Общефизическая подготовка является фундаментом для развития необходимых физических качеств и получения наилучшего результата, как на занятии, так и во время выступлений. В результате проведенного исследования Сериковой Ю.Н и Александровой В.А. (2017), анализ методологической литературы показал отсутствие информации по проблеме включения в тренировочный процесс системы физической подготовки танцоров. В ходе исследования было выявлено, что, несмотря на высокие требования, предъявляемые к выполнению танцевальных программ, танцоры, тренера, не уделяют должного внимания общефизической подготовке, а также не используют уже имеющиеся в теории спортивной подготовки методики развития и воспитания физических качеств. Исследований в области развития необходимых физических качеств юных танцоров уличных направлений незначительно.
Так Дружкова Д.О. поднимает проблему противоречия между необходимостью достижения достаточно высокого уровня физической подготовленности танцоров, обеспечивающей успешность выступления в танце, как следствие отсутствия разработанных методик с использованием средств фитнеса. Авторы описывают средства фитнеса, которые использовали для разработки методики: позы йоги; аэробика; функциональный тренинг; “стретчинг”; плиометрические упражнения. Детальные подробности педагогического эксперимента с внедрением данной методики в тренировочный процесс отсутствуют. В заключение эксперимента авторы успешно апробировали данную методику, которая может быть применима танцевальными коллективами. Тренера детских коллективов и в том числе юные танцоры пренебрегают применением общефизической подготовкой, что ведет к повышению уровня травматизма, снижению уровня технической подготовки юных танцоров.
Высокие требования, предъявляемые танцорам уличных стилей обусловлены характером соревновательной деятельности, включая “баттлы” и хореографические чемпионаты. Уличные стили танца являются сложнокоординационными видами спорта (брейкинг, крамп, хип-хоп, паппинг, вакинг и прочее) так как условия танца предоставляют быстро меняющиеся движения: согласованность частей тела во время движений, динамическая смена тела в пространстве – все это требует длительной физической подготовки танцора, особенно для детского возраста, так как повышается риск травматизма и снижение уровня работоспособности организма из-за чрезмерных интенсивных занятий. В зависимости от формата проведения чемпионата, выступление танцоров может длиться от 2 до 5 минут, а если выступление показательное то, может длиться и более 5 минут.
Следовательно, характерным физическим качеством в данном случае определяется выносливость — это способность организма в течение длительного времени выполнять интенсивную физическую нагрузку и при этом противостоять утомлению [3, c.22], а именно специальная выносливость, которая обуславливается специальной мышечной работой танцора в зависимости от интенсивности номера. Интенсивность номера каждый раз может меняться, но при этом танцор должен в любой момент быть готовым включиться в момент выступления с максимальным усилием, то есть это характеризуется проявлением максимальных мышечных усилий на протяжении длительного времени, что свидетельствует о таком физическом качестве как силовая выносливость. Огромная нагрузка приходится на мышцы нижних конечностей, так как постоянные передвижения в пространстве и танцевальные движения ногами носят динамичный характер, что требует от мышц ног силы, которая будет сохраняться на протяжении всего выступления и преодолевать наступающее утомление благодаря развитию силовой выносливости.
Другой формат соревнования характеризуется обычно одноминутным (иногда 40-50 секунд) выходом танцора во время одиночного поединка - «баттла» [8]. Все условия «баттла» уязвимы и меняются в зависимости от момента танца. По вышесказанному можно сделать вывод об одном из ключевых физических качествах, необходимых уже начинающему танцору – это силовая выносливость.
Следовательно, требования к физической подготовленности танцора высоки и зависят от конкретного уличного стиля, но включение в процесс общей физической подготовки, которая использует средства фитнеса (разновидности функционального тренинга, бег и прочее) поспособствуют развитию силовой выносливости, укреплению мышечного корсета и профилактики травматизма на всех этапах подготовки, вне зависимости от возраста танцора.
В тренировочном процессе юные танцоры (вне зависимости от уровня подготовки) обычно не используют дополнительные отягощения для развития необходимых физических качеств. Тем самым особенность общефизической подготовки танцоров является физическая работа с собственным весом, которая позволяет имитировать движения “естественного” характера, что приближено к танцевальным движениям и будет направлено на развитие силовой выносливости.
Средства функционального тренинга многообразны, но наиболее нужным способом развития силовой выносливости юных танцоров, которое может быть включено в тренировочный процесс является калистеника. Она представляет собой систему физических упражнений с весом собственного тела в качестве сопротивления. Для начинающего танцора достаточно будет изучить основные упражнения, не используя никакого оборудования. В нынешнем варианте упражнения появились в начале XIX века благодаря немецким педагогам Фридриха Людвига Яна и Адольфа Шписса. Калистеника включает в себя базовые упражнения, направленные на развитие основных мышечных групп, укрепление связочного аппарата и в том числе развитию контроля в теле: приседания, отжимания, подтягивания и другие вариации базовых упражнений [5]. Методика упражнений подразумевает собой выполнение упражнения с собственным весом до мышечного отказа с непродолжительным отдыхом. Так же она содержит упражнения статического характера в разных исходных положениях.
Для продолжающих танцоров можно использовать турник, кольца, амортизационные эспандеры для включения более глубоких мышц. Популярность данного направления растет с каждым годом и результаты зарубежных исследований показывают положительное влияние на показатели силовой выносливости спортсменов [7]. Исследования по внедрению данной технологии в танцевальной индустрии отсутствуют.
Следовательно, можно сделать вывод о дальнейшем возможном применении калистеники как средства развития общефизической подготовки юных танцоров.
Список литературы
- Астафьева О. В., Горбунов М. М. Сущность и содержание силовой выносливости / [Электронный ресурс]. – 2025. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-silovoy-vynoslivosti/viewer (дата обращения: 02.12.2025)
- Дружкова Д. О. Методика физической подготовки танцоров 8-9 лет средствами фитнеса / [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42423352 (дата обращения: 02.12.2025)
- Германов Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учебник для вузов / Германов Г. Н. ; 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 224 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04492-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/563330 (дата обращения: 01.12.2025)
- Колесников В. С., Кетриш Е. В. Функциональный тренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология / [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39230883 (дата обращения: 02.12.2025)
- Low S. Overcoming gravity: A systematic approach to gymnastics and bodyweight strength / Steven Low. – 2nd ed. – Battle Ground: Creative, 2016. – 590 p.
- Серикова Ю. Н., Александрова В. А. Анализ системы физической подготовки танцоров разных танцевальных направлений / [Электронный ресурс]. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sistemy-fizicheskoy-podgotovki-tantsorov-raznyh-tantsevalnyh-napravleniy/viewer (дата обращения: 02.12.2025)
- Сандырев Е. В. Особенности процесса обучения и влияние калистеники на развитие силы и выносливости / [Электронный ресурс]. – 2024. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67224320 (дата обращения: 02.12.2025)
- Федерация брейкинга России : [сайт]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410372090/#1000 (дата обращения: 02.12.2025)


