ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Организация труда

Просмотры

42

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

Подход Парето (правило 80/20) заключается в том, что 80% результата достигается за счёт 20% усилий.

Согласно теории Парето, в любом деле можно определить минимум самых важных действий, и именно они приведут к успеху. Остальное будет малоэффективно или неоправданно — отнимет время и ресурсы, но не даст желаемого результата.

Применение подхода Парето (правило 80/20) к системе наставничества в учреждениях по обеспечению общественного порядка и безопасности может быть весьма эффективным для оптимизации ресурсов и повышения уровня удовлетворенности сотрудников. Рассмотрим, как этот принцип может быть использован в контексте благополучия наставников и наставляемых.

Оценка эффективности системы наставничества в правоохранительных органах является важнейшим аспектом, позволяющим не только определить уровень реализации программ наставничества, но и выявить ключевые факторы успеха и проблемные зоны, требующие корректировки. Анализ опыта российских и зарубежных правоохранительных структур показывает, что подходы к оценке эффективности наставничества значительно варьируются в зависимости от организационных особенностей, культурных традиций и технологического уровня [2]. В данном разделе рассматриваются показатели эффективности системы наставничества.

За показатель эффективности системы наставничества в учреждениях по обеспечению общественного порядка и безопасности может быть взята степень удовлетворенности участников процесса наставничества (как наставников, так и наставляемых).

Формула расчета степени удовлетворенности участников процесса наставничества.

 

Базовая формула

где:

U - общий уровень удовлетворенности, %

Ui​ - уровень удовлетворенности i-той группы участников

Ki​ - весовой коэффициент i-той группы

n - количество групп участников

 

Группы участников и их коэффициенты

  1. Наставники (K1​ = 0.4)
  2. Наставляемые (K2​ = 0.4)
  3. Работодатель (K3​ = 0.2)

 

Расширенная формула с учетом критериев оценки

где:

  • Cij​ - оценка j-того критерия для i-той группы
  • Wij​ - вес j-того критерия для i-той группы
  • m - количество критериев оценки

 

Основные критерии оценки удовлетворенности

Для наставников:

  • Эффективность передачи знаний (W11​ = 0.3)
  • Организационная поддержка (W12​ = 0.2)
  • Мотивация и стимулирование (W13​ = 0.2)
  • Временные затраты (W14​ = 0.15)
  • Психологический комфорт (W15​ = 0.15)

 

Для наставляемых:

  • Качество обучения (W21​ = 0.3)
  • Доступность наставника (W22​ = 0.25)
  • Практическая польза (W23​ = 0.2)
  • Психологическая поддержка (W24​ = 0.15)
  • Скорость адаптации (W25​ = 0.1)

 

Для работодателя:

  • Эффективность процесса (W31​ = 0.4)
  • Экономическая выгода (W32​ = 0.3)
  • Снижение текучести кадров (W33​ = 0.2)
  • Качество подготовки (W34​ = 0.1)

 

Методика расчета

1. Сбор данных:

  • Анкетирование участников
  • Интервью
  • Анализ обратной связи
  • Оценка по 5-балльной шкале

 

2. Расчет по группам:

3. Общий расчет:

 

Интерпретация результатов

  • Высокий уровень: 80-100%
  • Средний уровень: 60-79%
  • Низкий уровень: 40-59%
  • Критический уровень: ниже 40%

 

Практические рекомендации

Периодичность оценки:

  • Ежеквартально
  • По завершении периода наставничества
  • При изменении программы наставничества

 

Методы сбора данных:

  • Опросы удовлетворенности
  • Фокус-группы
  • Индивидуальные интервью
  • Анализ KPI

 

Корректирующие действия:

  • При уровне ниже 60% - детальный анализ причин
  • При уровне ниже 40% - пересмотр программы наставничества
  • При уровне выше 80% – программа наставничества признается успешной

 

Для оценки эффективности системы наставничества используется  подход, учитывающий мнения всех участников процесса. В основе лежит расчет общего уровня удовлетворенности, который формируется из оценок трех основных групп: наставников, наставляемых и работодателя [4].

При расчете учитывается, что мнение наставников и наставляемых имеет наибольший вес – по 40% каждый, в то время как оценка работодателя составляет 20%. Такой подход позволяет наиболее полно отразить все аспекты процесса наставничества.

Для каждой группы определены ключевые критерии оценки, имеющие различный вес в общей оценке. Наставники оценивают эффективность передачи знаний (30% веса), организационную поддержку (20%), мотивацию и стимулирование (20%), временные затраты и психологический комфорт (по 15%).

Наставляемые оценивают качество обучения (30%), доступность наставника (25%), практическую пользу (20%), психологическую поддержку (15%) и скорость адаптации (10%).

Работодатель оценивает общую эффективность процесса (40%), экономическую выгоду (30%), снижение текучести кадров (20%) и качество подготовки (10%).

Процесс оценки включает несколько этапов. Сначала проводится сбор данных через анкетирование, интервью и анализ обратной связи. Все показатели оцениваются по пятибалльной шкале. Затем рассчитывается средний уровень удовлетворенности для каждой группы участников, после чего формируется общий показатель с учетом весовых коэффициентов.

Полученный результат интерпретируется следующим образом: уровень выше 80% считается высоким и свидетельствует об успешной работе системы наставничества. Показатель в диапазоне 60-79% указывает на средний уровень, требующий некоторого улучшения. При уровне 40-59% система признается недостаточно эффективной, а показатель ниже 40% требует полного пересмотра программы наставничества.

Рекомендуется проводить оценку ежеквартально, а также по завершении периода наставничества или при внесении изменений в программу. Для сбора данных используются опросы удовлетворенности, фокус-группы, индивидуальные интервью и анализ ключевых показателей эффективности.

В случае если уровень удовлетворенности опускается ниже 60%, необходимо проводить детальный анализ причин. При показателе ниже 40% требуется полный пересмотр программы наставничества. Если же уровень превышает 80%, это свидетельствует об эффективности текущей системы и правильности выбранных подходов.

Можно выделить следующие показатели эффективности по Парето:

Критические показатели (80% влияния):

  • Сокращение периода адаптации
  • Высокий процент успешных аттестаций
  • Низкая текучесть кадров
  • Высокое количество поощрений
  • Высокий уровень удовлетворенности

 

Второстепенные показатели (20% влияния):

  • Психологический климат
  • Мотивация к службе
  • Качество передачи опыта

 

Анализ по принципу Парето показывает, что 80% эффективности системы обеспечивается за счет сокращения периода адаптации, повышения успешности аттестаций, снижения текучести кадров и роста удовлетворенности участников. Оставшиеся 20% влияния приходятся на такие важные, но менее значимые показатели как психологический климат, мотивацию к службе и качество передачи опыта.

Список литературы

  1. Управление персоналом : учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева ; под ред. И.Б. Дураковой. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 570 с.
  2. Управление персоналом : учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 238 с.
  3. Управление персоналом : учебное пособие / под общ. ред. Г. И. Михайлиной. - 6-е изд., стер. - Москва : Дашков и К, 2022. - 278 с.
  4. Душкин А. С., Гончарова Н. А., Коноплева И. Н., Костина Л. Н., Ковальчук И. А. Особенности профессиональных компетенций наставников и межличностных отношений наставников и стажёров в системе МВД России // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 54–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2022_n1/Dushkin_et_al (дата обращения: 15.05.2025)
  5. Заяев Е. Д. Наставничество в органах внутренних дел: правовое регулирование на отдельных этапах развития и пути совершенствования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 4 (100). С. 46–55. URL: https://vestnikspbmvd.ru/en/storage/download/139055 (дата обращения: 15.05.2025)
  6. Мухина Т. Г., Филиппова Т. В. Теоретические аспекты психолого-педагогического обеспечения наставничества в уголовно-исполнительной системе // Вестник Университета имени В. П. Минина. 2022. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-8 (дата обращения: 15.05.2025)
  7. Ненашева Л. С., Иванов Е. Ю. Институционально-правовые аспекты организации наставничества в органах внутренних дел // Шаг в науку. 2025. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalno-pravovye-aspekty-organizatsii-nastavnichestva-v-organah-vnutrennih-del (дата обращения: 15.05.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее