СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОГО ПОЛИГОНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОГО ПОЛИГОНА

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

Проект "Совершенствование социальной сферы железнодорожного транспорта в условиях развития Восточного полигона" направлен на улучшение условий труда и жизни работников железнодорожного транспорта. В рамках проекта планируется строительство новых жилых комплексов, обустройство спортивных и досуговых площадок, развитие медицинской инфраструктуры и обеспечение доступа к образовательным учреждениям. Целью проекта является создание комфортных условий для жизни и работы сотрудников железнодорожной отрасли, повышение их уровня благополучия и улучшение качества обслуживания пассажиров.

Развитие транспортной инфраструктуры является одним из ключевых факторов обеспечения национальной безопасности и устойчивого экономического роста Российской Федерации. В данном контексте Восточный полигон – включающий в себя Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, а также строящиеся и модернизируемые участки в Сибири и на Дальнем Востоке – приобретает роль стратегического национального приоритета. Как неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации, опорная транспортная сеть Дальнего Востока должна быть кардинально усилена для интеграции в глобальные логистические цепочки и стимулирования внутреннего развития макрорегиона. Так, В. Путин заявил, что модернизация Восточного полигона железных дорог (БАМ и Транссиб) позволит к 2032 году увеличить провозную способность в 1,5 раза (до 270 млн. тонн). Президент предложил расширить программу дальневосточной ипотеки на вторичный рынок в тех населённых пунктах, где нет новых предложений от застройщиков. Также Путин поручил сделать льготную ипотеку доступной для всех многодетных семей вне зависимости от возраста родителей. По мнению Путина, возможность взять ипотеку под 2% должны иметь не только учителя, а все работники образовательных учреждений Дальнего Востока и Арктики. Президент сообщил о подготовке стратегии развития Дальневосточного федерального округа до 2036 года. По его словам, нужен комплексный подход: от создания производств и развития городской среды до подготовки кадров и расширения транспортной сети [1].

Однако масштабные инфраструктурные проекты, такие как модернизация Восточного полигона, немыслимы без решения кадрового вопроса. Привлечение и, что еще важнее, закрепление квалифицированных специалистов в регионах с суровыми климатическими условиями и недостаточно развитой социальной инфраструктурой представляет собой комплексную социально-экономическую задачу. В этих условиях социальная сфера железнодорожного транспорта перестает быть вспомогательным инструментом и становится критически важным элементом стратегии развития, напрямую влияющим на операционную эффективность и надежность всей транспортной системы.

Восточный полигон сегодня – это не только главная грузовая артерия, связывающая азиатские рынки с Европой, но и зона опережающего экономического развития. Увеличение пропускной и провозной способности магистралей до 180 млн тонн к 2024 году требовало не только колоссальных инвестиций в пути, подвижной состав и средства автоматизации, но и притока тысяч новых специалистов: машинистов, путейцев, энергетиков, диспетчеров.

Социальная инфраструктура многих населенных пунктов, исторически сложившихся вокруг железной дороги, зачастую не соответствует современным стандартам качества жизни. Это создает риски текучести кадров, снижает привлекательность рабочих профессий для молодежи и в конечном итоге может стать «узким местом» в реализации государственных планов. Таким образом, совершенствование социальной сферы становится императивом, равным по значимости техническому перевооружению. Комплексный подход к этому вопросу предполагает не только выполнение обязательств перед действующими работниками, но и формирование комфортной среды для новых кадров, что включает в себя жилье, здравоохранение, образование для детей и возможности для досуга.

Основополагающим документом, регламентирующим социальные гарантии для работников ОАО «РЖД», является Коллективный договор. Этот документ представляет собой одну из наиболее проработанных в корпоративной практике России систем социального партнерства. В рамках действующих обязательств компания предоставляет своим сотрудникам и членам их семей широкий спектр льгот и программ.

Важнейшим направлением является организация отдыха и оздоровления. Сеть санаторно-курортных учреждений, детских оздоровительных лагерей и баз отдыха, принадлежащих РЖД, позволяет обеспечивать доступный и качественный отдых для сотен тысяч человек ежегодно. При этом географический разброс объектов, включая курорты Черноморского побережья (такие как санаторий «Южное Взморье» в Сочи), обеспечивает возможность выбора и компенсирует климатические особенности регионов базирования работников. Подобная практика не только способствует восстановлению физического и психического здоровья сотрудников, но и выполняет важную мотивационную функцию, повышая лояльность персонала.

Не менее значимыми являются программы по поддержке неработающих пенсионеров, оказание материальной помощи, развитие физкультуры и массового спорта через сеть спортивных клубов «Локомотив», а также проведение культурно-массовых мероприятий. Эти инициативы направлены на формирование корпоративной идентичности и укрепление социальной сплоченности в коллективе, что особенно важно в условиях разрозненных и удаленных друг от друга подразделений железной дороги [2].

В рамках улучшения условий труда происходит реализация программы «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития», которая рассчитана на период до 2025 года и на перспективу до 2030 и 2035 годов. Задача – создать на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) современный транспортный и инфраструктурный комплекс с новыми принципами управления и качественным социально-культурным наполнением.

Также можно отметить предоставление дополнительных льгот для работников Восточного полигона, например, ежемесячной надбавки 10% от оклада, вознаграждения за каждые пять лет непрерывного стажа (1,5 оклада).

Социальная сфера, включающая жилищные вопросы представлена безвозмездным предоставлением денежных средств на приобретение жилья в собственность отдельным категориям работников, работающим на БАМе (от станции Лена до станции Комсомольск-на-Амуре). Например:

  • через пять лет – 2,5 млн рублей на покупку квартиры или дома в границах магистрали;
  • за семь лет работы – 3,5 млн рублей на приобретение жилья в любом населённом пункте, расположенном в границах Восточно-Сибирской или Дальневосточной дороги;
  • сотрудники, которые проработают в подразделениях БАМа не менее 10 лет, – выплата в размере 5 млн рублей на покупку квартиры в любом российском регионе.

Для совершенствования образовательной сферы происходит создание образовательно-производственного центра «Железнодорожник Енисейской Сибири» на базе филиала Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) – Красноярского института железнодорожного транспорта (КрИЖТ). Центр позволит решить проблему нехватки высококвалифицированных специалистов среднего звена для Восточного полигона [3].

Также отметим ускоренную реализацию практико-ориентированных образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям: строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, электроснабжение и другим. Обучение будет проходить в учебных мастерских, оснащённых современными устройствами железнодорожного транспорта, имитационными и виртуальными тренажёрами.

В рамках медицинского направления выделим поддержку медицинского персонала – медработникам отраслевых медицинских учреждений на БАМе установлена надбавка к должностному окладу 25%.

Присутствует также передвижной медицинский комплекс «РЖД-Медицина», который курсирует в отдалённые посёлки БАМа, где отсутствует автотранспортное сообщение. Приём ведут специалисты разных направлений: терапевт, офтальмолог, лор, гинеколог [4].

Для дальнейшего повышения эффективности социальной политики на Восточном полигоне целесообразно обратиться к успешным практикам других компаний, работающих в схожих условиях. В международной практике ярким примером является опыт канадской компании Canadian National Railway или американской BNSF Railway, которые в регионах с низкой плотностью населения развивают не только корпоративные социальные программы, но и активно инвестируют в развитие муниципальной инфраструктуры, выступая партнерами местных властей.

В Российской Федерации аналогичный подход демонстрируют компании сырьевого сектора, такие как «Газпром» и «Роснефть», реализующие масштабные социальные программы в регионах своего присутствия. Речь идет о строительстве не просто жилья, а целых микрорайонов с полной социальной обвязкой: детскими садами, школами, поликлиниками и спортивными центрами. Комплексное развитие территорий позволяет создавать устойчивые сообщества, где работники готовы жить и растить детей на постоянной основе, а не рассматривать свою работу как вахтовый метод.

Применительно к РЖД это означает необходимость перехода от точечных мер поддержки к созданию целостной социальной экосистемы в ключевых узлах Восточного полигона. Участие компании в программах государственно-частного партнерства для развития социальной, инженерной и коммунальной инфраструктуры железнодорожных поселков могло бы стать следующим логичным шагом.

Таким образом, успешная реализация стратегии развития Восточного полигона неразрывно связана с трансформацией и совершенствованием социальной политики ОАО «РЖД». Существующая система социальных гарантий, закрепленная в Коллективном договоре, является надежным фундаментом. Однако новые вызовы требуют перехода к более гибкому, адресному и комплексному подходу, нацеленному на создание комфортной и перспективной среды для жизни, а не только для труда. Синергия усилий компании, государства и региональных властей в рамках развития социальной инфраструктуры позволит не только решить кадровые вопросы, но и внести существенный вклад в устойчивое развитие всего Дальневосточного региона, обеспечив тем самым долгосрочные национальные интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Список литературы

  1. Главные заявления Владимира Путина на ВЭФ-2025. URL: https://life.ru/p/1786647 (дата обращения 02.10.2025)
  2. Преимущества Дальнего Востока. В ОАО «РЖД» предусмотрены дополнительные меры поддержки для железнодорожников БАМа и Дальневосточной магистрали. URL: https://gudok.ru/content/bam/1613485/ (дата обращения 02.10.2025)
  3. Работа в интересах людей. URL: https://rfsolokomotiv.ru/news_company.php?full=7022 (дата обращения 02.10.2025)
  4. Центр обучения железнодорожников для Восточного полигона создадут в Сибири. URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=217597 (дата обращения 02.10.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее