Профессионально-ориентированные мероприятия в учебном заведении направлены на раскрытие интересов и способностей школьников. Профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе карьерного пути. Особую актуальность профессиональная ориентация приобретает в условиях цифровизации всех общественных сфер жизни [2].
Профессионально-ориентированные мероприятия могут быть различных типов: консультации, тестирование, вводные уроки, знакомство с профессиональной деятельностью, экскурсия и др. На рисунке ниже обозначены основные типы мероприятий по профессиональной ориентации.

Рисунок 1. Основные типы мероприятий по профессиональной ориентации
Просвещение – это мероприятие направлено на знакомство с той или иной областью. Такое мероприятие может быть реализовано как в классе, так и вне учебного заведения (например, экскурсия на предприятие).
Профконсультация (профинформация, профпропаганда) – это мероприятие, направленное на помощь в выборе профессии посредством изучения личности, её интересов и склонностей.
Профподбор – это мероприятие, целью которого является помощь при выборе профессии. В процессе обсуждаются особенности профессии, качества, необходимые для профессии.
Профотбор – это мероприятие, целью которого является выбор подходящих кандидатов на должность. В школьном учреждении такое мероприятие может проводиться с целью отбора кандидатов для посещения будущего места работы (речь идёт о 10-11 классах).
Профессионально-ориентированные мероприятия направлены не только на развитие и раскрытие интересов и способностей подростков, но и на развитие творческого мышления и креативности.
В современной психологической литературе понятие «творческое мышление» разрабатывается посредством комплекса теорий и концепций по следующим аспектам:
- Творческое мышление как предпосылка научной деятельности.
- Творческое мышление как деятельность в искусстве.
- Творческое мышление как особый вид одарённости.
- Творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность.
Креативность – это характеристика личности, которая свидетельствует о наличии творческих способностей, о предрасположенности личности к творчеству. В зарубежной психологии (Э. Фромм, Ф. Баррон, М. Валлах, Т. Любарт) под креативностью понимается способность создавать новое, порождать оригинальные идеи, способность познавать мир и выходить из нестандартных ситуаций. Но в отечественной психологии «креативность рассматривается как «творческость» [1].
Креативность можно рассматривать как способности, которые в процессе деятельности приводят к созданию нового продукта. При этом интеллект и креативность – различные понятия, характеризующие независимые друг от друга способности.
Можно выделить следующие особенности творческого мышления:
- скорость;
- гибкость;
- оригинальность;
- точность.
Развитие творческого мышления — это изменение умственного развития. В процессе творческого мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны чувственным восприятием и поэтому непосредственно не наблюдаются [3].
Креативность – не всегда является творческой продуктивностью. В целом, креативность можно рассматривать как способность к творчеству, способность создавать новое. Креативность многомерное психическое образование, которое включает в себя:
- интеллектуальный потенциал;
- мотивацию;
- эмоции;
- эстетическое развитие;
- экзистенциальное развитие.
Если творческая деятельность – это изменение какого-либо продукта в процессе творческого мышления и преобразования, то креативность – это качественное преобразование продукта в нечто совершенно новое. Таким образом, под креативным мышлением можно понимать высшую степень развития творческого мышления. Под креативной деятельностью можно понимать высшую степень развития творческой деятельности. Первично творческое мышление и творческая деятельность. Креативное мышление и креативная деятельность вторичны. Посредством развития творческих способностей развиваются и креативные способности.
Отталкиваясь от вышесказанного, выделим некоторые принципы организации профессионально-ориентированных мероприятий:
1. Принцип просвещения.
Он включает в себя знакомство учеников с миром современных профессий.
2. Принцип индивидуализации.
Включает в себя учёт особенностей и интересов каждого ученика. Кроме того, важное значение приобретает диагностика способностей, которая проводится при помощи различных текстов, в том числе онлайн.
3. Развитие творческого мышления и креативности.
Данный принцип включает в себя упор на творческое мышление в процессе профессиональной ориентации. Практически для любой специальности важны данные качества, что актуализирует этот принцип ещё больше.
4. Доступность.
Данный принцип включает в себя доступность профориентационных мероприятий для обучающихся, то есть мероприятия должны быть бесплатными (либо за незначительную сумму), хорошо и безопасно организованными (особенно если это выход за пределы учебного заведения), доступными для понимания школьников определённого возраста (информация о специальностях должна подаваться на языке, соответствующем возрасту подростка; если речь о младших классах, целесообразнее использовать больше методов наглядности и игровых методик).
5. Системность.
Данный принцип содержит в себе комплекс различного рода мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию школьника: диагностические, познавательные, развивающие и так далее. Процесс профессиональной ориентации разносторонний и сложный, поэтому важно использовать различные педагогические и диагностические методы и методики в комплексе [4].
Таким образом, существуют различные типы профессионально-ориентированных мероприятий, среди которых консультации, тестирование, вводные уроки, знакомство с профессиональной деятельностью, экскурсия. Принципы организации профессионально-ориентированных мероприятий, следующие: принцип просвещения, индивидуализации, принцип развития творческого мышления, креативности, доступность, системность.
В процессе профессионального ориентирования школьников важное значение следует уделять не только освоению и выбору будущей специальности, но и развитию креативного мышления и творческих способностей. Также и внедрение информационных технологий в образовательный процесс повышает эффективность обучения и профориентации школьников.
Список литературы
- Каньшина, А. В. Исследование профессиональных предпочтений старшеклассников / А. В. Каньшина. // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119273/
- Молдабекова, С. К. Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников / С. К. Молдабекова, Ф. Ж. Жумаканова. // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89224/
- Файзрахманова, А. Л. Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности / А. Л. Файзрахманова. // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 442-444. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7536/
- Щепочкина, Н. С. Методическая разработка профориентационной игры «Юный фармаколог» / Н. С. Щепочкина. // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9424/


