Топливно-энергетический комплекс является одной из ключевых стратегических отраслей экономики, определяющих устойчивое развитие промышленности, транспорта, социальной сферы и национальной безопасности. Деятельность в данной сфере отличает высокая степень ответственности, интенсивность труда, физические и психоэмоциональные нагрузки, сложные климатические условия и постоянная необходимость соблюдения технологической дисциплины. Эти факторы неизбежно создают предпосылки для развития профессионального выгорания сотрудников, что отражается на их продуктивности, мотивации и качестве принимаемых решений [3].
Профессиональная самореализация, в свою очередь, выступает ключевым ресурсом поддержания устойчивости специалиста к стрессовым воздействиям, влияя на его вовлеченность, удовлетворенность трудом и готовность к профессиональному развитию [6]. Важность изучения данных процессов возрастает в связи с общей тенденцией роста психологических рисков в энергоемких и технически сложных отраслях.
Несмотря на активное изучение профессионального выгорания в помогающих профессиях и сфере образования, исследования, посвященные сотрудникам ТЭК, остаются единичными. Это определяет научную и практическую значимость выявления взаимосвязей между выгоранием и профессиональной самореализацией данной категории работников.
Согласно данным аналитических центров ТЭК [3], в отрасли отмечается увеличение психоэмоциональных нагрузок из-за цифровизации, роста требований к безопасности и возрастающей интенсивности труда. Исследования последних лет [7] показывают, что от 34% до 56% работников энергетики имеют выраженные признаки эмоционального истощения. Российские данные подтверждают аналогичные тенденции: по исследованиям отраслевых психологических служб [1, 2], около 48% сотрудников демонстрируют риск формирования профессионального выгорания.
В то же время исследования самореализации работников ТЭК демонстрируют противоречивые результаты. Некоторые авторы отмечают высокие показатели профессиональной устойчивости сотрудников с техническим образованием [5], другие указывают на снижение смысложизненной мотивации у работников старше 40 лет [4].
Таким образом, необходим комплексный анализ взаимосвязи между профессиональным выгоранием и характеристиками профессиональной самореализации в рамках единого эмпирического исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь компонентов профессионального выгорания и уровней/типов профессиональной самореализации работников ТЭК.
Методы: опросник профессионального выгорания Маслач (MBI); опросник «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.П. Гаврилова).
Статистический анализ: критерий корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие 31 сотрудник ТЭК в возрасте от 23 до 51 года (средний возраст – 38 лет); у всех высшее образование, 23 человека состоят в браке, 8 не состоят; стаж работы в отрасли: меньше 5 лет – 3 чел. (10%); от 5 до 10 лет – 4 чел. (13%); от 11 до 20 лет – 20 чел. (64%) и более 20 лет – 4 чел. (13%). Выборка представлена преимущественно высококвалифицированными и опытными специалистами со стабильным семейным статусом, что важно учитывать при интерпретации уровня выгорания и самореализации.
Перейдем к анализу результатов психологической диагностики, которые представлены в таблицах 1-3.
Таблица 1.
Результаты диагностики по опроснику профессионального выгорания Маслач (в%)
|
Компоненты |
Значения |
||||
|
Крайне низкие |
Низкие |
Средние |
Высокие |
Крайне |
|
|
Эмоциональное истощение |
0 |
7 |
29 |
35 |
29 |
|
Деперсонализация |
0 |
29 |
29 |
35 |
7 |
|
Редукция личных достижений |
65 |
32 |
3 |
0 |
0 |
|
Психическое выгорание |
0 |
48 |
29 |
23 |
0 |
Диагностика показала, что у работников ТЭК выражены ключевые компоненты профессионального выгорания: эмоциональное истощение и деперсонализация, при этом практически вся выборка демонстрирует значительную редукцию личных достижений. С учетом характеристик выборки (средний стаж, возраст, специфика отрасли) результаты свидетельствуют о системной проблеме: сочетании организационных факторов труда и накопленного профессионального стресса.
Таблица 2.
Результаты диагностики по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.П.Гаврилова) (в%)

Для подавляющего большинства работников деятельность остается нормативно значимой, но не включается в сферу внутренней мотивации и личностной самоактуализации. Это подтверждает данные о сниженной мотивации и высокой редукции личных достижений, выявленные при диагностике профессионального выгорания.
Таблица 3.
Результаты диагностики по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.П.Гаврилова) (в%)
|
Успешная ПС |
Прогнозируемая успешная ПС |
Романтическая ПС |
Астеническая ПС |
Прогнозируемая ложная ПС |
Нерефлексируемая (мнимая) ПС |
Ложная ПС |
Формальное выполнение деятельности |
|
3 |
3 |
3 |
7 |
19 |
7 |
10 |
48 |
Преобладающий тип – формальное выполнение деятельности (48%), отражающий низкую мотивацию, отсутствие личностной включенности и дефицит профессиональной идентичности.
Конструктивные типы профессиональной самореализации представлены лишь у 9% работников, что указывает на недостаточный кадровый резерв для развития инновационной деятельности и управленческих компетенций.
Высокая доля деформированных типов (36%) подтверждает существование внутренних противоречий профессионального развития и уязвимость работников к профессиональному выгоранию.
Полученные результаты полностью согласуются с выявленными ранее проявлениями эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений, что позволяет говорить о комплексном снижении личностной и профессиональной вовлеченности работников ТЭК.
Таблица 4.
Результаты математической статистики (критерий Спирмена)
|
Профессиональная самореализация (ПС) |
|
Профессиональное выгорание |
|||
|
Деперсонализация |
Эмоциональное истощение |
Редукция личных достижений |
Профессиональное выгорание |
||
|
Целевой компонент |
R |
-0,242 |
-0,430* |
-0,284 |
-0,444* |
|
p |
0,189 |
0,016 |
0,121 |
0,012 |
|
|
Ресурсный компонент |
R |
-0,467** |
-0,532** |
-0,293 |
-0,560** |
|
p |
0,008 |
0,002 |
0,110 |
0,001 |
|
|
Феноменологический компонент |
R |
-0,414* |
-0,760** |
-0,371* |
-0,717** |
|
p |
0,020 |
,000 |
0,040 |
0,000 |
|
|
Уровень профессиональной самореализации |
R |
-0,455* |
-,712** |
-0,367* |
-0,712** |
|
p |
0,010 |
0,000 |
0,042 |
0,000 |
|
|
Успешная ПС |
R |
-0,455* |
-0,712** |
-0,367* |
-0,712** |
|
p |
0,010 |
0,000 |
0,042 |
0,000 |
|
|
Прогнозируемая успешная ПС |
R |
-0,470** |
-0,581** |
-0,360* |
-0,647** |
|
p |
0,008 |
0,001 |
0,047 |
0,000 |
|
|
Романтическая ПС |
R |
-0,242 |
-0,430* |
-0,284 |
-0,444* |
|
p |
0,189 |
0,016 |
0,121 |
0,012 |
|
|
Астеническая ПС |
R |
-0,402* |
-0,669** |
-0,389* |
-0,676** |
|
p |
0,025 |
0,000 |
0,031 |
0,000 |
|
|
Прогнозируемая ложная ПС |
R |
-0,511** |
-0,748** |
-0,384* |
-0,749** |
|
p |
0,003 |
0,000 |
0,033 |
0,000 |
|
|
Нерефлексируемая (мнимая) ПС |
R |
-0,467** |
-0,532** |
-0,293 |
-0,560** |
|
p |
0,008 |
0,002 |
0,110 |
0,001 |
|
|
Ложная ПС |
R |
-0,414* |
-0,760** |
-0,371* |
-0,717** |
|
p |
0,020 |
0,000 |
0,040 |
0,000 |
|
|
Формальное выполнение деятельности |
R |
-0,455* |
-0,712** |
-0,367* |
-0,712** |
|
p |
0,010 |
0,000 |
0,042 |
0,000 |
|
Проведенный корреляционный анализ выявил устойчивые отрицательные связи между показателями профессиональной самореализации (ПС) и компонентами профессионального выгорания. Рассмотрим ключевые закономерности.
Во всех анализируемых моделях коэффициент корреляции (R) принимает отрицательные значения, что свидетельствует: о снижении риска профессионального выгорания при росте уровня профессиональной самореализации; об усилении симптомов выгорания при дефиците самореализации.
Статистическая значимость (показатель p) во многих случаях достигает уровня p < 0,01 и даже p < 0,001, что подтверждает надежность выявленных зависимостей.
Наиболее сильные отрицательные корреляции наблюдаются между эмоциональным истощением и: уровнем профессиональной самореализации (R=−0,712, p=0,000); прогностически ложной ПС (R=−0,748, p=0,000); астенической ПС (R=−0,669, p=0,000). Это означает, что чем выше осознанная, подлинная самореализация, тем меньше эмоциональная опустошенность. Напротив, мнимая или ложная самореализация сопряжена с высоким риском истощения.
Значимые связи выявлены по шкале деперсонализация с: феноменологическим компонентом ПС (R=−0,760, p=0,000); прогностически успешной ПС (R=−0,581, p=0,001); ресурсным компонентом (R=−0,532, p=0,002). Подлинная ПС, опирающаяся на внутренние ресурсы и осмысленность деятельности, снижает тенденцию к циничному отношению к работе.
Связи менее выражены, но статистически значимы между показателями по шкале редукция личных достижений с: уровнем ПС (R=−0,367, p=0,042); прогностически ложной ПС (R=−0,384, p=0,033). Это указывает на то, что подлинная самореализация укрепляет веру в собственную компетентность, тогда как иллюзорная – подрывает ее.
Подлинная ПС (целевой, ресурсный, феноменологический компоненты) демонстрирует сильные отрицательные корреляции со всеми аспектами выгорания (R от −0,414 до −0,760). Это подтверждает, что осознанная, ценностно-ориентированная деятельность служит буфером против выгорания.
Ложная/мнимая ПС (прогностически ложная, нерефлексируемая, формальное выполнение деятельности) также коррелирует с выгоранием, но механизм иной: здесь выгорание выступает следствием иллюзорной самореализации. Человек имитирует вовлеченность, но внутренне отчужден, что ускоряет истощение.
Астеническая ПС (R до −0,676) отражает ситуацию, когда самореализация достигается через перенапряжение. Это создает парадокс: внешне деятельность выглядит успешной, но внутренне ведет к выгоранию.
Выводы:
- У работников ТЭК наблюдаются высокие показатели профессионального выгорания, особенно по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации.
- В структуре профессиональной самореализации преобладают неэффективные типы – формальная, ложная, мнимая и астеническая ПС.
- Отрицательная направленность связей подтверждает гипотезу: профессиональная самореализация выступает защитным фактором против выгорания. Чем выше осознанность, ресурсная обеспеченность и смысловая наполненность труда, тем ниже риск деперсонализации, истощения и редукции достижений.
- Дифференциация типов ПС имеет ключевое значение. Подлинная самореализация снижает выгорание, тогда как ложная или астеническая – провоцирует его. Это требует учета качества ПС, а не только ее уровня.
- Наиболее уязвимые компоненты – эмоциональное истощение и деперсонализация. Они сильнее всего связаны с дефицитом осмысленной самореализации.
- Таким образом, исследование демонстрирует, что профессиональная самореализация – не просто индикатор успешности, но и критический фактор психологического благополучия в профессии.
Список литературы
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.
- Зеер Э. Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова // Научный диалог. – 2017. – № 12. – С. 419–435
- Каратаева А. С., Муфазалов А. Ф. Профессиональное выгорание у работников нефтегазовой отрасли: причины, последствия, профилактика и роль стрессоустойчивости [Электронный ресурс] // Вестник науки. 2025. №6 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vygoranie-u-rabotnikov-neftegazovoy-otrasli-prichiny-posledstviya-profilaktika-i-rol-stressoustoychivosti (дата обращения: 04.12.2025)
- Куркина Ю. А. Взаимосвязь особенностей личности и профессионального выгорания [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13691-vzaimosvyaz-osobennostej-lichnosti-i-professionalnogo-vygoraniya
- Лукина В.С., Бурлакова А.Р. Взаимосвязь профессионального выгорания и локуса контроля // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2018. – № 4(12). – С. 91–95
- Печеркина А. А., Катькало К. Д. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-samorealizatsiya-analiz-issledovaniy-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-avtorov (дата обращения: 04.12.2025)
- Худалова М.З., Гагиев А.Г., Лалетина А.М. Синдром эмоционального выгорания у представителей разных профессий // Russian Journal of Education and Psychology. – 2022. – Т. 13, № 6. – С. 168–180


