Российское государство, в лице своих органов власти, обеспечивает и гарантирует защиту прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Данные принципы закреплены в статье 45 Конституции Российской Федерации. Термин «Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации» в полной мере указан в статье 1 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях действующего Федерального закона № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений».
Контроль и надзор со стороны государства представляют собой стратегический инструмент, роль, значения, цели и задачи, которого растут с каждым днем. Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, тем более в России – с огромной протяженностью ее территорий. Транспорт охватывает разные типы, такие как водный, наземный и воздушный, и применяется в разнообразных сферах, включая военную и гражданскую. Если рассматривать в военных целях, то транспорт в настоящее время широко применяется для защиты государства. Например, в целях специальной военной операции транспорт играет ключевую роль в доставки грузов специального назначения со всех точек страны.
Железные дороги - многофункциональный инструмент, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров, это основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Отрасль железнодорожного транспорта настолько разнообразна, обладая своими уникальными характеристиками и особенностями. Один состав может перевозить десятки человек на дальние расстояния от Москвы до Крыма до нескольких тысяч километров, другой способный увезти тысячи тонн на такие большие расстояния.
В 2004 году Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создан новый орган, регулирующий и инспектирующий транспортную сферу на территории страны – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Контрольно-надзорная деятельность, в области железнодорожного транспорта, возложена на управление государственного железнодорожного надзора (Госжелдорнадзор).
Главной миссией Ространснадзора является повышение безопасности в сфере транспорта в Российской Федерации за счет эффективного предупреждения рисков (безопасность на транспорте - от модели санкций к партнерской).
Целью поставленной перед службой есть совершенствование контрольно-надзорной деятельности, повышение её эффективности и результативности.
Так в данном исследовании мы рассмотрим методы совершенствования контрольной деятельности в области железнодорожного транспорта.
Говоря о контрольно – надзорной деятельности нельзя не поговорить о видах проверок.
Сотрудниками госжелдорнадзора осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка, выездное обследование и мониторинг безопасности.
Отдельно нужно остановиться на таком виде проверки как постоянный рейд.
Постоянный рейд заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов контрольного (надзорного) органа в пунктах контроля и (или) на территории (акватории) и (или) их перемещение по определенной территории (акватории) в целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований.
Давайте сравним службы Транспортной безопасности и Госжелдорнадзора по суммам наложенных штрафов в разрезе 3х лет.

График 1. Сумма наложенных административных штрафов
На графике 1 мы видим сравнение эффективности наложения административных штрафов отделом Транспортной безопасности и Госжелдорнадзором с 2022 года по 2024 год. Из графика 1 мы видим преимущества постоянного рейда в контрольно-надзорной деятельности, которые заключаются в возможности непрерывного контроля за соблюдением обязательных требований. Инспекторы транспортной безопасности могут постоянно проводить контрольно – надзорные мероприятие, где доступ инспекторов ограничен, что важно для предупреждения, выявления и пресечения нарушений. Таким образом автор предлагает ввести изменения в Положение о государственном железнодорожном контроле (надзоре), дополнить его разделом постоянный рейд. Что приведет к более качественному проведению контрольно-надзорных мероприятий. Например, сотрудники госжелдорнадзора смогут проводить проверки железнодорожного подвижного состава в части соблюдения требований пожарной безопасности, доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан, проверки железнодорожных переездов что должно уменьшить количество транспортных происшествий.
График 1 также наглядно демонстрирует, что размер административных штрафов на железнодорожном транспорте является недостаточным. Так, согласно части 6 статьи 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, включая пути общего и необщего пользования, а также переезды, карается штрафом всего лишь от одной до двух тысяч рублей. Такой низкий уровень санкций не стимулирует юридические лица к строгому соблюдению всех обязательных требований.
Сегодня очевидно, что существующие нормы нуждаются в пересмотре. Для решения проблемы предлагается принять ряд законодательных инициатив, направленных на ужесточение наказаний за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Важно учитывать степень опасности каждого конкретного случая и предусмотреть дифференцированный подход к назначению штрафов.
Например, можно установить разные уровни штрафов в зависимости от серьезности нарушений и размера предприятия. Чем крупнее организация и больше потенциальный ущерб, тем выше должна быть ответственность. Необходимо усилить наказание за повторные нарушения, введя систему прогрессивного увеличения штрафов.
Решение вопроса безопасности на железнодорожном транспорте требует комплексного подхода. Только сочетание жестких санкций, эффективной системы контроля и профилактических мероприятий способно обеспечить надежную защиту жизни и здоровья граждан, а также сохранность имущества и груза. Важно начать действовать незамедлительно, ведь цена халатности слишком высока.
Список литературы
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.11.2025) [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
- Постановление Правительства РФ от 25.06. 2021 г. N 991 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта" (с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/401399923/
- Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/
- Пугачев И.Н., Куликов Ю.И. Системное регулирование транспортной деятельности в России. // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2008. - № 1


