ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (251), Декабрь ‘25

Поделиться

Статья посвящена важной проблематике в сфере исполнения постановлений по делам об административном правонарушении, данная тема актуальна как органам исполнительной власти, так и юридическим и должностным лицам, в результате деятельности которых могут возникать административные правонарушения. В данной статье планируется рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются отделы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора министерства чрезвычайных ситуаций России, а также органы внутренних дел при вынесении и рассмотрении постановлений об административном правонарушении.

Создание инновационных механизмов взыскания административных штрафов с юридических, физических или должностных лиц, является важной частью правового государства, в современном мире с интенсивным ростом технологий, мессенджеров и серверов передачи информации, задача по поиску и оповещению людей стала намного проще, однако органами исполнительной власти данные методы при работе с гражданами не реализовываются в полной мере, во многом на это также влияет и законодательство Российской Федерации.

 

Известно, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение правил пожарной безопасности на лицо, отвечающее за пожарную безопасность, налагается административный штраф, однако не все юридические и иные лица, выступающие в роли ответственных за пожарную безопасность лица, знают, что в случаях неуплаты в срок предусмотренный кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма штрафа может быть взыскана принудительно.

 

В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

 

В соответствии с ч.1 ст.20.25 неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

В следствии возникновения судебного производства по делам об административном правонарушении в первую очередь несёт убытки организация, в адрес которой вынесено постановление, что говорит о дополнительных расходах, которые могли быть вложены в развитие и улучшение работы самой организации, в связи с этим можно сделать вывод, что при подготовке кадров на соответствующие должности, необходимо уделять большое внимание теме административной ответственности в случаях возможных нарушений, перечни которых есть у органов исполнительной власти, например:

 

- несвоевременная постановка на учёт в качестве налогоплательщика;

- несвоевременная сдача налоговых отчётов;

- отказ в предоставлении документов сотрудникам ФНС;

- оборудование дверей эвакуационных выходов устройствами, препятствующими их открыванию изнутри без ключа;

- отсутствие (неисправность) систем вытяжной противодымной вентиляции из помещений;

- отсутствие (неисправность) автоматической установки пожаротушения и другие.

 

Государством и так разработана политика поощрения лица, совершившего административное правонарушение путём лояльной системы уплаты штрафа, например, с 2025 года скидка на оплату штрафов за нарушение ПДД составляет 25% от первоначальной суммы, если погасить задолженность в течение 30 дней с момента вынесения постановления. Соответственно если гражданин владеет информацией, ему предоставляется возможность экономии собственных денежных средств, аналогичная ситуация и с объектами защиты, в случаях наличия ответственных за пожарную безопасность разобравших при прохождении обучения лояльных систем уплаты административных штрафов, можно избежать возможных убытков для объекта, а также разгрузить отделения судебных приставов в области принудительного взыскания.

 

Судебным приставом-исполнителем на основании поступившего постановления в службу судебных приставов возбуждается исполнительное производство. В процессе принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должник извещается об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения или вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с отметкой о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронного или иных видов связи. Извещение направляется по адресу, указанному в исполнительном документе. Извещение может быть направлено по месту работы должника. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

 

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику устанавливается срок для добровольной уплаты суммы штрафа на усмотрение судебного пристава от 1 до 5 дней. В случае неуплаты суммы штрафа в срок, предоставленный для добровольного исполнения на основании ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы.

 

Не мало важной проблемой остаётся соблюдение сроков, установленных судебными приставами-исполнителями, и сроков по административному правонарушению в целом. Для решения данной проблемы в настоящее время с имеющимися технологиями есть возможность разработки специального приложения, поддерживаемого как персональными компьютерами, так и мобильными устройствами, которым смогут пользоваться как органы исполнительной власти осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, лица совершившие административные правонарушения, так и судебные приставы-исполнители. Приложение должно быть основано государственной программой, которой смогут пользоваться все без исключения, хоть такая практика и есть в области нарушения правил дорожного движения через информационный портал «Госуслуги», однако данная платформа не идеальна и имеет ряд недостатков, таких как:

 

- отсутствие оповещения при наступлении дня предшествующего дню окончания срока оплаты штрафа со скидкой;

- сбои с уведомлением о получении штрафа (в некоторых случаях необходимо непосредственно войти в приложение для мониторинга административных правонарушений).

 

В случае возникновения приложения, непосредственно специализирующегося на отслеживании, напоминании и возможности оплаты административного штрафа, а также включающего в себя все нюансы исполнения постановлений об административном правонарушении в виде информационной платформы с возможностью обновления внесённых изменений в законодательстве, есть вероятность добиться повышения случаев добровольного исполнения постановлений об административном правонарушении, причём органы исполнительной власти смогли бы с помощью приложения постоянно вести учёт таких дел и формировать положительную или отрицательную динамику в области исполнения постановлений об административном правонарушении.

 

На основании вышеперечисленного, можно сделать вывод, что внедрение дополнительного образования и разработка соответствующего приложения для лиц ответственных за пожарную безопасность и органов исполнительной власти, может решить ряд проблемных вопросов, возникающих в ходе исполнения постановлений по делу об административном правонарушении, например:

 

1) Проблемы с поиском и оповещением лиц, уклоняющихся от исполнения наказания.

Разработанное приложение и обязательное требование его использования подконтрольными лицами могло бы значительно снизить количество подобных проблем или вовсе их устранить.

 

2) Затруднения с получением достоверной информации.

Правонарушители могут неохотно идти на контакт с контрольно-надзорными органами и не проявлять заинтересованности в исполнении постановления. Когда дополнительное образование и углубление в систему возможности экономии средств предприятия путём соблюдения требованиям ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могло бы значительно уменьшить число случаев неуплаты связанных с данной проблемой.

 

3) Проблемы взаимодействия с органами принудительного исполнения.

Когда должностное лицо МЧС обращается с постановлением к исполнению к сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, могут нарушаться принципы невиновности и объективной истины. Данную проблему решит разработанное приложение которое доступно органам исполнительной власти и которое позволит отслеживать все этапы делопроизводства, о чём говорилось ранее.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.11.2025)
  2. Саратов, 2003 год. Электронный ресурс: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002613415.pdf
  3. Административная ответственность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. И. Стахов, Н. Д. Эриашвили, Н. В. Румянцев [и др.]; под редакцией А. И. Стахова, Н. В. Румянцева. – 9-е изд. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 248 c. – ISBN 978-5-238-02720-3. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/109177.html (дата обращения: 11.12.2025). – Режим доступа: для авторизир. пользователей
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее