МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

51

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

Статья посвящена рассмотрению системы методических принципов преподавания русского языка детям с интеллектуальными нарушениями. Подробно анализируются как общедидактические принципы (воспитывающего обучения, наглядности, сознательности и активности, доступности и прочности, научности, индивидуального подхода), так и частно-методические принципы, специфичные для преподавания языка (коммуникативной направленности, единства развития речи и мышления, обязательной мотивации речевой деятельности).

Обучение русскому языку направлено на достижение трех основных целей: развитие речи как средства общения с окружающими, коррекцию познавательных процессов учащихся и подготовку их к успешной социальной адаптации после окончания школы.

Олигофренопедагогика, учитывая особенности обучения детей с умственной отсталостью, опирается на следующие дидактические принципы:

Принцип воспитывающего обучения — один из ключевых принципов, который предполагает создание на уроках русского языка условий для формирования у детей положительных привычек и устойчивых нравственных качеств.

Принцип сознательности и активности учащихся в усвоении материала — этот принцип реализуется через ряд условий, часть из которых заложена непосредственно в учебной программе.

Принцип наглядности в сочетании со словесными средствами — сознательность и активность учащихся тесно связаны с использованием наглядных методов. На уроках русского языка применяются традиционные наглядные средства, такие как реальные предметы и явления, их объемные и плоскостные изображения, графические материалы и технические средства обучения. Кроме того, используются специфические методы: мимика, жесты, драматизация, дикция, выразительное чтение, а также языковая (опосредованная) наглядность.

Критерии отбора и подачи доступного учебного материала

Для обеспечения доступности содержание обучения отбирается и структурируется по следующим критериям: оптимальный уровень научной обобщённости; новые правила, определения и выводы формулируются максимально просто. В них не должно присутствовать более двух абстрактных признаков одновременно. Это снижает когнитивную нагрузку и позволяет учащимся сосредоточиться на главном.

Изучение начинается с материала, который:

  • уже знаком школьникам из их повседневного опыта;
  • может быть освоен через практическую деятельность (наблюдения, манипуляции с предметами, простые эксперименты).

Для закрепления полученных знаний и формирования устойчивых умений и навыков применяются следующие методы:

  • многократное повторение изученного в различных контекстах;
  • постепенное наращивание сложности заданий;
  • включение новых знаний в систему уже освоенных;
  • использование разнообразных форм практики (устной, письменной, игровой);
  • регулярный контроль и коррекция ошибок.

Таким образом, сочетание продуманной доступности материала и систематической работы над его закреплением позволяет добиться устойчивых результатов в обучении русскому языку школьников с интеллектуальными нарушениями.

Научности и систематичности обучения - Элементарность курса грамматики и правописания, а также тех знаний, которые учащиеся получают на уроках развития устной речи и чтения, не исключает научности материала и систематичности его изложения.

Дифференцированного и индивидуального подходов - Учитывая различия у школьников в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, методика русского языка нацеливает учителя на широкое применение принципа дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе обучения.

Исходя из предмета исследования и целей обучения методикарешает следующие задачи:

  • Определение главных целей преподавания русского языка детям с интеллектуальными нарушениями.
  • Отбор доступного объёма учебного материала.
  • Адаптация общедидактических принципов и разработка специальных методических подходов.
  • Создание эффективных методов, приёмов и систем упражнений.
  • Поиск оптимальных способов воздействия на учащихся средствами языка.

Особое значение имеют следующие принципы:

Коммуникативная направленность — развитие навыков выражения мыслей, ведения диалога и построения монологов.

Единство развития речи и мышления — опора на взаимосвязь языка и мыслительных процессов.

Мотивация языковой и речевой деятельности — создание заинтересованности в общении и использовании языка.

Формирование языкового чутья — развитие интуитивного понимания языковых норм.

Взаимосвязь устной и письменной речи — параллельное совершенствование обеих форм речевой деятельности.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности.

Систематическая целенаправленная работа в данном направлении ведёт к развитию навыков более точного выражения мыслей, умению вести диалог и даже формирует навыки построения монологического высказывания.

Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.

Список литературы

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. — М.: Владос, 2022. — 287 с.
  2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых школьников на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 2020. — 215 с.
  3. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. — М.: Школа-Пресс, 2019. — 350 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее