Важнейшим аспектом юридической процедуры в контексте административных нарушений выступает удостоверение самого факта совершённого нарушения. Протокол, как процессуальный акт, служит формальным отражением события, содержащего признаки административного правонарушения.
В настоящее время протокол об административном правонарушении расценивается, прежде всего, как главное доказательство в рамках рассматриваемого дела, а также, как обязательный процессуальный документ, отсутствие которого делает невозможным принятие легитимного решения. Существенным моментом является и то, чтобы протокол был составлен лицом, обладающим соответствующими полномочиями. Оформление протокола некомпетентным лицом автоматически лишает его юридической силы. Как подчеркнул Верховный Суд Российской Федерации, составление протокола лицом, не наделенным необходимыми полномочиями, представляет собой нарушение положений статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), что делает его недопустимым доказательством.
Сегодня, согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, оформление протокола об административном правонарушении представляет собой лишь один из этапов, определяющих момент начала административного дела. Актуальные исследователи рассматривают протокол как процессуальный документ, выступающий в качестве основания для запуска производства по делу, поскольку он содержит задокументированное подтверждение факта совершения нарушения.
Таким образом, должностное лицо, имеющее право на составление протокола, имеет возможность инициировать административное дело.
Протокол служит ключевым источником информации о времени, месте и дате совершения противоправного деяния, точных данных о нарушителе, признаках административного нарушения и других сведениях, важных для всестороннего и справедливого рассмотрения дела.
Несомненно, результативное разбирательство по делу об административном проступке напрямую связано с тщательностью первоначальных процессуальных шагов, требующих неукоснительного соблюдения законодательства при установлении лиц, правомочных совершать данные действия. Таким образом, с оформлением протокола связано не только инициирование дела, но и правомерность наступления административной ответственности.
Уникальность протоколов, в отличие от других документов, заключается в их роли как письменного свидетельства. Соответственно, подобно любому другому письменному свидетельству, протокол должен быть лишен несанкционированных исправлений, будь то опечатки или иные неточности. Вероятно, данное условие должно определять правила внесения правок в протокол для исправления технических погрешностей.
Представляется логичным, что сотрудники, имеющие полномочия составлять протоколы о нарушениях административного законодательства, также обладают правом вносить коррективы в уже составленные протоколы.
Как правило, оформление протоколов о нарушениях административного характера, ответственность за которые установлена региональным законодательством, возлагается на сотрудников органов и организаций, обладающих полномочиями по рассмотрению дел о данных правонарушениях, в рамках их компетенции. Вместе с тем, помимо вышеупомянутых должностных лиц, законодательство субъекта Российской Федерации может наделять правом составления протокола и иных лиц. В первую очередь необходимо выделить должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поскольку именно им в большинстве случаев принадлежит право инициировать дела о административных нарушениях, предусмотренных региональным законом. Это обусловлено не столько числом составов правонарушений в региональном кодексе об административных правонарушениях, сколько широким спектром структуры органов исполнительной власти.
С 5 сентября 2025 года введен в действие обновленный список сотрудников системы МЧС России, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. В данном документе содержаться не только сведения о должностных лица МЧС России, но и об статьях КоАП РФ по которым они уполномочены составлять протоколы.
Однако анализ данного документа вызывает вопросы. Так как в нем отсутствует упоминание статьи 20.4 КоАП РФ, которая является самой “рабочей” у государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору, которые также являются сотрудниками МЧС России.
Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудники МЧС России не вправе составлять протоколы за нарушение требований пожарной безопасности изложенные в статье 20.4 КоАП РФ, что определённые вопросы к полномочиям сотрудников органов государственного пожарного надзора. А сам протокол утрачивал силу как доказательство, что может привести к закрытию дела.
Таким образом, исходя из вышесказанного, представляется, что список должностных лиц в структуре МЧС России, имеющих право составлять протоколы о нарушениях административного законодательства, необходимо скорректировать для более четкого определения компетенции сотрудников органов государственного пожарного надзора при фиксации определенных видов правонарушений. Лица, совершившие правонарушения, не убедившись в правомочности сотрудника МЧС России, составляющего протокол, почти наверняка оспорят этот документ в суде, что неизбежно повлечет за собой затяжные судебные разбирательства.
Список литературы
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1
- Постановление Верховного Суда РФ от 7 июня 2017 г. № 11-АД17-31. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71713966 (дата обращения: 20.11.2025)
- Логин П.А. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении // Вестник науки. – 2022. – № 9. – С. 11-14
- Приказ МЧС России от 26.06.2025 N 540 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=512973&dst=100007&field=134&rnd=vNg40w#Jtmlu4VwAVm8eZlH1


