В России опыт работы по арт-терапии представлен в работах Е. И. Бурно, Г. В. Бурковского, Р. Б.Хайкина, О. А. Карабановой, А. И. Копытина и др.
Современное общество, столь часто испытывающее на себе последствия различного рода перенапряжения, жизненных катаклизмов и просто житейских переживаний, понимает важность и значимость поддерживающей психологической помощи для предотвращения возможных обратимых психических нарушений. Обращение за помощью к психологу или психотерапевту становится все более популярным и востребованным среди населения, да и разнообразие методов, применяемых специалистами в своей работе, неуклонно растет и становится все более разнообразным.
Особую группу специалистов по коррекции и реабилитации отображают дети, поскольку они являются наиболее беспомощными и максимально уязвимыми к воздействию внешних напряженных факторов, да и не все имеющиеся в арсенале специалиста техники и методы работы можно применять в работе с детьми. Актуальные специалисты сходятся во мнении, что в психокорреционной работе с детьми наиболее продуктивно применять методы арт-терапии.
Арт-терапевтическое лечение, как одна из форм психотерапии, предпологает использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях. Существует множество различных методик, основанных на принципах проекции, помогающих с высокой точностью диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития.
Психологи, использующие в своей работе методики арт-терапии, щадящими методами, не оказывая давления и влияния на личность, обнаруживают скрытые творческие способности ребенка, развивая его как личность, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов, не прибегая к директивным формам воздействия, избегая возможного сопротивления. Специалист, работающий методами арт-терапии, в игровой форме вступает в своеобразный диалог с малышом, учитывая возрастные особенности и ведущий вид деятельности ребенка, не пугает его прямыми вопросами, а посредством игры постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит и тревожит. Решение о серьезности проблем и последующих необходимых коррекционных, а возможно и лечебных, мероприятиях принимается на основании анализа полученных в процессе игры материалов. Главным достоинством арт-терапии можно считать, что при достаточно высокой эффективности такой вид терапевтического вмешательства не оказывает негативного влияния на психику малыша.
Психолог, применяющий в своей работе методы арт-терапии, обладает широчайшим спектром инструментария, и может выбирать и комбинировать различные виды деятельности для повышения качества своей работы, учитывая при этом направленность интересов ребенка. Арт-терапия имеет свои функций, основными выделяют катарсистическую (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивную (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивную (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки). Также часто применяемые методы арт-терапии в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками это, психодинамическая арт-терапия – художественное творчество выражает бессознательное, фантазии, страхи легче выразить в рисунках, других формах, чем вербально. Гуманистическая арт-терапия – делает акцент на использование творческого потенциала арт-терапии, способствующего развитию правого полушария, интуиции, воображения, ориентации в пространстве, даёт возможность постоянно осознавать настоящее, помогает раскрытию личностных перспектив, осознанию собственных переживаний, даёт возможность для самовыражения и личностного роста.
Таким образом, использование арт-терапевтических методов и приёмов в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для детей с нарушениями в развитии. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости.
Список литературы
- Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова. – Н. Новгород, 1994
- Борякова, Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология [Текст] / Н. Ю. Борякова. – 2003. – №1
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г. М. Бреслов. – М. : Педагогика, 2007. – 17-21 с.


