Понятие мотива занимает одно из центральных мест в психологических построениях и концепциях. Мотив реализует побуждение, задает направленность человеческой деятельности. В классической теории деятельности мотив определяется как предмет потребности. Этот предмет становится реальным побудителем, который к тому же направляет активность субъекта и участвует в процессах смыслообразования.
Латинский глагол «movere» означает побуждать или толкать. Несмотря на то, что проблематика мотивации разносторонне, в том числе практико-ориентированно, разрабатывается в современной отечественной науке [1-6 и другие] в психологии отсутствует единство взглядов на эту категорию. Еще А.Н. Леонтьев отмечал терминологическую неразбериху, сравнивал понятие мотива с большим мешком в который складывают самые разные содержания, а общим (и бесспорным) остается лишь исходное (побуждающее) значение этого термина [7]. Дискуссии касаются функций мотива, его психологической принадлежности. и методов эмпирического изучения.
Мотив выполняет несколько важных психологических функций.
Первая функция связана с побуждением к активности. Это запуск и энергетическое обеспечение деятельности. Однако важно разделять потенциальное и реализованное побуждение. В психике человека существует множество устремлений, они не всегда переводятся в конкретные действия. Потенциальная избирательная устремленность имеет психологическое выражение и проявляется в системе переживаний, в. структуре сознания личности. Реализованное побуждение приводит к фактической деятельности. которая может и должна быть исследована. Стоит помнить важный тезис - мотив принадлежит не деятельности, а личности. Именно личность выбирает мотив для последующей реализации.
Вторая функция мотива заключается в направлении деятельности. Мотив управляет активностью и приводит к осознанному результату. Согласно схеме А.Н. Леонтьева, мотив является предметом начавшейся деятельности, одновременно он остается предметом исходной потребности [7]. Это психологическое отождествление представляется нам дискуссионным.
Мотив отвечает на вопрос о том, что нужно человеку. Никакая деятельность не начнется без мотива, но предметом деятельности выступает сложная система, динамичный комплекс целей действий и операций. Данный комплекс отвечает на другой вопрос: он раскрывает, что именно и зачем (во имя чего) делается человеком для реализации мотива. Данную позицию отстаивают авторы статьи [8]. Деятельность направляется не только мотивом, но иерархичной системой конкретных целей. Мотив выражается в целях, которые в итоге реализуют удовлетворение насущной потребности.
Третья функция является смыслообразующей. Она выводит понятие мотива на собственно личностный уровень. Субъективный смысл отвечает на вопрос о личной значимости. Он раскрывает, зачем человеку нужен данный мотив. По мнению А.Н. Леонтьева, смысл рождается в деятельности [7], возникает из отношения мотива к осознанной цели, но это лишь смысл отдельного действия. В реальности смыслы пронизывают всю психику, «вычерпываются» субъектом из системы жизненных отношений. Смысл присутствует в потребности и в цели, он есть в действии и в целостной деятельности.
Смыслы рождаются во взаимодействии с обществом, их источник — весь объективный и субъективный мир, смыслы перестраивают сознание и психику. А.Н. Леонтьев делал важное замечание: у человека в голове нет мотива как такового, спросить о мотиве — значит спросить о смысле. Смыслообразующая функция становится решающей в развитой психике: без ответа на вопрос «зачем» деятельность не начнется.
Мотив — это всегда внутренний феномен, он индивидуально преломляется в психике субъекта. Мотив не является внешним объективным стимулом, поэтому важна субъективная трансформация, психологическая интерпретация реального побудителя [8].
Ключевое значение имеет личностный смысл. Американский психолог К.Д. Келли писал, что человек — это существо, ориентированное на смысл [9].
В психике существует множество разнообразных смыслов. Они образуют особую смысловую сферу личности, котрая имеет иерархическую организацию. Субъективные смыслы — проявление духовности человека. В реальной психике мотив и смысл находятся в единстве [8], они образуют некие потребностно-смысловые конструкты.
Такие конструкты или психические «образования» складываются в течение всей жизни, формируются во внешней и внутренней активности человека. Именно эти целостные образования реализуют ключевые функции, относимые к мотивам, осуществляют побуждение и управление деятельностью, участвуют в субъективном смыслообразовании, без которого деятельность просто не начнется. Эти конструкты организуют поведение и сознание человека.
Классификация мотивов сталкивается с серьезными трудностями. Распространен подход, основанный на видах потребностей –мотивы якобы выражают исходные потребности. А.Н. Леонтьев придерживался крайней позиции, считал, что о потребности нельзя сказать иначе, чем на языке мотивов [7]. Однако, проявления и содержание потребности не сводятся только к мотиву, мотив не содержит в себе страдательного, переживаемого потребностного состояния. Деление мотивов по потребностям часто упрощает картину, так как одна потребность может реализоваться через множество мотивов. Например, познавательная потребность очень многогранна, её мотивацию невозможно свести к очевидному, к простому стремлению человека к познанию для. Всю иную мотивацию принято считать посторонней или внешней по отношению к учению, но это может быть стремление к избеганию неудач, социальное подражание или одобрение, стремление к лидерству. к самоизменению; сюда же относится реализация морального чувства долга.
По нашим представлениям, для психологии вообще не существует внешних мотивов (заданных психологом). Все мотивы принадлежат конкретному человеку как живому субъекту. Следовательно, они являются исконно внутренними или субъективными. Выявление этих подлинно реализуемых мотивов – это непростая психологическая задача. Она требует анализа базовой категории субъективного смысла. Мотив дан человеку на языке смыслов.и не сводится только к языку потребностей.
Мотивы можно классифицировать по форме отражения предмета. Это может быть чувственный образ воспринимаемого предмета. Также это может быть образ памяти или мечты. Мотивом становятся плоды размышлений и воображения, ими выступают морально-нравственные категории, высокие нравственные идеи и сложившиеся убеждения. Мотивом являются принятые ценности и сильные желания. В этом смысле в психике нет мотива как отдельного органа. Существует система мотивирующих конструктов, их функции реализуются целостной психикой.
Другой критерий — уровень обобщения мотивов, которые подразделяются на широкие и узкие. По времени действия выделяют кратковременные и долговременные мотивы. Понятия широты и времени являются относительными. Они не поддаются точному измерению.
Важно учитывать полимотивированность всякой реальной деятельности, которая всегда подчинена нескольким мотивам одновременно. Происходит распределение (расщепление) функций между ними. Узкие и кратковременные мотивы выполняют роль побудителей. Широкие и долговременные мотивы осуществляют функцию смыслообразования, кратковременные и узкие -- реально побуждают. К примеру, человек выполняет работу по принуждению, при этом субъективный смысл своей работы он видит в будущем, в изменении существующей и дискомфортной ситуации.
Важное психологическое значение имеет участие сознания в процессах мотивации. Мотивы делятся на осознанные и неосознанные. Процесс осознания связан с выделением устойчивого смысла. Осознанные мотивы являются смыслообразующими, побуждение же может исходить из неосознанной мотивации, поэтому выделяют «понимаемые» и «реально действенные» мотивы. Понимаемый мотив задает социально одобряемый смысл, реально действующий смысл часто скрыт в глубинах психики. Школьник, например, может правильно называть значение получаемых знаний, но реально он учится ради более мелких повседневных смыслов. Со временем понимаемый мотив может стать реально действующим. Расщепленные мотивы часто вступают в противоречие. Осознание и снятие этих противоречий — этап важный этап развития человека. Это важный шаг в формировании мотивационной сферы.
Борьба мотивов — частый психологический феномен. Её осознание и принятие становится сложной психологической, духовной задачей. На практике человеку необходима и задана вся пестрая палитра мотивов, они создают динамичную, иерархическую индивидуальную мотивацию.
В этой палитре задействована многомерная иерархия смыслов: от прагматических побудителей. до смыслообразующих мотивов. Фактические функции мотивов и потребностей выходят далеко за рамки простого энергетического побуждения.
Выводы
Понятие мотива остается сложным и дискуссионным в психологии. Его классическое определение как предмета потребности является фундаментальным, однако оно требует уточнения, расширения.
Мотив выполняет три взаимосвязанные функции. Побудительная функция обеспечивает запуск деятельности. Она существует в двух формах: потенциальной и реализованной. Направляющая функция управляет активностью через систему целей, в которых мотив выражается. Смыслообразующая функция является психологически наиболее важной. Она связывает мотив с всеми личностными смыслами субъекта. Именно смысл превращает внешний предмет во внутренний побудитель.
Все функции мотива реализуются не изолированно. Они воплощаются через целостные потребностно-смысловые конструкты. Эти конструкты формируются на протяжении жизни человека.
Классификация мотивов сталкивается с непростыми проблемами. Деление по видам потребностей является явно упрощением. Одна потребность порождает множество конкретных мотивов. Разделение на внешние и внутренние мотивы также условно. С точки зрения субъекта все мотивы являются внутренними. Более продуктивны иные критерии классификации. Это уровень обобщения и длительность действия мотива, формы его психического отражения. Принципиально важно участие сознания и самосознания в мотивационном процессе.
Реальная деятельность всегда полимотивирована. В ней сочетаются разные типы мотивов. Узкие мотивы обеспечивают конкретное побуждение, а широкие мотивы придают деятельности глубинный смысл. Борьба и согласование мотивов составляют основу личностного развития.
Мотивационная сфера имеет сложную иерархическую организацию, которая тесно связана со всей смысловой сферой личности. Дальнейшие исследования должны учитывать эту целостность: изучать не абстрактные мотивы, а живые мотивационные конструкты, которые задают уникальное направление активности личности, реализуют самостоятельное отношение человека к миру, содержат в себе многоликий смысл бытия.
Список литературы
- Коренева, Н. А. Мотивация как процесс выбора партнера / Н. А. Коренева, Т. Н. Разуваева // International Journal of Medicine and Psychology. – 2025. – Т. 8, № 6. – С. 279-283. – EDN QYSNSA.
- Самосват, О. И. Мотив одобрения - ведущий мотив коммуникативной активности подростков в социальных сетях / О. И. Самосват // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: Материалы международной научно-практической конференции, Белгород, 19–20 ноября 2015 года / Ответственный редактор Ю.А. Зубок. – Белгород: ООО "ПТ", 2015. – С. 174-180. – EDN VAZQST.
- Соловьев, В. Е. Мотивационно-потребностная сфера коррупционера / В. Е. Соловьев // International Journal of Medicine and Psychology. – 2025. – Т. 8, № 4. – С. 217-223. – EDN AQEEGL.
- Сосновский, Б. А. Функциональная модель психики / Б. А. Сосновский, Е. А. Лебедева // Проблемы современного педагогического образования. – 2025. – № 87-1. – С. 395-398. – EDN QPJHYV.
- Сухарев, И. А. Мотивационно-потребностные предикторы виктимизации подростков в буллинге / И. А. Сухарев // Инновационные технологии в комплексной абилитации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью: проблемы и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции, Владимир, 31 мая 2024 года. – Владимир: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых", 2024. – С. 151-159. – EDN ARNBUL.
- Труфанов, Н. И. Проблемы мотивации профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов в условиях образовательного процесса / Н. И. Труфанов, Н. А. Труфанова // Прикладная юридическая психология. – 2024. – № 2(67). – С. 109-120. – DOI 10.33463/2072-8336.2024.2(67).109-120. – EDN TGBNNZ.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
- Сосновский, Б. А. (1993). Мотив и смысл. Б. А. Сосновский. Москва: Прометей. 198 с.
- Келли Дж.А. Теория личности. Психология личных конструктов» — СПб.: Речь, 2000 — 248 с.


