РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема интеграции профилактических мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в урочную деятельность общеобразовательной школы.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики [5]. Также существует необходимость усиления превентивного потенциала школы через предметное образование. Проблемная область научной статьи — несоответствие между общешкольными профилактическими программами и их реализацией на уроках. Учителя сталкиваются с дефицитом методического обеспечения, междисциплинарными конфликтами и временными ограничениями, что приводит к фрагментарному внедрению профилактики и снижению эффективности формирования правового самосознания у учащихся. Потенциал предметного обучения в этом контексте остается нереализованным.

Интеграция профилактики правонарушений несовершеннолетних в урок — это стратегия, преобразующая преподавание в воспитательное воздействие. Учитель становится не только источником знаний, но и посредником в формировании у учащихся этических ориентиров и навыков самоконтроля. Предметный контекст позволяет моделировать ситуации морального выбора и обсуждать социальные нормы, закрепляя позитивные поведенческие паттерны. Профилактика становится частью образовательного процесса, а не отдельным мероприятием.

Внедрение профилактических моделей в образовании требует учета возрастных особенностей обучающихся. Для младших школьников важно развивать базовые социальные навыки и ценности, а для подростков — критическое мышление и самостоятельность. Образовательная среда позволяет интегрировать профилактику в учебный процесс, обеспечивая непрерывное формирование антидевиантных установок.

В предупреждении правонарушений среди подростков применяются три основных подхода: социально-педагогический, психологический и комплексный. Первый акцентирует внимание на воспитательном воздействии и создании благоприятной среды для формирования социально одобряемого поведения. Второй фокусируется на коррекции психологических особенностей и развитии личностных качеств. Комплексный подход объединяет элементы обоих направлений для всестороннего воздействия на личность и её окружение.

Исторически роль педагога-предметника в профилактике девиантного поведения изменилась. Если раньше акцент делался на дисциплинарном контроле, то сейчас требуется комплексный подход, включающий формирование ценностных ориентаций у учащихся. В современных условиях педагоги должны обладать психолого-педагогической подготовкой для ранней диагностики рисков, создания благоприятной образовательной среды и интеграции профилактики в учебный процесс. Это позволяет формировать антидевиантные установки без отрыва от основной программы.

Внедрение профилактического компонента в образовательную деятельность, осуществляемую в рамках учебного процесса, сталкивается с рядом значительных препятствий. Одним из ключевых факторов, затрудняющих реализацию данного направления, является недостаточный уровень методической компетентности педагогических работников. Недостаток знаний и навыков у педагогов-предметников в области профилактики правонарушений мешает внедрению соответствующих элементов в учебный процесс. Дополнительным препятствием является перегруженность существующих учебных программ, которая оставляет мало пространства для включения новых тем и методик, не предусмотренных стандартным планом.

В научной литературе говорится о том, что подростковый возраст характеризуется особой поведенческой спецификой. Подростковый возраст недаром называют «трудным». Большинство преступлений и правонарушений, совершенных подростками, имеет возрастную мотивационную специфику: эти деяния совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам [1, с. 83]. Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа данного возрастного этапа [7, c.71]. Изучение механизмов воздействия вредных веществ на организм человека, а также анализ статистических данных о последствиях девиантного поведения, позволяют создать научно обоснованную базу для формирования устойчивых негативных установок против таких явлений.

Таким образом, включение этического и правового аспекта в предметы гуманитарного цикла, такие как литература и история, предоставляет естественный контекст для глубокого анализа моральных дилемм и правовых последствий различных действий персонажей. Изучение литературных произведений позволяет учащимся осмыслить мотивы поступков, их социальные и юридические последствия, формируя тем самым критическое мышление. Анализ исторических событий дает возможность рассмотреть эволюцию правовых норм и этических принципов, а также понять, как нарушения этих норм влияли на развитие общества.

Также применение метода case-study на уроках обществознания является эффективным инструментом для отработки навыков правовой оценки реальных ситуаций. Этот подход позволяет учащимся не только изучать законодательство, но и применять его к конкретным жизненным примерам, развивая способность к аргументированному анализу и принятию обоснованных решений. В процессе разбора кейсов формируется понимание механизмов защиты прав и свобод, а также ответственности за совершаемые действия.

Диалоговые форматы занятий в гуманитарных дисциплинах играют ключевую роль в формировании эмпатии, которая является важным фактором профилактики девиаций. Обсуждение различных точек зрения, анализ чужих переживаний и мотивов способствуют развитию эмоционального интеллекта и способности сопереживать. Это, в свою очередь, помогает учащимся лучше понимать последствия своих поступков для окружающих и формировать более ответственное поведение.

Интеграция профилактического компонента в урочную деятельность не ограничивается гуманитарными дисциплинами, а распространяется и на естественнонаучные предметы. На уроках биологии и химии возможно формирование антидевиантных установок путем акцентирования внимания на последствиях рискованного поведения. Это позволяет обучающимся осознать физиологические и социальные риски, связанные с употреблением психоактивных веществ или другими формами девиантного поведения.

Точные дисциплины, такие как математика, также обладают потенциалом для формирования антидевиантных установок. Разработка и решение математических задач с социальным контекстом, например, расчеты, связанные с экономическими последствиями правонарушений или статистический анализ данных о преступности, способствуют развитию навыков критической оценки. Это позволяет учащимся не только применять математические знания, но и осмысливать социальные проблемы, формируя более ответственное отношение к закону и общественным нормам.

Разработка сценариев уроков для профилактики правонарушений должна учитывать возраст учащихся и профиль рисков. Важно опираться на методические рекомендации и алгоритмы действий. В памятке Московского государственного психолого-педагогического университета «Риск нападения на образовательную организацию» представлены три группы критериев изменений в поведении детей, которые могут указывать на такой риск:

  1. Признаки изменений в поведении подростка;
  2. Личностные (мотивационные и индивидуально-психологические) характеристики обучающегося;
  3. Особенности социальной среды и окружения (семья, друзья, школьная среда, социальные сети).

Также указан алгоритм действий для классных руководителей, педагогов и специалистов в рамках профилактики правонарушений, включая межведомственный аспект. Это позволяет создавать целевые сценарии для предотвращения девиантного поведения.

Оценка эффективности интеграции профилактического компонента в учебный процесс осуществляется на основе ряда ключевых критериев, которые позволяют объективно измерить достигнутые результаты. Среди таких критериев можно выделить:

  • динамику поведенческих индикаторов учащихся, проявляющуюся в снижении количества конфликтных ситуаций;
  • проявлений девиантного поведения.

Значимым показателем также является уровень правовой компетентности несовершеннолетних, отражающий степень усвоения ими норм и правил социального взаимодействия. Кроме того, важным критерием является степень вовлеченности учащихся в учебный процесс, так как повышение интереса к обучению и активное участие в образовательной деятельности часто коррелируют с уменьшением рисков противоправного поведения.

Для проведения мониторинга результатов внедрения профилактических мероприятий можно использовать разнообразные методологические инструменты, обеспечивающие комплексный подход к сбору данных. Систематическое анкетирование учащихся и педагогических работников позволяет выявить изменения в их восприятии правовых норм и профилактической деятельности. Метод включенного наблюдения за поведением учащихся в рамках учебного процесса и во внеучебное время предоставляет ценную информацию о реальных поведенческих паттернах. Также анализ успеваемости и дисциплинарных показателей образовательной организации позволяет оценить косвенное влияние профилактических мероприятий на общую образовательную среду и поведенческие характеристики школьников.

Устранение разрыва между программами профилактики и их реализацией в учебном процессе важно для повышения эффективности формирования правосознания. Образовательный процесс обладает превентивным потенциалом, который не используется из-за методических недостатков и перегруженности программ. Интеграция воспитательного компонента через дифференцированные технологии, включая анализ моральных дилемм и решение социально-контекстных задач, является перспективной стратегией. Оценка эффективности должна включать мониторинг поведенческих индикаторов и уровня правовой компетентности. Комплексная интеграция и подготовка педагогов обеспечат формирование правосознания и профилактику девиантного поведения.

Список литературы

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М.: Наука, 2010. — 257 с.
  2. Гордиевских Е.А., Гребнева С.А., Зинина А.С. и др. Формирование правовой культуры и законопослушного поведения у обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью на занятиях с использованием дистанционных технологий. — Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППМСП «Ресурс», 2025. — 34 с.
  3. Катышева Е.Н. Формирование правосознания подростков средствами социально-гуманитарных дисциплин // Человек и образование. — 2009. — №4. — С. 71–74
  4. Керимов А.А. Роль системы образования в формировании правовой культуры молодежи: европейский опыт // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2022. — №4. — С. 227–231
  5. Следственный комитет России: более 14 тыс. подростков совершили преступления в 2025 году [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8139948 (дата обращения: 28.10.2025)
  6. Тарханова И.Ю. Новые подходы к организации профилактической работы в образовательной среде // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — №6. — С. 42–46
  7. Фальковская Л.П. Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата. — Москва: Министерство просвещения Российской Федерации, 2023. — 32 с.
  8. Хайриева С.Ю. Имитационные (игровые) методы обучения как средство формирования правовой культуры школьников // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». — 2021. — №4. — С. 115–117
  9. Шаранов Ю.А., Галкина Н.В. Опыт реализации индивидуально ориентированных восстановительных программ работы с несовершеннолетними правонарушителями с учётом специфики переживания ими вины // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2023. — №2. — С. 228–235
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее