Введение
Современный бой представляет собой сложный процесс по выполнению тактических задач, в основном связанных с уничтожением противника различными способами и средствами. Успех в современном бою зависит от множества факторов: информационного превосходства, технологического превосходства, качества личного состава и выучки, взаимодействие войск.
Основными из них являются оснащенность вооружением, военной и специальной техникой, умение эффективно и профессионально использовать их по предназначению... Но это лишь технологический аспект. Анализирую события на СВО можно сделать вывод, что в начале спецоперации технической составляющей уделялось гораздо больше внимания, чем психологическому аспекту. Духовно-нравственное состояния воина – важнейший фактор современного боя, который напрямую связан с успехом выполнения боевых задач.
Однако в большинстве своём современные военнослужащие не имеют базовых знаний о таких ключевых понятиях, как молитва, вера, духовно-нравственная чистота и т.д. Офицеры и солдаты не знают духовных законов жизни и войны, не понимают важности применять в повседневной деятельности исторический опыт наших предков в вопросах духовной жизни, молитвы, участия в Таинствах Церкви и др. Хотя история дает нам множество примеров влияния молитвы, на исход боя. Так например молитва помогала известнейшему полководцу Александру Невскому в принятии тактических решений и воодушевлении своих воинов перед Невской битвой и Ледовым Побоищем.
Богословское осмысление принципа «Не в силе Бог, а в правде»
Александр Невский – известнейший правитель, фигура парадоксальная и многогранная, сочетавшая в себе, казалось бы, несочетаемое.
Блестящий полководец и бесстрашный воин. Победы в юном возрасте на Неве (1240) и на Чудском озере (1242) сделали его народным героем. Он был тактиком и стратегом, умевшим использовать местность и моральный дух войска. Верный сын Православной Церкви. Вся его жизнь была подчинена служению вере. Он видел в сохранении православия главную цель своего правления, что и определило его политический выбор.
Отношение Александра Невского к Богу было глубоко личным, определяющим все его поступки, и строилось на нескольких принципах:
- Глубокая, деятельная вера. Для него вера была не набором обрядов, а руководством к действию. Его знаменитая фраза «Не в силе Бог, а в правде» — квинтэссенция его мировоззрения. Он верил, что успех в битве зависит не от численности войска («силы»), а от того, на чьей стороне Божья Правда (Истина и Справедливость).
- Упование на Божью волю и Промысел. Перед каждой битвой он усердно молился, прося не победы как таковой, а помощи в отстаивании правого дела. Он воспринимал себя как инструмент в руках Божьих, призванный защитить Святую Русь.
- Защитник веры как высший долг. Его борьба с западными рыцарями была для него, прежде всего, духовной битвой против тех, кто хотел искоренить православие. В этом он был непримирим.
Одно из самых выдающихся сражений с участием Александра Невского – Невская битва. Наиболее подходящим образом события того времени описаны в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»:
Услышав же о… мужестве князя Александра, король части Римской от полуночной страны помыслил в себе: «Пойду и пленю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся в силе тяжкой, пыхая духом ратным. И пришёл в Неву, шатаясь безумием, и, возгордившись, послал послов своих в Новгород, к князю Александру, говоря: «Если можешь противиться мне, то вот я уже здесь, беру в плен землю твою».
Александр же, слыша слова эти, разгорелся сердцем, и вошёл в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарём, начал молиться со слезами… И, окончив молитву, встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же, выйдя из церкви, утёр слезы, начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Иные с оружием, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся. Они поколебались и пали; а мы встали, и стоим прямо» И, сказав это, пошёл на них с малой дружиной, не дожидаясь многих сил своих, но уповая на Святую Троицу.
Горестно же было слышать, что отец его, честный великий [князь] Ярослав, не ведал о таковом нападении на сына своего, милого Александра, и тому некогда было послать весть отцу, ибо ратные уже приближались. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как князь поспешил выступить.
Выступил же на них в день воскресение, 15 июля, на память 630-ти святых отцов Халкидонского собора и святых мучеников Кирика и Улиты, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.
Фраза «Не в силе Бог, но в правде». прозвучала перед битвой на Неве в 1240 году. Князь Александр с небольшой дружиной собирался выступить против превосходящих сил шведов. В этот момент он обращается к своим воинам не с призывом положиться на военную мощь («силу»), а с напоминанием о высшем законе - Правде Божией.
Уже в самом контексте заложена ключевая идея - история творится не человеческой мощью, а Божественным промыслом. Победа или поражение зависят не от численности войска, а от того, на чьей стороне Истина (Правда). Уповая на Правду Божию, даже малая сила может одолеть великую.
Тактический анализ Невской битвы: Молитва как фактор внезапности
Александр получил разведданные от ижорского старейшины Пелгусия о точном месте высадки шведов (устье реки Ижоры) и, вероятно, об их численности и построении. Это позволило ему действовать на опережение.
Не дожидаясь сбора полного новгородского ополчения (что заняло бы недели), Александр с малой дружиной и немногочисленными добровольцами из Новгорода совершил быстрый марш-бросок на конях вдоль Волхова к Ладоге, где к нему присоединилась ладожская дружина. Это позволило ему застать противника врасплох.
Атака без промедления: Александр не стал дожидаться, пока шведы укрепят лагерь, перегруппируются или начнут активные действия. Он атаковал сразу по прибытии, используя фактор внезапности.
После этого решился [князь] напасть на них в шестом часу дня. И была сеча великая с римлянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьём.
Здесь же в полку Александровом отличились шесть мужей храбрых, которые крепко сражались вместе с ним. Один — по имени Таврило Олексич. Этот напал на шнек и, увидев королевича, которого тащили под руки, въехал по доске, по которой поднимались, до самого корабля. И побежали перед ним на корабль, и, повернувшись, сбросили его с доски в Неву вместе с конём. Божьей милостью выбрался оттуда невредим, и вновь напал на них, и бился с самим воеводой посреди полка их. Второй — новгородец, по имени Сбыслав Якунович; он много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в сердце своём. И немало пало от руки его, и подивились силе его и храбрости. Третий — Яков, полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на врагов с мечом и мужественно бился, и похвалил его князь. Четвёртый — новгородец, по имени Миша. Этот пешим с дружиной своей напал на корабли и потопил три корабля римлян. Пятый — из младших людей, по имени Савва. Этот напал на великий шатёр златоверхий и подрубил столб шатёрный. Полки же Александровы, увидев падение шатра, возрадовались. Шестой — из слуг князя, по имени Ратмир. Этот бился пеш, и окружило его много врагов. Он же, от многих ран упав, скончался. Обо всём этом слышал я от господина своего Александра и от иных, кто участвовал в то время в той сече.
Было же в то время дивное чудо, словно в древние времена при царе Езекии, когда пришёл Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, хотя пленить святой град, и внезапно вышел ангел Господень и избил из полка ассирийского сто восемьдесят пять тысяч, и когда настало утро, нашли лишь их мёртвые трупы. Так же было и при победе Александровой: когда победил он короля, то на противоположной стороне реки Ижоры, где нельзя было пройти полку Александрову, нашли многое множество убитых ангелом Божьим. Остаток же их бежал, а трупы мёртвых своих накидали в корабли и потопили в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.
Узнав о размещении врага на Неве, Александр принялся молиться и благодаря этому он обрел ясность ума, смелость и принял единственное правильное решение – действовать на опережение.
Помимо этого он смог воодушевить своих воинов, посеять в них веру в победу и настроить на успех сражения. Все эти факторы определили исход сражения. Немногочисленное войско Александра Ярославича разгромило врага из-за чего он и заработал прозвище «Невский».
Религиозно — психологические аспекты Ледового побоища: Духовная подготовка к тактическому риску
Битва на Чудском озере – ещё одно сражение в котором Великий полководец одержал победу опираясь на помощь Бога.
Из жития Александра Невского
Была же тогда суббота. И когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была сеча зла, и треск от ломающихся копий стоял, и звон от ударов мечами, словно замёрзшее озеро двинулось; и нельзя было льда видеть, ибо покрыт он был кровью.
Слышал же я об этом от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие на небесах, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божией, и показали враги спины свои, и секли их, гонясь, словно по воздуху, и некуда было бежать им. И прославил здесь Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А тех, кто говорил: «Захватим Александра», — предал Бог в руки его. И никогда не находилось противника, достойного его в битве.
И возвратился князь Александр со славной победой. И многое множество пленных было в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто именует себя «Божьими рыцарями».
Русские воины сражались не просто за территорию, а за сакральное пространство - "Святую Русь", свою веру и идентичность. Крестоносцы несли не только меч, но и духовную угрозу — католическую экспансию. Это превращало битву в экзистенциальную войну добра со злом, где отступление было равносильно духовной смерти.
Александр Невский позиционировался и воспринимался не как полководец, ведущий захватническую войну, а как богоданный защитник Православной веры. Это создавало несокрушимый моральный стержень и чувство высшей правоты, описанное в формуле «Не в силе Бог, а в правде».
Молитва и упование на Бога позволяли передать Ему груз ответственности за жизнь и смерть. Это не трусость, а высшая форма мужества — воин, освобожденный от парализующего страха смерти, становился сверхэффективным бойцом. Он мог действовать хладнокровно и точно выполнять приказы в адском хаосе сечи.
Совместные молитвы и ритуалы сплавляли разнородное ополчение (новгородцы, владимирцы, дружинники) в единый организм — "соборную личность" с коллективной волей. Это решало проблему управления в условиях, когда невозможен тотальный контроль за каждым бойцом.
Тактический риск как акт веры: Гениальная ловушка
Ключевой элемент битвы — преднамеренный отход центра — был невообразим с точки зрения стандартной военной логики. Отступление часто вызывает панику и необратимый развал фронта.
- Доверие как тактический ресурс: Успех этого маневра был целиком основан на абсолютном доверии воинов центра своему князю и общему замыслу. Это доверие было взращено предыдущей духовной практикой. Они отступали не потому, что были разбиты, а потому, что верили в неочевидный план, ведущий к победе. Это высшая форма воинской дисциплины, рожденная верой.
- Искушение для флангов: Воинам засадных полков требовалась стальна́я воля, чтобы не броситься на помощь товарищам раньше времени. Их выдержка — тоже продукт духовной собранности и веры в момент, определенный свыше.
Александр действовал не как азартный тактик, а как исполнитель воли Божьей. Это придавало его решениям несокрушимую уверенность, которую чувствовало войско. Приказ воспринимался как часть божественного замысла, а не человеческая прихоть.
- Психологическое сражение было выиграно до битвы: Немецкий рыцарь, уверенный в силе своего доспеха и построения, был психологически сломлен, когда его непобедимая "свинья" сама попала в ловушку, а лед под ним стал рушиться. Для него это было крушение всей его картины мира. Для русского воина — закономерное торжество Правды над гордыней.
Религиозно-психологическая подготовка в Ледовом побоище была:
- Моральным усилителем, превратившим оборону в правое дело, дарующее несокрушимый дух.
- Психологическим стабилизатором, нейтрализовавшим страх и позволившим действовать хладнокровно.
- Инструментом управления, создавшим единую волю и слепое доверие, необходимое для реализации гениального, но смертельно опасного тактического риска.
Таким образом, победа была одержана не вопреки риску, а благодаря ему — потому что этот риск был духовно обоснован и психологически подготовлен. Вера стала тем самым "пятым элементом" на поле боя, который обратил материальную силу противника в его главную слабость.
Современные параллели: молитва перед штурмовыми действиями
Сегодня, как и столетия назад, в русской армии крепнет вера в Божье покровительство. Кто-то из бойцов рассказывает о чудом неразорвавшейся мине, кто-то вспоминает о прошедшей по касательной, а потому не ставшей смертельной из-за нательного креста вражеской пуле.
Независимо от эпохи и технологий, человек, идущий на смертельный риск, сталкивается с одними и теми же экзистенциальными вызовами:
- Страх и стресс: Необходимость справиться с ужасом перед лицом смерти и ранения.
- Моральная ясность: Осознание того, что предстоящие действия связаны с убийством других людей, требует морального оправдания.
- Потребность в защите: Глубинная надежда на "высшее покровительство" в ситуации, где все зависит от случая.
- Чувство общности: Совместный ритуал сплачивает подразделение, создавая ощущение "братства по оружию".
Все чаще военнослужащие, участвующие в боевых действиях читают молитвы перед сражениями. Они собираются в группу и сливаются в единой молитве. Так им удается сплотиться и избавиться от всех негативных психологических воздействий, что благоприятно сказывается на выполнение поставленных им боевых задач.
Как в 1240 году Александр Невский воодушевлял на победу свое войско перед боем через молитву и веру в Божью помощь, так и сейчас на СВО военнослужащие склоняются в общей молитве и возвращаются с победой.
Список литературы
- Карпов, А. Ю. Великий князь Александр Невский / А. Ю. Карпов. — Москва : Издательство «Молодая гвардия», 2010. — 330 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03312-2
- Бегунов, Ю. К. Александр Невский / Ю. К. Бегунов. — Москва : Молодая гвардия, 2023. — 352 с. — (Жизнь замечательных людей : сер. биогр. ; вып. 2162). — ISBN 978-5-235-04733-4
- Война и вера / сост. Т.Ю. Рарова. — 2-е изд. -B65 Москва : Вольный Странник, 2023. - 224 с.: ил. ISBN 978-5-00178-187-5


