Русская Православная Церковь на всех путях своего бытия, исторически приходилось постоянно сталкиваться с разного рода вызовами. Испытанием для Православной России стало ХХ столетие – век: революций, войны гражданской и двух мировых войн. Гражданская война стала одним из трагических событий в отечественной истории, оставив неизгладимый след в исторической памяти, как война братоубийственная. Дискуссии по многим вопросам, связанным с гражданской войной, не прекращаются до настоящего времени. Одним из таких вопросов является проблема идеологической основы Белого движения, в том числе и роли религиозной составляющей, чем и обусловлена актуальность данной темы. Целью статьи является выявление в Белом движении Православного фактора. Эта тема актуальна не только с точки зрения устранения «белых пятен» в истории России ХХ в., и событиями Гражданской войны 1917–1922 гг, но и в контексте современной системной модернизации российского общества.
Гражданская война в России представляла собой закономерный итог революционного кризиса, который поразил страну в начале XX в. Последовательность событий: от революции 1905 г., незавершённых реформ и мировой войны - к падению монархии, хозяйственной разрухе, распаду страны и власти, захвату власти большевиками – повлекла глубочайший социальный, национальный, политический и идейный раскол. Апогеем этого раскола стала революция и гражданская война в масштабах всей страны между вооружёнными силами большевиков и армиями Белого движения с лета 1918 г. по осень 1920 г.[1].
Белое движение позиционировало себя в качестве представителей и защитников законной монаршей власти. Кроме того, белый цвет всегда символизировал нравственную, духовную чистоту. Одним из принципиальных отличий, разводивших радикальных атеистов и верующих по «разные стороны баррикад» стало отношение к религии в целом и к Русской Православной Церкви в частности[2].
С приходом к власти большевиков в стране наступило время активных гонений на религию и церковь. Антирелигиозная работа большевиков и власти советов строилась на основе работ классиков марксизма, партийных программных положений и сиюминутных задач.
В декабре 1917 года Совнарком создал комиссию для скорейшей разработки декрета об отделении Церкви от государства. И в январе 1918 появляется декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви[3]. 9 мая 1918 года при НКЮ был создан постоянно действующий Отдел по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, или VIII (с 1922 года - V) отдел. Его называли также «ликвидационным» и «церковным» отделом Наркомюста.
Реакция руководства РПЦ на советскую политику в религиозной сфере, как и вообще на осуществлявшиеся в России социальные преобразования, оказалась предсказуемо христианской. Патриарх Тихон понимая сложившуюся политическую ситуацию, в обращениях подчёркивал важность следования указаниям советской власти и призвал духовенство не вмешиваться в политику. Церковь расценила принятые декреты как начавшееся гонение на православную веру. Эта позиция церковного руководства нашла отражение в определении Поместного собора «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 года, письме митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Совнарком от 10 января 1918 года, первом послании патриарха Тихона от 19 января 1918 года и многих других церковных документах того времени[4].
После Октябрьской революции 1917 года в сложной ситуации оказались все религиозные организации России, но для Русской Православной Церкви она стала приобретать катастрофический характер. Отпадение от веры легко перешло в богоборчество, атеизм и антитеизм»[5]. Тем не менее в годы Гражданской войны духовенство оказывало в целом моральную и материальную поддержку Белому движению. Как известно, в армиях Деникина и Колчака находились несколько тысяч служителей Православной Церкви. На Юге России Церковь признавала Белые правительства как легитимную государственную власть[6].
А.И. Деникин занялся выстраиванием новой системы Государственно-Церковных отношений. Декларация об отношениях Церкви и государства подчеркивала, что в этом вопросе он руководствуется решениями Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., согласно которым Православная Церковь объявляется свободной и независимой в делах своего внутреннего распорядка и самоуправления[7]. Таким образом, учитывалось мнение самой Церкви, в частности, Соборное определение «О правовом положении Церкви в государстве» (от 2 декабря 1917 г.)[8].
Российское правительство адмирала Колчака полностью признавало правовой статус решений Поместного Собора Русской Православной Церкви, Православие признавалось «первенствующей» религией, возрождалась деятельность церковных приходов, а генерал Дитерихс вообще признавал их основой местного самоуправления. Должны были быть пересмотрены принципы приходской деятельности, священники должны были вести активную проповедь.
Соборное Сибирское Церковное совещание поддерживало Патриарха, занимаясь организацией деятельности духовенства подконтрольного Белому движению в Сибири и на Урале.Архиепископ Омский Сильвестр был избран председателем Церковного управления и в политическом плане признавал над собой политический авторитет верховного правителя А. В. Колчака[9]. Омское правительство в условиях экономической нестабильности взяло на себя содержание духовенства на всей подконтрольной территории[10].
Хотя Святейший Патриарх Тихон открыто не благословил Белое движение, оно все же получало полную и всеобъемлющую поддержку ВВЦУ[11]. По мнению Д. Саввина, защита Православной Веры и отвержение большевистской порчи - вот одна из главных целей, которую ставило перед собой Белое движение[12]. Люди, преданные Вере и Родине, присоединялись к белогвардейцем, казакам, духовенству на защиту веры и Отечества, призывая при этом вести еёс милосердием и великодушием к побеждённым[13]. Следует признать вынужденным компромиссом эту точкой зрения, которая была выбрана, чтобы не дать врагам Церкви повода лишний раз устроить террор против неё под предлогом «контрреволюционной деятельности»[14]. Тем не менее, даже такая позиция послужила непосредственным толчком для разворачивания антицерковных репрессий и агитации.
Подводя итог проведённому историческому анализу можно сделать вывод, что Православный фактор играл важную роль в идеологии Белого движения. Старообрядчество, казаки и духовенство поддерживали Белое движение, непосредственно участвовали в нем, выполняя идеологическую и пропагандистскую работу и ведя церковную службу на фронте и в тылу. Но большинство священнослужителей в условиях гонений на Церковь не решались открыто выступить на стороне Белого движения, осуждая большевиков, но, не призывая к вооружённому сопротивлению им и не благословляя гласно Белое движение. Последнее же в своей идеологии оставалось религиозным, считая Православие выразителем русской души, русского национального характера.
[1] Данилин, А. Б. Гражданская война в России (1917–1922) / А. Б. Данилин, Е.Н. Евсеева, С.В. Карпенко // Новый исторический вестник. 2000. № 1. С. 2-40
[2] Пущаев Ю. «Белые в Гражданской войне: кто они и что хотели». Беседа с историком Василием Цветковым [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/120195.html
[3] Ярославский Ем. Борьба с религией в первые годы Октябрьской революции // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. С. 319
[4] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917-1941: Док. и фотоматериалы / [Ин-т рос. истории РАН, Рос. центр хранения и изучения док. новейшей истории; Сост. А. С. Масальская и др.; Предисл. Я. Н. Щапова]. - М.: Библейс.-богослов. ин-т св. Апостола Андрея, 1996. - 328 с., [10] л. ил.. С. 13-15, 23-25
[5] Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Новосибирск : Посох, 1994. - 271 с. С. 47
[6] Пученков А. С. Первый год Добровольческой армии: от возникновения «Алексеевской организации» до образования Вооруженных Сил на Юге Рос- сии. СПб.: Владимир Даль, 2021. 813 с. С. 714-715
[7] Деникин А. И. На страже русской государственности: Избранные статьи, речи, письма / сост. и предисл. А. С. Кручинин. М.: Русский путь, 2014. 472 с. С. 120
[8] Цит. по: Бирюкова, Ю. А. Религиозный фактор в идеологии и политике Белого движения на Юге России / Ю. А. Бирюкова // Омские социально-гуманитарные чтения - 2022: Материалы XV Международной научно-практической конференции, Омск, 22–24 марта 2022 года / Отв. редактор Л.А. Кудринская. – Омск: Омский государственный технический университет, 2022. – С. 199-204
[9]Наумова Н. И. Православная церковь в условиях белогвардейских режимов // Вестн. Том.гос. ун-та. 2005. № 288. С. 159-164
[10] Олихов Д. В. Создание и деятельность временного высшего церковного управления Сибири (1918-1920 гг.): специальность 07.00.02 «Отечественная история»: Диссертация на соискание кандидата исторических наук / Олихов Д. В.; Омск, 2014. С. 71-72
[11] Там же С. 82
[12]Саввин Д. В. Мифология «православного» сталинизма и клевета на Белое движение. М.: «Русская идея», 2004. С. 128.
[13]Кашеваров А. Н. Патриарх Тихон и гражданская война 1918–1920 годов // Христианское чтение. 2019. № 2
[14]Изергина В. П. Православный компонент в идеологии Белого движения в России // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2011. № 4. С. 27-32
Список литературы
- Бирюкова, Ю. А. Религиозный фактор в идеологии и политике Белого движения на Юге России / Ю. А. Бирюкова // Омские социально-гуманитарные чтения - 2022 : Материалы XV Международной научно-практической конференции, Омск, 22–24 марта 2022 года / Отв. редактор Л.А. Кудринская. – Омск: Омский государственный технический университет, 2022. – С. 199-204
- Введенский А.И. Смерть религии // Соборный разум. 1918. № 3-5. С. 5
- Данилин, А. Б. Гражданская война в России (1917–1922) / А. Б. Данилин, Е.Н. Евсеева, С.В. Карпенко // Новый исторический вестник. 2000. № 1. С. 2-40
- Деникин А. И. На страже русской государственности: Избранные статьи, речи, письма / сост. и предисл. А. С. Кручинин. М.: Русский путь, 2014. 472 с.
- Изергина В. П. Православный компонент в идеологии Белого движения в России // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2011. № 4. С. 27-32
- Кандидов Б.П. Церковь и гражданская война на Юге (материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны). М.: Безбожник, 1931. 295 с. Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Новосибирск: Посох, 1994. - 271 с.
- Кашеваров А. Н. Патриарх Тихон и гражданская война 1918–1920 годов // Христианское чтение. 2019. № 2
- Наумова Н. И. Православная церковь в условиях белогвардейских режимов // Вестн. Том. гос. ун-та. 2005. № 288. С. 159-164
- Олихов Д. В. Создание и деятельность временного высшего церковного управления Сибири (1918-1920 гг.): специальность 07.00.02 «Отечественная история»: Диссертация на соискание кандидата исторических наук / Олихов Д. В.; Омск, 2014. С. 71-72
- Пученков А. С. Первый год Добровольческой армии: от возникновения «Алексеевской организации» до образования Вооруженных Сил на Юге Рос- сии. СПб.: Владимир Даль, 2021. 813 с.
- Пущаев Ю. «Белые в Гражданской войне: кто они и что хотели». Беседа с историком Василием Цветковым [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/120195.html
- Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917-1941: Док.и фотоматериалы / [Ин-т рос. истории РАН, Рос. центр хранения и изучения док. новейшей истории; Сост. А. С. Масальская и др.; Предисл. Я. Н. Щапова]. - М. : Библейс.-богослов. ин-т св. Апостола Андрея, 1996. - 328 с., [10] л. ил.
- Саввин Д. В. Мифология «православного» сталинизма и клевета на Белое движение. М.: «Русская идея», 2004
- Ярославский Е. М. Борьба с религией в первые годы Октябрьской революции // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. С. 319


