35 миллиардов долларов из-за коррупции и на затраты граждан на взятки в размере 2,8 миллиарда долларов ежегодно, что сравнимо со средней заработной платой всех государственных служащих в России. Самыми скоропортящими учреждениями считаются федеральные и региональные органы власти, местная администрация, правоохранительные структуры, суды, ГИБДД, коммунальные предприятия и политические организации.
Для борьбы с коррупцией в государстве предпринимаются разнообразные шаги и инициативы, направленные на уменьшение уровня этого негативного явления. Важными мерами в этом направлении являются: законодательные изменения и принятие нормативных актов, которые регламентируют строгие правила в отношении коррупции, устанавливают наказания за коррупционные преступления и укрепляют независимые органы борьбы с коррупцией. Также значимым аспектом является повышение прозрачности в деятельности государственных и муниципальных структур за счет обнародования информации о финансовых ресурсах, процессах закупок, принимаемых решениях, а также обязательном декларировании доходов и имущества лиц, занимающих должностные позиции.
Улучшение эффективности правоохранительных органов, создание и укрепление независимых антикоррупционных органов, таких как специализированные следственные органы, суды и антикоррупционные комиссии. Внедрение этических кодексов для государственных служащих и обязательных тренингов по этике и противодействию коррупции с целью формирования честного поведения и предупреждения коррупции. Повышение уровня осведомленности и информированности общества о негативных последствиях коррупции, ее воздействии на общество и экономику, а также о методах борьбы с коррупцией.
В условиях активного развития цифровых технологий особое место обретают интерактивные формы просветительской деятельности антикоррупционной направленности. Данное обстоятельство обусловлено тем, что интерактивные формы антикоррупционного просвещения характеризуются следующими важнейшими особенностями:
− пробуждают заинтересованность и стимулируют субъект просветительской деятельности к активному вовлечению в процесс овладения новыми знаниями и навыками;
− повышают степень эффективности усвоения получаемой информации;
− позволяют осуществлять обратную связь с аудиторией и отслеживать ее реакцию;
− в рамках диалогового режима более эффективно формируют мнение индивида, его отношение к проблеме, навыки ее решения, способствуя укоренению в его сознании норм соответствующего поведения.
Использование потенциала цифровых технологий позволяет обеспечить создание мультимедийного программного обеспечения просветительской направленности. В частности, достаточно эффективным представляется разработка деловых игр и бизнес симуляторов, позволяющих имитировать поведение пользователя в коррупциогенных ситуациях.
Одним из примеров практической реализации подобного подхода можно назвать программу «Мы против коррупции», размещенную на интернет-сайте Генеральной прокуратуры РФ и позволяющей оценить и расширить познания пользователя в области противодействия коррупции. При этом использовать указанную программу можно на компьютерах, ноутбуках и мобильных устройствах, скачав на них с сайта соответствующее приложение.
В условиях цифровизации, ключевым источником удовлетворения информационных потребностей, оказывается интернет - технологии, которые способствуют распространению информации о коррупции и организации мер по борьбе с ней. Важнейшую роль в повышении эффективности системы антикоррупционного просвещения играет умелое использование интернет-возможностей всё большим числом жителей Российской Федерации.
Распространенная практика включает использование цифровых средств для аудио- и видеозаписей, выявляющих случаи коррупции. Эти материалы могут быть сразу опубликованы онлайн, играя важную роль в борьбе с коррупцией и в информационном просвещении через сайты государственных структур. Этот подход имеет как просветительское, так и профилактическое значение, обеспечивая обратную связь и предотвращая негативные проявления.
На подобных сайтах обычно формируется информационное наполнение, которое включает в себя комплекс нормативно-правовых актов, касающихся организации и осуществления деятельности по борьбе с коррупцией; материалы антикоррупционной экспертизы; различные методические документы; образцы документов, связанных с противодействием коррупции; информация о доходах и имуществе государственных и муниципальных работников; документы, регулирующие проявления конфликта интересов; средства обратной связи с пользователем - все это составляет содержательную структуру подобных ресурсов.
Коррупция, как антиобщественное явление, является неприемлемой с моральной точки зрения, поскольку процветание тех, кто берет взятки и тех, кто их дает, строится на ущемлении материальных, хозяйственных, финансовых и социальных интересов большинства населения страны.
Коррупция в системе государственно – служебных отношений представляет собой социальное явление, присутствовавшее наряду с политикой, экономикой и самим государством на протяжении длительного времени. Коррупция является не только результатом, но и традицией, зародившейся во времена формирования государственной службы.
Современная антикоррупционная политика должна стать постоянным и неотъемлемым элементом модернизации системы государственного управления в России. Только с преодолением коррупции и созданием прозрачной и ответственной системы можно обеспечить устойчивое развитие государства, справедливость и благополучие его граждан.
Подводя итоги проведенного исследования, представляется целесообразным обозначить следующие правления совершенствования системы антикоррупционного просвещения на основе использования цифровых технологий:
− разработка интерактивных цифровых технологий и ресурсов просветительского профиля, ориентированных на различные целевые аудитории;
− производство и размещение в сети Интернет просветительской видеопродукции антикоррупционной направленности;
− формирование информационно-просветительских платформ антикоррупционного профиля, интегрирующих правовые, научные, образовательные, просветительские ресурсы различного формата;
− использование интернет – формата для осуществления лекционной деятельности, проведения интерактивных телемостов, конференций, вебинаров, круглых столов, интеллектуальных игр, формирующих и развивающих антикоррупционные компетенции максимально широкой аудитории.
Список литературы
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 – ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008
- Банных Г. А., Паливода И. Р. Региональная антикоррупционная политика: современные управленческие практики реализации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2024. – Т. 9. – №. 4 (34). – С. 531 – 545
- Быков В. Н. Характеристика подходов к противодействию коррупции в России // KANT. – 2024. – №. 2 (51). – С. 46 – 51
- Вихрян А. П., Федоров М. В. Антикоррупционное просвещение как фактор обеспечения социальной безопасности // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2020. – № 4. – С. 967 – 976
- Иванова Л. Л., Батов А. Т. Антикоррупционное просвещение как одно из направлений профилактики коррупции в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. ученые записки. – 2021. – № 1. – С. 24 – 29
- Комиссарова Е. Д., Латков А. В. Цифровизация национальной экономики как объективная основа повышения эффективности антикоррупционной политики // Цифровые модели и решения. – 2023. – Т. 2. – №. 4. – С. 40 – 51
- Литвинова Ю.М., Коротченко А.С. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок в условиях цифровизации: сравнительно правовой анализ // Ленинградский юридический журнал. – 2021. – № 1 (63). – С. 120 – 132
- Нуртазин М. С. Институциональная реформа и антикоррупционная стратегия ключ к укреплению имиджа госаппарата // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2022. – №. 5-1. – С. 243 – 245
- Оджагов Э. Н., Моисеев Д. А. Использование методов цифровизации для противодействия коррупции в государственном управлении // Научный журнал. – 2024. – №. 4 (71). – С. 32 – 38
- Оприш В. С. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления // Интернаука. – 2021. – №. 32-1. – С. 45 – 46
- Тулаганов Э. Вопросы противодействия коррупции в условиях цифровой трансформации // Актуальные проблемы социально – гуманитарных наук. – 2025. – Т. 5. – №. 4. – С. 358 – 367
- Чернякова Т. М., Охрименко Д. А. Антикоррупционная государственная политика, как составляющая стратегии антикризисного управления регионом // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами. – 2021. – С. 254 – 259


