Сфера внутренних дел представляет собой комплексную область государственного управления, нацеленную на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и безопасности. Ее специфика обусловлена высокой степенью публичности, широкими властными полномочиями субъектов управления (органов внутренних дел) и непосредственным воздействием на правовой статус личности. В этом контексте административно-правовые меры принуждения выступают неотъемлемым инструментом реализации государственно-властных функций. Их изучение позволяет выявить фундаментальные особенности управления в данной сфере: баланс между эффективностью и законностью, динамизм правового регулирования в ответ на новые вызовы и угрозы, а также повышенные требования к защите прав человека при осуществлении принуждения.
В административно-правовой доктрине под мерами административного принуждения понимаются предусмотренные законом способы психологического или физического воздействия на сознание и поведение субъектов в целях предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и обеспечения общественной безопасности.
В деятельности органов внутренних дел можно выделить следующие группы мер:
– меры административного предупреждения (проверка документов, досмотр, введение карантина, оцепления);
– меры административного пресечения (доставление, задержание, принудительное лечение, изъятие вещей и документов, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
– меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (привод, личный досмотр, изъятие товаров и документов);
– меры административной ответственности (назначение административных наказаний).
Ключевой особенностью применения принуждения в сфере внутренних дел является его подчинение принципу соразмерности (пропорциональности), закрепленному в ст. 1.3. КоАП РФ и ст. 5 Федерального закона «О полиции». Данный принцип предполагает, что:
– избранная мера должна быть направлена на достижение законной цели (охрана порядка, пресечение правонарушения);
– она должна быть необходимой для достижения этой цели (отсутствие менее ограничительных альтернатив);
– она должна быть строго пропорциональна (соразмерна) тяжести совершенного деяния и причиняемому вреду.
Нарушение данного принципа является наиболее частой причиной признания действий сотрудников полиции незаконными в судебном порядке (например, применение спецсредств при задержании лица, не оказывающего сопротивления).
Проблемные аспекты правового регулирования и применения:
– дискреционный характер полномочий;
– расплывчатость формулировок;
– гарантии соблюдения прав личности;
– эволюция в условиях новых угроз.
Таким образом, применение административно-правовых мер принуждения является сущностной особенностью государственного управления в сфере внутренних дел, раскрывающей его властно-распорядительный характер. Правовое регулирование данного института находится в постоянном развитии, стремясь адекватно реагировать на социальные запросы в области безопасности, оставаясь в рамках конституционных принципов уважения и защиты прав человека. Ключом к легитимности и эффективности управления выступает неукоснительное соблюдение принципа соразмерности, который должен служить основным ориентиром как для законодателя, так и для правоприменителя.
Для дальнейшего совершенствования системы предлагается:
1. Детализация в подзаконных актах и методических рекомендациях критериев выбора конкретных мер принуждения в типовых ситуациях.
2. Внедрение современных технических средств (носимая видеоаппаратура) для объективного документирования процесса применения принуждения.
3. Активное использование практики Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ для формирования единообразной правоприменительной доктрины в данной области.
Список литературы
- 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). ст. 1.
- 2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 28.11.2025) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. N 7. ст. 900.
- 3. Агапов, А.Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. – М.: Юрайт, 2022.
- 4. Россинский, Б.В. Административное принуждение: понятие и виды / Б.В. Россинский // Журнал российского права. – 2019. – № 7.
- 5. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 19.3 КоАП РФ».


