ВЛИЯНИЕ ВОЛЕЙБОЛА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

ВЛИЯНИЕ ВОЛЕЙБОЛА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

Статья посвящена анализу влияния занятий волейболом на развитие коммуникативных навыков и умение работать в команде в контексте физической культуры. Рассматриваются теоретические основы, практические механизмы и примеры из исследований. Волейбол как командный вид спорта требует постоянного взаимодействия игроков, что способствует формированию навыков общения, развития координации действий и коллективного принятия решений. Актуальность темы обусловлена необходимостью роста навыков (soft skills) в современном образовании и спорте. По результатам анализа источников можно сказать, что регулярные занятия волейболом улучшают вербальную и невербальную коммуникацию, повышают ответственность и способствуют социализации. Статья предназначена для студентов, тренеров и специалистов в области физической культуры.

В современном мире физическая культура играет ключевую роль не только в поддержании здоровья, но и в формировании личностных качеств. Волейбол, как один из популярных командных видов спорта, оказывает значительное влияние на развитие коммуникативных навыков и умение работать в команде. Актуальность темы обусловлена растущей необходимостью навыков (soft skills) в профессиональной и социальной сферах. Согласно исследованиям, командные виды спорта способствуют улучшению взаимодействия, что особенно важно для молодежи [3]. Цель статьи- проанализировать механизмы влияния волейбола на эти навыки на основе теоретических и практических аспектов. Задачи: изучить список литературы; рассмотреть коммуникацию в волейболе и механизмы развития командной работы; дать рекомендации по тому, как в себе можно сформировать коммуникативные навыки и как же научиться работать в команде.

Коммуникация в волейболе представляет собой ключевой механизм, влияющий на развитие навыков взаимодействия. В исследованиях командных видов спорта отмечается, что психологические факторы, такие как эмоциональное общение, усиливают сплоченность группы [2, с. 120]. Особое внимание уделяется невербальной коммуникации, где жесты и мимика позволяют игрокам быстро координировать действия, развивая интуитивное понимание партнеров [4, с. 45]. Это подтверждается анализом роли вербального и невербального общения в управлении командой, где такой обмен информацией во время игры способствует формированию доверия и эмпатии среди участников [6, с. 114].

Механизмы развития командной работы в волейболе основаны на практических упражнениях и теоретических моделях. Подготовка волейболистов включает упражнения на синхронизацию, где каждый игрок учится адаптироваться к коллективным действиям, повышая ответственность [1, с. 150]. Командообразование представлено как процесс, включающий этапы от знакомства до единства, достигаемого через совместные тренировки [5, с. 64]. Распределение ролей в команде подчеркивается как фактор, где успех зависит от взаимозависимости, что развивает навыки лидерства и поддержки [3, с. 200].

Для формирования коммуникативных навыков в себе рекомендуется начинать с регулярных занятий волейболом, фокусируясь на обмене сигналами. Практиковать невербальные жесты, такие как указания на подачу или блок, помогает улучшить интуицию [4, с. 46]. Участвовать в тактических обсуждениях, выражая идеи вербально, укрепляет уверенность в общении [6, с. 115]. Анализировать матчи для наблюдения за профессиональной коммуникацией и применения ее в практике также способствует развитию этих навыков [2, с. 130].

Чтобы научиться работать в команде, следует использовать базовые упражнения на доверие, такие как парные передачи, постепенно переходя к командным играм [1, с. 160]. Устанавливать групповые цели и проводить анализ после тренировок для обсуждения ошибок рекомендуется для усиления сплоченности [5, с. 65]. Участие в турнирах через реальные вызовы помогает закрепить навыки командной работы [3, с. 210].

Таким образом, можно сказать, что волейбол через механизмы коммуникации и командообразования способствует гармоничному развитию личности в рамках физической культуры. Теоретические и практические аспекты подтверждают эффективность этого спорта в формировании социальных навыков, которые применимы в различных сферах жизни.

Список литературы

  1. Железняк, Ю.Д. Волейбол: теория и практика подготовки высококвалифицированных волейболистов / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский. – М.: Спорт, 2017. – 256 с.
  2. Барышникова, Е.В. Психология командных видов спорта: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – М.: Физическая культура, 2019. – 184 с.
  3. Фурманов, А.Г. Волейбол: учебник для вузов / А.Г. Фурманов, М.В. Болдырев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Спорт, 2020. – 368 с.
  4. Иванова О.А., Петров П.К. Невербальная коммуникация в спортивных играх (на примере волейбола) // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 11. – С. 44–47
  5. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Командообразование и сплоченность в волейболе // Спортивный психолог. – 2021. – № 3 (58). – С. 62–68
  6. Мартынов В.С. Роль вербального и невербального общения в управлении волейбольной командой // Научно-спортивный вестник Прикамья. – 2022. – № 4. – С. 112–117
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее