ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РАБОТНИКОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РАБОТНИКОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

Статья посвящена исследованию взаимосвязи профессионального выгорания и профессиональной самореализации работников топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – отрасли, характеризующейся высокими физическими и психоэмоциональными нагрузками, технологическими рисками и повышенными требованиями к ответственности персонала. Цель работы заключалась в выявлении связи между компонентами выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений) и структурой профессиональной самореализации сотрудников. В исследовании приняли участие 31 работник ТЭК, для диагностики использовались опросник профессионального выгорания Маслач (MBI) и методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е. П. Гавриловой. Результаты показали, что у большинства респондентов выражены высокие показатели эмоционального истощения и деперсонализации при низких значениях редукции личных достижений и преобладание неэффективных типов самореализации (формальная, ложная, астеническая). Корреляционный анализ выявил значимые отрицательные связи между компонентами профессиональной самореализации (целевым, ресурсным, феноменологическим) и уровнями профессионального выгорания. Наиболее сильные взаимосвязи обнаружены между эмоциональным истощением и феноменологическим компонентом, а также между выгоранием в целом и уровнем успешной самореализации. Полученные результаты подчеркивают необходимость разработки программ профилактики выгорания и формирования условий, способствующих развитию профессиональной самореализации в топливно-энергетическом комплексе.

Топливно-энергетический комплекс является одной из ключевых стратегических отраслей экономики, определяющих устойчивое развитие промышленности, транспорта, социальной сферы и национальной безопасности. Деятельность в данной сфере отличает высокая степень ответственности, интенсивность труда, физические и психоэмоциональные нагрузки, сложные климатические условия и постоянная необходимость соблюдения технологической дисциплины. Эти факторы неизбежно создают предпосылки для развития профессионального выгорания сотрудников, что отражается на их продуктивности, мотивации и качестве принимаемых решений [3].

Профессиональная самореализация, в свою очередь, выступает ключевым ресурсом поддержания устойчивости специалиста к стрессовым воздействиям, влияя на его вовлеченность, удовлетворенность трудом и готовность к профессиональному развитию [6]. Важность изучения данных процессов возрастает в связи с общей тенденцией роста психологических рисков в энергоемких и технически сложных отраслях.

Несмотря на активное изучение профессионального выгорания в помогающих профессиях и сфере образования, исследования, посвященные сотрудникам ТЭК, остаются единичными. Это определяет научную и практическую значимость выявления взаимосвязей между выгоранием и профессиональной самореализацией данной категории работников.

Согласно данным аналитических центров ТЭК [3], в отрасли отмечается увеличение психоэмоциональных нагрузок из-за цифровизации, роста требований к безопасности и возрастающей интенсивности труда. Исследования последних лет [7] показывают, что от 34% до 56% работников энергетики имеют выраженные признаки эмоционального истощения. Российские данные подтверждают аналогичные тенденции: по исследованиям отраслевых психологических служб [1, 2], около 48% сотрудников демонстрируют риск формирования профессионального выгорания.

В то же время исследования самореализации работников ТЭК демонстрируют противоречивые результаты. Некоторые авторы отмечают высокие показатели профессиональной устойчивости сотрудников с техническим образованием [5], другие указывают на снижение смысложизненной мотивации у работников старше 40 лет [4].

Таким образом, необходим комплексный анализ взаимосвязи между профессиональным выгоранием и характеристиками профессиональной самореализации в рамках единого эмпирического исследования.

Цель исследования: выявить взаимосвязь компонентов профессионального выгорания и уровней/типов профессиональной самореализации работников ТЭК.

Методы: опросник профессионального выгорания Маслач (MBI); опросник «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.П. Гаврилова).

Статистический анализ: критерий корреляции Спирмена.

В исследовании приняли участие 31 сотрудник ТЭК в возрасте от 23 до 51 года (средний возраст – 38 лет); у всех высшее образование, 23 человека состоят в браке, 8 не состоят; стаж работы в отрасли: меньше 5 лет – 3 чел. (10%); от 5 до 10 лет – 4 чел. (13%); от 11 до 20 лет – 20 чел. (64%) и более 20 лет – 4 чел. (13%). Выборка представлена преимущественно высококвалифицированными и опытными специалистами со стабильным семейным статусом, что важно учитывать при интерпретации уровня выгорания и самореализации.

Перейдем к анализу результатов психологической диагностики, которые представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1.

Результаты диагностики по опроснику профессионального выгорания Маслач (в%)

Компоненты

Значения

Крайне низкие

Низкие

Средние

Высокие

Крайне

Эмоциональное истощение

0

7

29

35

29

Деперсонализация

0

29

29

35

7

Редукция личных достижений

65

32

3

0

0

Психическое выгорание

0

48

29

23

0

 

Диагностика показала, что у работников ТЭК выражены ключевые компоненты профессионального выгорания: эмоциональное истощение и деперсонализация, при этом практически вся выборка демонстрирует значительную редукцию личных достижений. С учетом характеристик выборки (средний стаж, возраст, специфика отрасли) результаты свидетельствуют о системной проблеме: сочетании организационных факторов труда и накопленного профессионального стресса.

Таблица 2.

Результаты диагностики по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.П.Гаврилова) (в%)

Для подавляющего большинства работников деятельность остается нормативно значимой, но не включается в сферу внутренней мотивации и личностной самоактуализации. Это подтверждает данные о сниженной мотивации и высокой редукции личных достижений, выявленные при диагностике профессионального выгорания.

Таблица 3.

Результаты диагностики по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.П.Гаврилова) (в%)

Успешная ПС

Прогнозируемая успешная ПС

Романтическая ПС

Астеническая ПС

Прогнозируемая ложная ПС

Нерефлексируемая (мнимая) ПС

Ложная ПС

Формальное выполнение деятельности

3

3

3

7

19

7

10

48

 

Преобладающий тип – формальное выполнение деятельности (48%), отражающий низкую мотивацию, отсутствие личностной включенности и дефицит профессиональной идентичности.

Конструктивные типы профессиональной самореализации представлены лишь у 9% работников, что указывает на недостаточный кадровый резерв для развития инновационной деятельности и управленческих компетенций.

Высокая доля деформированных типов (36%) подтверждает существование внутренних противоречий профессионального развития и уязвимость работников к профессиональному выгоранию.

Полученные результаты полностью согласуются с выявленными ранее проявлениями эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений, что позволяет говорить о комплексном снижении личностной и профессиональной вовлеченности работников ТЭК.

Таблица 4.

Результаты математической статистики (критерий Спирмена)

Профессиональная самореализация (ПС)

 

Профессиональное выгорание

Деперсонализация

Эмоциональное истощение

Редукция личных достижений

Профессиональное выгорание

Целевой компонент

R

-0,242

-0,430*

-0,284

-0,444*

p

0,189

0,016

0,121

0,012

Ресурсный компонент

R

-0,467**

-0,532**

-0,293

-0,560**

p

0,008

0,002

0,110

0,001

Феноменологический компонент

R

-0,414*

-0,760**

-0,371*

-0,717**

p

0,020

,000

0,040

0,000

Уровень профессиональной самореализации

R

-0,455*

-,712**

-0,367*

-0,712**

p

0,010

0,000

0,042

0,000

Успешная ПС

R

-0,455*

-0,712**

-0,367*

-0,712**

p

0,010

0,000

0,042

0,000

Прогнозируемая успешная ПС

R

-0,470**

-0,581**

-0,360*

-0,647**

p

0,008

0,001

0,047

0,000

Романтическая ПС

R

-0,242

-0,430*

-0,284

-0,444*

p

0,189

0,016

0,121

0,012

Астеническая ПС

R

-0,402*

-0,669**

-0,389*

-0,676**

p

0,025

0,000

0,031

0,000

Прогнозируемая ложная ПС

R

-0,511**

-0,748**

-0,384*

-0,749**

p

0,003

0,000

0,033

0,000

Нерефлексируемая (мнимая) ПС

R

-0,467**

-0,532**

-0,293

-0,560**

p

0,008

0,002

0,110

0,001

Ложная ПС

R

-0,414*

-0,760**

-0,371*

-0,717**

p

0,020

0,000

0,040

0,000

Формальное выполнение деятельности

R

-0,455*

-0,712**

-0,367*

-0,712**

p

0,010

0,000

0,042

0,000

 

Проведенный корреляционный анализ выявил устойчивые отрицательные связи между показателями профессиональной самореализации (ПС) и компонентами профессионального выгорания. Рассмотрим ключевые закономерности.

Во всех анализируемых моделях коэффициент корреляции (R) принимает отрицательные значения, что свидетельствует: о снижении риска профессионального выгорания при росте уровня профессиональной самореализации; об усилении симптомов выгорания при дефиците самореализации.

Статистическая значимость (показатель p) во многих случаях достигает уровня p < 0,01 и даже p < 0,001, что подтверждает надежность выявленных зависимостей.

Наиболее сильные отрицательные корреляции наблюдаются между эмоциональным истощением и: уровнем профессиональной самореализации (R=−0,712, p=0,000); прогностически ложной ПС (R=−0,748, p=0,000); астенической ПС (R=−0,669, p=0,000). Это означает, что чем выше осознанная, подлинная самореализация, тем меньше эмоциональная опустошенность. Напротив, мнимая или ложная самореализация сопряжена с высоким риском истощения.

Значимые связи выявлены по шкале деперсонализация с: феноменологическим компонентом ПС (R=−0,760, p=0,000); прогностически успешной ПС (R=−0,581, p=0,001); ресурсным компонентом (R=−0,532, p=0,002). Подлинная ПС, опирающаяся на внутренние ресурсы и осмысленность деятельности, снижает тенденцию к циничному отношению к работе.

Связи менее выражены, но статистически значимы между показателями по шкале редукция личных достижений с: уровнем ПС (R=−0,367, p=0,042); прогностически ложной ПС (R=−0,384, p=0,033). Это указывает на то, что подлинная самореализация укрепляет веру в собственную компетентность, тогда как иллюзорная – подрывает ее.

Подлинная ПС (целевой, ресурсный, феноменологический компоненты) демонстрирует сильные отрицательные корреляции со всеми аспектами выгорания (R от −0,414 до −0,760). Это подтверждает, что осознанная, ценностно-ориентированная деятельность служит буфером против выгорания.

Ложная/мнимая ПС (прогностически ложная, нерефлексируемая, формальное выполнение деятельности) также коррелирует с выгоранием, но механизм иной: здесь выгорание выступает следствием иллюзорной самореализации. Человек имитирует вовлеченность, но внутренне отчужден, что ускоряет истощение.

Астеническая ПС (R до −0,676) отражает ситуацию, когда самореализация достигается через перенапряжение. Это создает парадокс: внешне деятельность выглядит успешной, но внутренне ведет к выгоранию.

Выводы:

  1. У работников ТЭК наблюдаются высокие показатели профессионального выгорания, особенно по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации.
  2. В структуре профессиональной самореализации преобладают неэффективные типы – формальная, ложная, мнимая и астеническая ПС.
  3. Отрицательная направленность связей подтверждает гипотезу: профессиональная самореализация выступает защитным фактором против выгорания. Чем выше осознанность, ресурсная обеспеченность и смысловая наполненность труда, тем ниже риск деперсонализации, истощения и редукции достижений.
  4. Дифференциация типов ПС имеет ключевое значение. Подлинная самореализация снижает выгорание, тогда как ложная или астеническая – провоцирует его. Это требует учета качества ПС, а не только ее уровня.
  5. Наиболее уязвимые компоненты – эмоциональное истощение и деперсонализация. Они сильнее всего связаны с дефицитом осмысленной самореализации.
  6. Таким образом, исследование демонстрирует, что профессиональная самореализация – не просто индикатор успешности, но и критический фактор психологического благополучия в профессии.

Список литературы

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.
  2. Зеер Э. Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова // Научный диалог. – 2017. – № 12. – С. 419–435
  3. Каратаева А. С., Муфазалов А. Ф. Профессиональное выгорание у работников нефтегазовой отрасли: причины, последствия, профилактика и роль стрессоустойчивости [Электронный ресурс] // Вестник науки. 2025. №6 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vygoranie-u-rabotnikov-neftegazovoy-otrasli-prichiny-posledstviya-profilaktika-i-rol-stressoustoychivosti (дата обращения: 04.12.2025)
  4. Куркина Ю. А. Взаимосвязь особенностей личности и профессионального выгорания [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13691-vzaimosvyaz-osobennostej-lichnosti-i-professionalnogo-vygoraniya
  5. Лукина В.С., Бурлакова А.Р. Взаимосвязь профессионального выгорания и локуса контроля // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2018. – № 4(12). – С. 91–95
  6. Печеркина А. А., Катькало К. Д. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-samorealizatsiya-analiz-issledovaniy-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-avtorov (дата обращения: 04.12.2025)
  7. Худалова М.З., Гагиев А.Г., Лалетина А.М. Синдром эмоционального выгорания у представителей разных профессий // Russian Journal of Education and Psychology. – 2022. – Т. 13, № 6. – С. 168–180
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее