Введение
В высокотехнологичных отраслях, таких как микроэлектроника, безусловное соответствие продукции нормативным требованиям является основой её надежности, безопасности и конкурентоспособности [1]. Процесс нормоконтроля документации играет в этом ключевую роль, выступая фильтром, предотвращающим выпуск несоответствующей продукции. Однако этот процесс сам по себе подвержен многочисленным рискам, связанным с человеческим фактором, изменчивостью нормативной базы, сложностью документации и организационными аспектами. Неэффективное управление этими рисками может привести к серьезным последствиям: задержкам в производстве, финансовым потерям, юридическим проблемам и ущербу репутации предприятия.
Целью данного исследования является комплексная оценка рисков процесса нормоконтроля документации на предприятии, специализирующемся на разработке микроэлектронных изделий для авиационно-космической техники.
Задачами работы стали: идентификация и классификация рисков, их экспертная оценка, построение матриц для визуализации и приоритизации, углубленный анализ наиболее критичных угроз и разработка рекомендаций по их минимизации.
Методология и результаты оценки рисков
В качестве объекта исследования был выбран процесс нормоконтроля конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями ГОСТ 3.1116 и Федерального закона № 162-ФЗ [2, 3]. Для систематизации угроз был разработан классификатор рисков, включающий семь основных категорий (факторов): технический, кадровый, законодательный, финансовый, инфраструктурный, правовой и организационный. Каждая категория детализирована через конкретные формулировки рисков (Табл. 1).
Таблица 1.
Фрагмент классификатора рисков процесса нормоконтроля
|
Фактор |
Формулировка риска |
|
А. Технический |
А.1. Обнаружение неполноты документации (отсутствие разделов, спецификаций). |
|
|
А.2. Выявление ошибок в документации (технические ошибки, несоответствие стандартам). |
|
В. Кадровый |
В.1. Недостаточная квалификация и опыт персонала. |
|
|
В.3. Недостаточная мотивация и выгорание персонала. |
|
С. Организационный |
Г.4. Неэффективная коммуникация между разработчиками и нормоконтролерами. |
На основе классификатора и экспертных опросов был сформирован реестр рисков, содержащий 21 позицию. Для каждого риска оценены вероятность возникновения (P) и тяжесть последствий (S) по трехбалльной шкале, а также вычислен уровень риска (1).
R = P × S (1)
Определены владельцы рисков и запланированы мероприятия по их обработке (снижению вероятности или последствий). Наглядно динамика изменения риск-ландшафта представлена на матрицах рисков 3x3, построенных для состояния до и после внедрения корректирующих мероприятий (Рис. 1, 2). Анализ матриц показывает, что запланированные меры позволяют значительно снизить как вероятность, так и тяжесть большинства рисков, смещая их в зону приемлемого уровня.

Рисунок 1. Матрица рисков до обработки

Рисунок 2. Матрица рисков после обработки
В качестве наиболее критичного был выбран риск В.4 «Возникновение текучести кадров и потеря знаний» (исходный уровень риска R=6). Для него проведен анализ корневых причин с использованием диаграммы Исикавы, выделены шесть групп факторов: процессы, сотрудники, технологии, ресурсы, управление, внешняя среда. Экспертная оценка значимости этих причин (по 9-балльной шкале) и последующее построение диаграммы Парето позволили выявить ключевые драйверы риска: неконкурентная заработная плата, отсутствие возможностей для продвижения и карьерного роста, отсутствие баланса между работой и личной жизнью, а также неоптимизированные рабочие процессы. На основе этого анализа была разработана детализированная диаграмма «галстук-бабочка», наглядно связывающая причины, угрозу, барьеры управления, последствия и меры по восстановлению для данного риска.
Для количественной оценки эффективности мер управления на уровне конкретного элемента процесса был применен метод АВПКО (Анализ видов, последствий и критичности отказов). В качестве анализируемого элемента выбрана «Проверенная документация». Для выявленных видов отказов (например, «Несоответствие требованиям ЕСКД») оценены частота возникновения (O), тяжесть последствий (S) и вероятность необнаружения (D) по 10-балльной шкале. Рассчитан индекс приоритета риска RPN (Risk Priority Number) (2).
RPN= O × S × D (2)
После предложения корректирующих действий (привлечение высококвалифицированных сотрудников, соблюдение регламента) оценки O, S, D и, как следствие, RPN были существенно снижены (Табл. 2), что подтверждает эффективность планируемых мероприятий.
Таблица 2.
Фрагмент таблицы АВПКО для элемента «Проверенная документация»
|
Вид отказа |
Причины |
O |
S |
D |
RPN |
Корректирующие действия |
O’ |
S’ |
D’ |
RPN’ |
|
Несоответствие ЕСКД |
Некомпетентность |
6 |
4 |
6 |
144 |
Привлечение квалифицированного персонала |
4 |
4 |
4 |
64 |
|
Несоответствие ЕСКД |
Большая загруженность |
4 |
6 |
6 |
144 |
Соблюдение баланса нормочасов |
4 |
2 |
2 |
16 |
Заключение
Проведенное исследование позволило системно оценить риски, присущие процессу нормоконтроля документации на предприятии микроэлектронной промышленности. Разработанные инструменты - классификатор, реестр и матрицы рисков - обеспечивают наглядное представление о рисках и помогают определить приоритеты для управленческих воздействий. Глубинный анализ корневых причин критичного риска текучести кадров с использованием диаграмм Исикавы и Парето выявил ключевые области для улучшения: систему мотивации, карьерного роста и организацию труда. Применение метода АВПКО к ключевому элементу процесса доказало эффективность предлагаемых корректирующих действий через количественное снижение индекса RPN.
Результаты работы могут быть использованы руководством предприятий микроэлектроники для разработки и внедрения программы повышения устойчивости и эффективности отдела нормоконтроля. Предложенная методика является универсальной и может быть адаптирована для оценки рисков аналогичных процессов на других предприятиях, работающих в условиях жесткого нормативного регулирования.
Список литературы
- ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска. – Введ. 2020-07-01. – М.: Стандартинформ, 2019. – IV, 32 с.
- ГОСТ 3.1116-2011 Единая система технологической документации. Нормоконтроль. – Введ. 2012-07-01. – М.: Стандартинформ, 2012. – 11 с.
- Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О стандартизации в Российской Федерации»


