Обучение русскому языку направлено на достижение трех основных целей: развитие речи как средства общения с окружающими, коррекцию познавательных процессов учащихся и подготовку их к успешной социальной адаптации после окончания школы.
Олигофренопедагогика, учитывая особенности обучения детей с умственной отсталостью, опирается на следующие дидактические принципы:
Принцип воспитывающего обучения — один из ключевых принципов, который предполагает создание на уроках русского языка условий для формирования у детей положительных привычек и устойчивых нравственных качеств.
Принцип сознательности и активности учащихся в усвоении материала — этот принцип реализуется через ряд условий, часть из которых заложена непосредственно в учебной программе.
Принцип наглядности в сочетании со словесными средствами — сознательность и активность учащихся тесно связаны с использованием наглядных методов. На уроках русского языка применяются традиционные наглядные средства, такие как реальные предметы и явления, их объемные и плоскостные изображения, графические материалы и технические средства обучения. Кроме того, используются специфические методы: мимика, жесты, драматизация, дикция, выразительное чтение, а также языковая (опосредованная) наглядность.
Критерии отбора и подачи доступного учебного материала
Для обеспечения доступности содержание обучения отбирается и структурируется по следующим критериям: оптимальный уровень научной обобщённости; новые правила, определения и выводы формулируются максимально просто. В них не должно присутствовать более двух абстрактных признаков одновременно. Это снижает когнитивную нагрузку и позволяет учащимся сосредоточиться на главном.
Изучение начинается с материала, который:
- уже знаком школьникам из их повседневного опыта;
- может быть освоен через практическую деятельность (наблюдения, манипуляции с предметами, простые эксперименты).
Для закрепления полученных знаний и формирования устойчивых умений и навыков применяются следующие методы:
- многократное повторение изученного в различных контекстах;
- постепенное наращивание сложности заданий;
- включение новых знаний в систему уже освоенных;
- использование разнообразных форм практики (устной, письменной, игровой);
- регулярный контроль и коррекция ошибок.
Таким образом, сочетание продуманной доступности материала и систематической работы над его закреплением позволяет добиться устойчивых результатов в обучении русскому языку школьников с интеллектуальными нарушениями.
Научности и систематичности обучения - Элементарность курса грамматики и правописания, а также тех знаний, которые учащиеся получают на уроках развития устной речи и чтения, не исключает научности материала и систематичности его изложения.
Дифференцированного и индивидуального подходов - Учитывая различия у школьников в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, методика русского языка нацеливает учителя на широкое применение принципа дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе обучения.
Исходя из предмета исследования и целей обучения методикарешает следующие задачи:
- Определение главных целей преподавания русского языка детям с интеллектуальными нарушениями.
- Отбор доступного объёма учебного материала.
- Адаптация общедидактических принципов и разработка специальных методических подходов.
- Создание эффективных методов, приёмов и систем упражнений.
- Поиск оптимальных способов воздействия на учащихся средствами языка.
Особое значение имеют следующие принципы:
Коммуникативная направленность — развитие навыков выражения мыслей, ведения диалога и построения монологов.
Единство развития речи и мышления — опора на взаимосвязь языка и мыслительных процессов.
Мотивация языковой и речевой деятельности — создание заинтересованности в общении и использовании языка.
Формирование языкового чутья — развитие интуитивного понимания языковых норм.
Взаимосвязь устной и письменной речи — параллельное совершенствование обеих форм речевой деятельности.
Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности.
Систематическая целенаправленная работа в данном направлении ведёт к развитию навыков более точного выражения мыслей, умению вести диалог и даже формирует навыки построения монологического высказывания.
Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.
Список литературы
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. — М.: Владос, 2022. — 287 с.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых школьников на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 2020. — 215 с.
- Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. — М.: Школа-Пресс, 2019. — 350 с.


