УМОЛЧАНИЕ КАК ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

УМОЛЧАНИЕ КАК ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье исследуется феномен лжи-умолчания у подростков как осознанной стратегии защиты формирующихся психологических границ. Умолчание рассматривается как закономерный и конструктивный механизм в процессе сепарации, направленный на обретение автономии и кристаллизацию идентичности. Теоретический анализ проводится в рамках концепций психологических границ, теории семейных систем М. Боуэна и задач развития подросткового возраста. В статье идёт переосмысление лжи-умолчания с позиции психологии развития и предложены ориентиры для адекватного психолого-педагогического реагирования.

Подростковый возраст всегда был периодом активного строительства психологических границ, отделяющих формирующееся «Я» от внешнего мира взрослых. В данной статье мы рассмотрим умолчание с новой стороны: оно является не деструктивным, а адаптивным инструментом в становлении личности, поведенческий способ очертить границы своей территории и защитить зарождающееся «Я». [2, 5]

С позиции теории семейных систем Мюррея Боуэна, здоровое развитие личности связано с повышением уровня обособления внутреннего «Я» — способности отделять свои мысли, чувства и жизненные выборы от эмоционального давления семейной системы. [1]

Умолчание в подростковом возрасте, рассмотренное через призму задач развития, является необходимым структурным элементом. Взрослым, родителям, в концепции семейного воспитания, не разрушить формирующееся «Я» подростка тотальным контролем, наоборот, укрепить его уважением, терпением и верой в способность найти баланс между автономией и связанностью. 

Список литературы

  1. «Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика» под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги
  2. Психологическая защита в подростковом возрасте : монография / под общ. ред. Т. В. Ануфриюк, К. О. Овсяник. — М. : РУСАЙНС, 2022 https://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=463985;
  3. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  4. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. — 2016. — № 2. — С. 31–38 https://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP022016/SZP-0311.htm
  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее