ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономическая безопасность

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье раскрывается сущность теневой экономики. Рассматривается уровень теневого сектора в России, причины её роста в нашей стране, а также рассмотрены меры, которые используются для противодействия.

 

Теневая экономика – это одна из ключевых и наиболее сложных проблем современности. Под влиянием глобализации и бурного развития технологий, нелегальный бизнес распространяется на все большее количество сфер, создавая существенные риски для экономической безопасности страны. В России, в частности, рост теневой экономики приобрел значительные масштабы, что отрицательно сказывается на стабильности бюджета, объеме налоговых поступлений и конкурентоспособности законно действующих компаний.

Теневое предпринимательство представляет собой серьезную угрозу для экономики страны, что и обуславливает актуальность данной работы. Уклонение от налогов и нелегальная деятельность подрывают финансовую стабильность государства и создают нездоровую конкуренцию. В условиях, когда бизнес сталкивается с высокими налогами, коррупцией и отсутствием надежной правовой защиты, уход в тень становится для многих единственным способом выживания. Изучение этой проблемы необходимо для понимания ее масштабов и разработки эффективных мер по борьбе с ней.

В рамках данной работы исследуются факторы, обуславливающие увеличение доли теневой экономики. К ним относятся: высокая налоговая нагрузка, которая провоцирует компании на поиск путей оптимизации налоговых обязательств, в том числе незаконных; распространенная коррупция, которая ослабляет эффективность государственных институтов и правоохранительной системы; и отсутствие надежных механизмов защиты прав и интересов малых и средних предприятий, что создает благоприятную почву для их ухода в теневой сектор.

Нелегальная экономическая деятельность, процветающая из-за недостаточного контроля, представляет собой серьезную опасность для экономической безопасности страны. Эта "теневая экономика" подрывает правопорядок, финансовую устойчивость и социальную справедливость, проникая во все сферы жизни общества. Различные исследования оценивают ее масштабы в 15-20% ВВП, что соответствует огромным суммам в 30-40 трлн рублей. Даже официальные данные Росстата за 2011 год указывают на значительную долю теневого сектора (16% или около 7 трлн рублей). Тот факт, что в нем заняты около 22 миллионов человек, свидетельствует о серьезности и распространенности этой проблемы.

Основными секторами, подверженными теневой деятельности, являются строительство, сфера услуг и розничная торговля. В указанных отраслях фиксируется существенный рост нелегального бизнеса. Динамика увеличения теневых операций, согласно эмпирическим данным, обусловлена комплексом факторов, среди которых коррупция и уклонение от налогов. Уровень теневой экономики в Российской Федерации превышает среднемировой показатель, который в 2023 году составил 11,3%, что является поводом для серьезной обеспокоенности относительно экономической устойчивости страны.

Статистика теневой экономики отражает серьезную проблему: большое число незарегистрированных работников приводит к сокращению налоговых поступлений. Хотя за первые девять месяцев 2024 года удалось вывести из тени 663 тысячи человек (97% от выявленных), потенциально в неформальной занятости находится около 6,5 миллионов человек. Это означает, что подавляющая часть рабочей силы функционирует вне правового поля, что создает препятствия для формирования действенной налоговой политики. Масштабы теневой экономики оказывают прямое негативное влияние на бюджет, уменьшая налоговые доходы и ограничивая способность государства финансировать социальные программы.

Решение проблемы теневой экономики требует всесторонних мер. Государство уже активизировало усилия по легализации бизнеса, в том числе путем ужесточения контроля и совершенствования налогового администрирования, что должно привести к росту бюджетных доходов. Использование передовых технологий и аналитики данных, наряду с адаптацией к особенностям "серой" экономики, способно существенно повысить прозрачность финансовых потоков и сократить масштабы нелегальной деятельности. Однако полное выведение всех теневых схем из тени остается сложной и длительной задачей.

Причины высокого уровня теневой экономики в России можно объяснить несколькими ключевыми факторами, которые тесно взаимосвязаны и оказывают влияние на легальный бизнес. В центре внимания находится коррупция. Широкое распространение взяточничества и злоупотреблений со стороны чиновников создает такие условия, при которых ведение легальной деятельности становится сложным и рискованным. Столкнувшись с многочисленными препятствиями, компании часто переходят к нелегальным схемам, что способствует росту теневого сектора. Кроме того, значительную роль играет экономическая нестабильность. Непредсказуемые экономические колебания, изменения валютных курсов и инфляция заставляют многих предпринимателей стремиться снизить риски, прибегая к теневым методам. Это помогает им избежать налоговых обязательств и регулирования, но в то же время негативно отражается на состоянии всей экономики.

Чрезмерное государственное регулирование бизнеса провоцирует предпринимателей на поиск альтернативных, зачастую неформальных, путей ведения дел. Высокие налоговые ставки и обременительная отчетность способствуют росту теневой экономики, где контроль и требования минимальны.

Распад СССР оставил Россию в состоянии управленческого кризиса, что стало благодатной почвой для формирования неформальных связей. Открытие экономики без параллельного укрепления государственных структур привело к тому, что многие отрасли оказались вне зоны эффективного надзора. Недостаточная гибкость законодательства в условиях стремительных экономических перемен также открыла двери для теневой экономики.

В конечном итоге, значительный уровень бедности в государстве становится катализатором спроса на нелегальные услуги. Когда все больше граждан сталкиваются с нехваткой средств, растет их стремление к более дешевым товарам и сервисам, которые зачастую предлагаются в обход закона. Таким образом, бедность порождает потребность в теневом секторе, что, в свою очередь, способствует его дальнейшему развитию.

Осознание истоков теневой экономики является ключевым фактором в создании действенных стратегий по ее преодолению. Несмотря на наличие законодательных и правительственных инициатив, направленных на сокращение нелегального сектора, включая антикоррупционные программы и стратегические планы, универсального решения не существует. Борьба с причинами, подпитывающими рост теневой экономики, требует всестороннего подхода, охватывающего реформирование налогообложения и пересмотр деятельности институтов, ответственных за правоприменение.

Чтобы эффективно бороться с теневой экономикой, нам нужно глубоко разобраться в ее причинах. Комплексное изучение факторов, порождающих теневой сектор, и его последствий поможет выявить главные угрозы для экономической безопасности и разработать действенные меры по улучшению ситуации. Исследования должны сосредоточиться на том, как теневой сектор связан с другими аспектами экономики, чтобы мы могли формировать более обоснованную и практичную политику противодействия.

Существенным аспектом борьбы с теневой экономикой в России является принятие эффективных мер против нелегальной занятости. В 2024 году были введены в действие изменения, закреплённые Федеральным законом № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Этот нормативный акт обеспечивает создание региональных межведомственных комиссий, призванных активно противодействовать теневой занятости.

Ключевым изменением является значительное расширение прав комиссий. Теперь они наделены полномочиями запрашивать у работодателей, подозреваемых в незаконной деятельности, широкий спектр данных, в том числе конфиденциальную налоговую информацию и персональные данные сотрудников. Для повышения эффективности этой работы к процессу подключены правоохранительные органы, налоговая служба и профсоюзы, что обеспечивает всесторонний подход к выявлению и пресечению нарушений.

Минтруд России разработал список индикаторов, позволяющих выявлять нарушения трудовых прав. В частности, к ним отнесены случаи, когда работодатели отказываются заключать трудовые договоры или используют гражданско-правовые договоры для маскировки трудовых отношений. Эти признаки будут служить основанием для проведения проверок и привлечения к ответственности

На основе накопленных данных, проверки, выявляющие нелегальное трудоустройство, будут проводиться систематически. Работодатели, допустившие нарушения, столкнутся с юридическими последствиями, что усилит меры по пресечению теневой занятости. Такая практика также опосредованно способствует улучшению социального обеспечения работников, акцентируя внимание на важности соблюдения трудового законодательства.

С 1 января 2025 года введён специальный реестр недобросовестных работодателей, который повысил прозрачность трудовых отношений и способствовал лучшему соблюдению законодательства. Благодаря публичному доступу к этому реестру, работники получили возможность делать более обдуманный выбор и снижать риски, связанные с работой в «тени».

Важно понимать, что эффективность существующих мер против теневой экономики зависит от постоянного наблюдения и их улучшения. Полностью избавиться от теневой экономики не получится, если не учитывать изменения в экономике и на рынке труда. Поэтому ключевым направлением остается адаптация текущих стратегий борьбы с нелегальной занятостью к современным реалиям. Для достижения этой цели требуется развитие как правовых, так и административных инструментов, чтобы повысить результативность противодействия нелегальной занятости.

Список литературы

  1. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность страны // 1Экономика.ру. – URL: https://1economic.ru/lib/122054 (дата обращения: 27.10.2025).
  2. Файзуллаева, Х. Ф. Значение теневой экономики в бюджете страны / Х. Ф. Файзуллаева, Ш. А. Ширинова // Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences. – 2025. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-tenevoy-ekonomiki-v-byudzhete-strany (дата обращения: 15.11.2025).
  3. Инструменты противодействия теневой экономики в России // Научный альманах. – 2023. – № 2-2 (100). – С. 120–122. – URL: https://na-journal.ru/2-2023-ekonomika-menedzhment/4350-instrumenty-protivodeistviya-tenevoi-ekonomiki-v-rossii (дата обращения: 18.11.2025).
  4. Меры борьбы с теневой занятостью в 2024 году // Официальный портал Администрации города Ростова-на-Дону. – URL: https://rostov-gorod.ru/administration/territorial_unit/oktyabrsky-district/news/182395/ (дата обращения: 20.11.2025).
  5. Основные причины возникновения теневой экономики / Н. В. Дергачев // РАНХиГС. – URL: https://spb.ranepa.ru/wp-content/uploads/2021/02/dergachev_n.v._ac_18_2.pdf (дата обращения: 29.10.2025).
  6. Минеева, В. М. Причины возникновения теневой экономики в России / В. М. Минеева, З. А. Сайфулина, А. Ф. Латыпов // Проблемы науки. – 2022. – № 3 (71). – С. 29–31. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-tenevoy-ekonomiki-v-rossii-1 (дата обращения: 29.10.2025).
  7. Теневая экономика в России // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теневая_экономика_в_России (дата обращения: 25.10.2025).
  8. Факторы, способствующие появлению теневой экономики / А. С. Петрова // Молодой ученый. – 2022. – № 22 (417). – С. 359–361. – URL: https://moluch.ru/archive/410/90372 (дата обращения: 02.11.2025).
  9. Эксперты: размер теневой экономики РФ достиг 20% ВВП // ТАСС. – 2024. – 26 марта. – URL: https://tass.ru/ekonomika/24466179 (дата обращения: 30.11.2025).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее